Иордан (Федор Иванович)
один из лучших русских граверов,
сын придворного обойщика (1800 1883). Был воспитанником Императорской Академии Художеств и, после десятилетней общей артистической подготовки, определен (в 1819 г.) в гравировальный
класс, в
ученики к Н.И. Уткину . Получив от академии малую и большую серебряные медали за успехи в рисовании с натуры, в 1824 г.
он окончил свое академическое
образование со званием художника XIV класса и малой золотой медалью, за гравюру с картины П.И. Соколова "Меркурий усыпляет Аргуса". Будучи оставлен при академии, Иордан занялся исполнением гравюры с картины А. Лосенки "Умирающий Авель", как программой на получение большой золотой медали. Удостоенный ее, в 1829 г., он отправлен в
чужие края, учился в Париже у известного гравера Ришома; когда же вспыхнула июльская
революция 1830 г., перебрался в
Лондон и занимался там гравированием крепкой водкой у Раймбаха, акватинтой у Бентлея и гравированием на стали у Дж.-Г. Робинсона. В 1834 г., в Риме, занялся изготовлением рисунка со знаменитой картины Рафаэля "Преображение", которую, по совету К. Брюллова , задумал воспроизвести в гравюре огромного размера. Этому предприятию Иордан посвятил 12 лет непрерывного, настойчивого труда. Лишь только появились первые оттиски Иордановской гравюры, римские знатоки искусства единогласно признали, что русский мастер превзошел в ней своих предшественников по истолкованию красот творения Рафаэля, выказав добросовестное изучение оригинала, превосходный
рисунок и ученый, классический прием резца; несколько позже, за эту же работу берлинская, флорентийская и урбинская академии признали его своим членом, а Императорская
Академия Художеств, еще
перед тем (в 1844 г.) наградившая его званием академика за рисунок для этого эстампа, по возвращении его в
отечество в 1850 г. присудила ему
титул профессора. Вскоре после того Иордан взялся за второй важнейший труд своей жизни за большую гравюру с картины А.
Егорова "Истязание Спасителя". В 1855 г. занял место профессора-преподавателя в гравировальном классе академии, сделавшееся вакантным по смерти С. Галактионова , и назначен помощником хранителя эстампов и оригинальных рисунков в Эрмитаже; после же кончины Н.И. Уткина, в 1860 г., сделался и хранителем этой части Императорского музея.
В 1871 г. занял в академии
пост ректора живописи и ваяния, а с 1876 г. получил в свое заведование состоящее при ней мозаичное
отделение. Преклонный возраст и служебные обязанности не мешали ему заниматься гравированием почти до самой его кончины.
Из произведений Иордана важнейшими, сверх вышеупомянутых, должно признать: "Мадонну с покрывалом", с Рафаэля (1833), "Богоматерь, скорбящую над телом Спасителя", с Чиголи (1834) и портреты императора Александра II (1875), Державина (1861), самого Иордана (1871), великого князя Владимира Александровича (1881), игумена Валаамского монастыря Дамаскина (1878) и, наконец, трех корифеев русской живописи: Егорова, Левицкого и Шебуева (1883; последний труд художника).
Ср. Н. Собко , Д. Ровинский "Жизнь и произведения Ф.И. Иордана" ("Вестник Изобразительного Искусства",
т. II). А. С-в. .