Исторический словарь - иосиф ii
Иосиф ii
Напротив, она выработала в нем решительную и безусловную ненависть к фанатизму. Он не любил священнослужителей и питал природное отвращение к богословским казуистическим спорам, к церковным церемониям, легендам, суевериям и всем аксессуарам религии вообще. При всем этом он был искренне верующим человеком и не любил Вольтера.
В 1765 г., по смерти отца, Иосиф принял императорскую корону, и тогда же мать сделала его соправителем в Австрии. Однако они так и не смогли ужиться вместе, поскольку были одинаково властолюбивы и не сходились между собой в своих взглядах. Резкая перемена во всем обнаружилась сразу после смерти Марии Терезии. Иосиф всегда пренебрегал этикетом и сразу сократил до крайних размеров расходы на содержание своего двора.
Вместе с тем он принес с собой на престол непомерное желание устроить как можно лучше жизнь своих подданных и возвысить могущество своего государства. У него было множество разнообразных замыслов, которые он торопился осуществить. Он спешил все сдвинуть с места и всему дать новый вид. Никогда еще в Австрии не правил государь с такой жаждой преобразований, готовый работать с утра до вечера без отдыха и с лихорадочным возбуждением. Он писал своему брату Леопольду: "Любовь к отечеству, благо монархии, вот единственная страсть, которая меня одушевляет и под влиянием которой я готов предпринять, что угодно". Как реформатор Иосиф был теоретиком в полном смысле слова. Господствовавшая тогда философская школа не имела никакого уважения к прошлому историческому развитию, все отжившее представлялось для нее грубым предрассудком, и она требовала коренного преобразования государственных учреждений на основании отвлеченных принципов. Иосиф не обращал внимания на то, что исторически сложилось, а считал необходимым сообразовываться только с указаниями разума и "естественным правом". "Возлагая на себя наиболее славную из европейских корон, писал император, я намерен поставить философию законодательницей моего государства; на основании ее принципов Австрия должна получить совершенно новый вид Внутреннее управление подвластных мне областей требует радикальной перемены; привилегии, фанатизм и умственный г нет должны исчезнуть, каждый из моих подданных будет пользоваться прирожденными ему естественными правами". В чем заключалась программа? "Монархия, писал Иосиф, должна состоять из совершенно сходных по своим учреждениям провинций, представлять собой единое целое, к которому следует применить одинаковую систему управления. Как скоро это будет достигнуто, прекратится всякое отчуждение, всякое соперничество между различными областями и народностями. Различия по происхождению и вероисповеданию должны исчезнуть, и тогда все граждане будут считаться братьями, стараясь посильно помогать друг другу". Уже на другой день после своего воцарения Иосиф издал закон о свободе вероисповедания. Несмотря на свою умеренность, этот декрет произвел чрезвычайно сильное впечатление не только в Австрии, но и во всей Европе. Затем последовал целый ряд других законов, имевших целью ослабить влияние Рима и сделать австрийскую церковь более самостоятельной. Встревоженный папа Пий VI отправился в 1781 г. в Вену, чтобы лично встретиться с Иосифом, но поездка эта не имела никакого результата император не согласился пойти ни на какие уступки и объявил о своем твердом намерении отнять у духовенства значительную долю тех прав, которые с незапамятных времен оно присвоило себе в Австрии. "Я намерен, писал он в одном из писем, освободить народ от суеверий и от влияния саддукеев, необходимо изъять из церковной области все, что не имеет к ней никакого отношения и следствием чего было порабощение человеческого разума". С особым нерасположением он относился к монашеским орденам, которые немедленно подчинил власти епископов. Затем началось упразднение монастырей: в первые шесть лет царствования Иосифа их было закрыто не менее 740. Это, по-видимому, нужное преобразование сопровождалось совершенно неоправданной горячностью и неразберихой. Монастыри были ограблены с беспощадным насилием, их имущества растрачены, их драгоценные библиотеки уничтожены или расхищены. В венском картезианском монастыре бальзамированное тело Альфреда Мудрого было выкинуто из своего свинцового гроба ради металла и в течение нескольких месяцев лежало на всеобщем обозрении. Одновременно шли преобразования в других областях государственного устройства. В 1782 г. был издан закон, отменявший крепостное право в славянских владениях Австрии. Это была одна из самых благих и сравнительно удачных мер Иосифа. Однако земля осталась собственностью помещиков. Гораздо менее успеха имела административная реформа. Держава Габсбургов представляла собой империю, состоявшую из самых разнородных элементов. Если в собственно Австрии австрийский монарх был неограниченным прирожденным государем среди преданного населения, то в Тироле он был властителем, на которого свысока смотрело независимое крестьянство, в Бельгии политическим г лавой средневековых республик, в Чехии и Моравии чужеземным властелином, управляющим равнодушным и несчастным населением, в Венгрии феодальным сюзереном республики дворян, ревниво отстаивавших свои привилегии, наконец, в Галиции и Ломбардии завоевателем, управлявшим, безусловно, по праву меча. Править таким государством так, чтобы