Исторический словарь - каракаш михаил николаевич
Каракаш михаил николаевич
элитарных учебных заведений водили в Мариинский театр «на Каракаша и Попову» с целью показать эталонные светские манеры, В 1915-17 К., помимо Мариинского театра, регулярно выступал в своих лучших ролях на сцене Театра музыкальной драмы (ТМД) в Петербурге, гастролировал в Одессе, Киеве, Харькове, Тифлисе. По свидетельствам современников, К.
был, не менее чем в опере, убедителен в концертах с исполнением камерной вокальной лирики. В программы его совместных с Поповой концертов, помимо классических романсов от Глинки до П.Чайковского, включались новейшие произведения С.Рахманинова, А.Гречанинова, А.Спендиарова, Н.Метнера, И.Стравинского. Нередко аккомпанировал К. и Поповой один из лучших русских пианистовансамблистов М.Бихтер. «Оба артиста увлекли аудиторию своими прекрасными голосами, благородством фразировки, выразительным пением», писал журнал «Театр и искусство» об одном из их концертов весной 1917.Последнее выступление К. в Мариинском театре состоялось 15.3.1918 в «Пиковой даме», затем вместе с Поповой он уехал в Москву. В 191819 К. и Попова работали в Большом театре, в театре С.Зимина, переименованном в Театр Совета рабочих депутатов. Летом 1918 вместе с Шаляпиным, Неждановой и др. знаменитыми артистами они вошли в Первое театральное кооперативное товарищество.
В июле 1918 К. и Попова пели с Шаляпиным в «Паяцах» Леонкавалло. Шаляпин, К. и Нежданова выступили также в «Севильском цирюльнике» и «Фаусте». Очевидно, ссора двухлетней давности между К. и Шаляпиным была предана забвению. Из числа концертов К. в Москве отметим его участие в бетховенской программе знаменитого дирижера С.Кусевацкого вместе с Неждановой, Метнером и А.Южиным 16.3.1919 в Колонном зале Дома Союзов. В апреле 1919 К. и Попова выехали в имение его отца под Симферополем. В городах Крыма им удавалось выступать с концертами. В это время произошло их знакомство с известным композитором Спендиаровым, который посвятил К. романс «К Армении» (К. по национальности наполовину армянин). В октябре 1921 супруги отбыли в Италию, в Рим. Здесь они поступили в труппу театра «Русская ласточка», а в 1923 перебрались в Париж, где до 1926 работали в антрепризе М.Кузнецовой-Бенуа. Тогда же К. гастролировал в Барселоне, Загребе, Будапеште. В 1926 выдающийся певец приступил к деятельности режиссера: в Париже, в антрепризе А.Церетели «Русская опера» он поставил «Садко» Римского-Корсакова. В 1931 К. стал профессором Русской консерватории в Париже, позднее он перебрался в Белград, где Попова выступала на правах одной из ведущих солисток оперы. Здесь К. был режиссером и одно время директором оперного театра, прославился своими постановками «Севильского цирюльника» (1934) и «Князя Игоря» (1935). В эмиграции К. написал несколько исследований на музыкальные и театральные темы. Две из них сохранились в рукописях: «Альберт Лортцинг и его опера «Царь и плотник», «Спектакль Михаила Чехова».Скончался К. в возрасте всего лишь 50 лет, так и не сказав полностью своего слова в искусстве ни как певец, ни как режиссер, не имея в самые плодотворные для артиста оперы годы условий, необходимых для художника его масштаба. За свою недолгую артистическую карьеру К. создал несколько столь совершенных образов в русских и западных операх, что их следует признать классическими.
Прежде всего это Евгений Онегин наиболее точное воплощение замыслов Пушкина и Чайковского, что проявилось в каждой ноте, движении, черте внешнего облика. Благодаря драматическому дару К. созданные им лучшие роли следует поставить вровень с наивысшими актерскими достижениями Шаляпина. Таковы у К. роли Князя Елецкого в «Пиковой даме» и рассиниевского Фигаро. Эти шедевры вокально-сценического искусства были созданы артистом в возрасте всего 24-27 лет. К. записывался на пластинки русского отделения крупнейшей европейской компании «Gramophone» (марка «Пишущий амур») в Петербурге в 1913 и 1914. Записей немного всего 10 фрагментов из опер и, дань времени «Авиационная песня» композитора М.Якобсона. Большой удачей дореволюционной грамзаписи следует считать фонограммы четырех сцен из «Евгения Онегина» с участием К. Им записаны арии Князя Елецкого, Князя Игоря и Демона; Эпиталама Виндекса из «Нерона» А.Рубинштейна исполнена им в «классическом» стиле. С Е.Виттнгом К. записал дуэты из «Кармен» и из «Мадам Баттерфлай». Записи К., несмотря на свою малочисленность, свидетельствуют о нем как об одном из лучших певцов России предреволюционного времени. Все они вошли в состав монографической пластинки, выпущенной фирмой «Мелодия» в 1986. .