все оставались довольны, было делом нелегким и даже едва ли возможным. Иосиф поставил себе задачу слить в одно целое все свои владения, уничтожить все местные политические права, стереть границы между различными нациями и заменить их простым административным разделением всей империи, сделать немецкий язык господствующим, дать однообразный свод законов и уравнять перед законом массу крепрстных крестьян с бывшими господами. Уже в 1782 г. были упразднены правительства 12 земель и вместо них созданы шесть губерний. Выборные управы при этом везде были заменены правительственными чиновниками. Затем то же самое стало проводиться в других частях Габсбургской державы. В 1787 г. весь исторический строй Бельгии был вдруг радикально изменен, и правительство разом отменило все старинные учреждения страны. Было образовано министерство юстиции, а дворянство, духовенство, города лишились права иметь особые суды. В административном отношении Бельгия была разделена на округа. Штаты утратили всякое значение, в том числе и право утверждать налоги. Однако бельгийцы были не теми людьми, которые готовы уступить без борьбы свои старинные вольности. Повсюду явились зловещие признаки неповиновения. Бра-бантские Штаты заявили резкий протест против всех распоряжений Иосифа. Все сословия были г отовы взяться за оружие. Сестра императора Мария Христина, которая вместе со своим мужем управляла Бельгией, писала императору: "Любезный брат, умоляю вас на коленях, не настаивайте на принятых вами мерах, иначе эти провинции, все без исключения, предадутся такому отчаянию, что сочтут себя вправе порвать узы, связующие их с династией". В ответ Иосиф назначил генерал-губернатором Бельгии графа Муррея. Но даже этот храбрый солдат, ознакомившись на месте с положением дел, счел нужным пойти на важные уступки. Император сместил его и назначил графа Траутмансдорфа, объявив при этом: "Бельгийцы должны образумиться и покориться, иначе употреблена будет сила и зло вырвано с корнем, каковы бы ни были последствия". Новый г убернатор в самом деле вскоре должен был применять силу, так что в Брюсселе и Антверпене дело дошло до кровопролития. В октябре 1789 г. началось восстание в Брабанте, перекинувшееся затем в Брюссель, Намюр и Гент. 27 октября австрийская армия потерпела поражение, а к концу года почти вся Бельгия была освобождена от австрийских войск. В январе 1790 г. на собравшемся в Брюсселе Национальном конгрессе было провозглашено образование нового государства Соединенных штатов Бельгии. Сходным образом пошли дела в Венгрии. При вступлении на престол император не захотел короноваться венгерской короной. В его г лазах Венгрия ничем не отличалась от всякой другой провинции, и ее старинная конституция служила только помехой для задуманных преобразований. Всюду была водворена система строгой централизации. Государственным языком объявлялся немецкий. Всех, кто не владел им, предписывалось увольнять с государственной службы. Иосифа умоляли, чтобы он, по крайней мере, дал отсрочку тем лицам, которые желают выучиться немецкому, но и эта просьба не была уважена.В 1784 г. в Венгрии было отменено крепостное право. Все комитатское управление было преобразовано и передано в руки чиновников. Эти нововведения вызвали повсеместное возмущение. Дворянство уже готово было свергнуть "некоронованного" Иосифа и передать престол кому-нибудь из имперских князей. Но, наученный бельгийским опытом, Иосиф в январе 1790 г.
уступил венграм и аннулировал реформы, провозглашенные в 1780 г. Все внешнеполитические начинания Иосифа были также безуспешны. Война за Баварское наследство в 1778-1779 гг. завершилась унизительным отступлением, а Турецкая война 1788-1791 гг. представляла собой непрерывный ряд неудач и поражений. Даже личное присутствие императора на фронте не изменило положения. Он отправился на войну уже тяжело больным. Кампания 1788 г., проведенная в жаркой и болотистой местности, окончательно доконала его, и он возвратился из похода, жестоко истощенный болезнью. "Бог знает, что приходится выносить мне, писал он брату Леопольду в конце 1789 г., одышка в соединении с сильнейшим кашлем не дает мне покоя, так что не могу я ни лежать, ни ходить, и целые ночи провожу, сидя без сна, погруженный в тяжкое раздумье о судьбе государства". Он чувствовал, что дни его сочтены, но более, нежели смерть, угнетали его беды, постигшие отечество. Он знал, что его повсеместно обвиняют в возмущении и развале страны, но не желал принимать на себя ответственность. "Я знаю свое сердце, писал он незадолго до своей кончины, я убежден в г лубине души в чистоте моих намерений, и я надеюсь, что, когда меня не станет, потомство рассмотрит и рассудит внимательнее, справедливее и беспристрастнее, чем современники, то, что я делал для моего народа". После смерти императора большинство его нововведений было отменено. Современники довольно сурово оценили его деятельность. Но с течением времени, особенно после Французской революции и начала Наполеоновских войн, когда ясно обозначился г лубокий кризис государственной системы Австрии, о нем стали судить снисходительнее. Несомненно, он многое предвидел, в начинаниях его было много верного и полезного, но у него не было ни государственной прозорливости, ни такта, ни способностей истинного реформатора, поэтому неудача, постигшая его, была закономерна и естественна. .