Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - комиссаржевский федор федорович

Комиссаржевский федор федорович

(23.5.1882, Венеция16.4.1954, Дариен, шт. Коннектикут, США) режиссер. Вырос в театральной семье. Отец оперный певец Ф.П.Комиссаржевский, старшая сестра прославленная актриса Вера Комиссаржевская. По образованию К. архитектор, учился в Петербургском университете, а также в Германии. При создании театра В.Комиссаржевской (1903) вошел в число пайщиков. Возглавил постановочную часть театра в сезон 1906/7, когда там работал В.Мейерхольд. В конфликте между В.Комиссаржевской и Мейерхольдом принял сторону сестры. В кругах русского театрального эстетизма 10-х К. был авторитетной фигурой, критики неизменно называли его вслед за Мейерхольдом. Репутация «вечно второго» тяготила К., этим во многом объясняется его критика теории и практики Мейерхольда (при том, что К. не был склонен к агрессивной полемике). К. были чужды эстетические крайности, он пытался примирить подчас непримиримое в рамках широкого понимания театра как «праздника всех искусств», ассимилируя разнообразный театральный опыт. Выступал с идеями философского романтизма («Театральные прелюдии». М,, 1916). Проявлял интерес к искусству Художественного театра. Написал по поводу едва только складывавшейся системы Станиславского сочувственную, хотя и легкомысленную книгу «Творчество актера и теория Станиславского» (Пг., 1915, 2-е изд. 1917). Правда, Станиславский книгу не принял, его привела в ярость упрощенность суждений автора. Первая самостоятельная режиссерская работа К. спектакль «Бесовское действо над некиим мужем, а также смерть грешника и смерть праведника, сие есть прение Живота со Смертью» А.Ремизова (1907). Спектакль провалился, автора освистали, не обращая внимания на режиссера, который нащупал здесь один из устойчивых мотивов своего творчества мотив народного примитива как предмет стилизующих усилий высокого искусства.

В 1908 К. поставил модернистские новинки «У врат царства» К.Гамсуна, «флорентийскую трагедию» О.Уайльда, «Черные маски» Л.Андреева, в 1909 актуализированные символистами «Праматерь» Ф.Грильпарцера и «Юдифь» Ф.Геббеля. Одновременно внес вклад в становление русского театра малых форм (театральное кабаре), организовав в 109 вместе с Н.

Евреиновым из части труппы «Веселый театр для пожилых детей». Основой пародийного репертуара стали сочинения Козьмы Пруткова «Черепослов, сиречь Френолог», «Фантазио», «Спор древних греческих философов об изящном». В 1910 К. переехал в Москву и поступил в антрепризу Незлобина. К этому времени репертуарные пристрастия К. меняются, теперь его увлекает классика.К. пытался переосмыслить свои прежние приемы применительно к задачам «большого стиля». Его высшим достижением стала первая в России полная постановка 1-й части «фауста» Гёте (1912), в которой образы Гёте, утратив классическую невинность, приобрели модернистскую искушенность. В описании В.Сахновского, Мефистофель из спектакля К. «прижимался своим холодным профилем к пламенно горящему лбу Фауста, словно выползшая из его раздумий, словно частица его существования, нетленная, вечная разлагающая чувство и мир и спокойную целостность всего, субстанция». В пьесах «Мещанин-дворянин» (1911) и «Лекарь поневоле» (Малый театр, 1913) К. привлекла связь мольеровских фарсов с итальянской традицией комедии масок; в «Принцессе Турандот» К.Гоцци он во многом предвосхитил легендарный спектакль Е.Вахтангова. Попыткой «отнять» А.

0стровского у бытового театра явился спектакль «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1910), решенный средствами стилизованного лубка, заостренных шаржированных характеристик. Вслед за Художественным театром К. обратился к трагедийному миру Ф.Достоевского. Его постановка «Идиота» (1912), сотканная из контрастов света и тьмы, стала заметным театральным событием. Покинув Незлобина, К. открыл в 1914 на основе созданной в 1910 театральной школы небольшой театр, который назвал именем В.Комиссаржевской. В стенах этого театра начинали И.Ильинский, А.Кторов, М.Жаров, М.Бабанова, В.Зайчиков, М.Терешкович.К. осуществил здесь ряд экспериментов и художественных проб: в «Дмитрии Донском» В.Озерова (1914) вызвал к жизни видения русского театра начала XIX в.; в последовавших затем премьерах экспрессионистский гротеск «Скверного анекдота» Ф.Достоевского (1914) соседствовал со стилизованным средневековым действом «Каждого человека» (1915), а детская сказка в декадентском духе «Ночные пляски» Ф.Сологуба (1915) с безмятежной этнографической «Майской ночью» Н.Гоголя (1915). В «Электре» Софокла-Гофмансталя (1916) К. предвосхитил театральный экзистенциализм, «Проклятый принц» А.Ремизова (1916), «Ванька Ключник и паж Жеан» Ф.Сологуба (1916) и «Комедия об Алексее» М.Кузмина (1917) продолжили линию рафинированных стилизаций лубочных тем. Задачи «большого спектакля» и «большого стиля» К. перенес на сцену оперного театра С.Зимина, где поставил «Князя Игоря» А.

Бородина, «Кудеяра» А.Оленина, «Сына земли» А.Канкаровича, «Орестейю» С.Танеева, «Золотого петушка» Н.Римского-Корсакова (1917), «Бориса Годунова» М.Мусоргского, «Пиковую даму» П.Чайковского, «Лоэнгрина» Р.Вагнера (1918), К. стремился к идеалам синтетического актера и универсального театра. Решительный шаг в этом направлении он сделал в сезоне 1918-19 в ХПСРО (Художественно-просветительном союзе рабочих организаций), объединив в одну труппу оперных солистов и драматических актеров, что, по его замыслу, должно было привести к выработке «совершенных артистов сцены», Спектакль часто составлялся из двух частей, оперной и драматической: «Брак по принуждению» Мольера и «Паяцы» Леонкавалло, «Похищение из сераля» Моцарта и «Женитьба Фигаро» Бомарше (1918).

Особое место в этом ряду заняла шекспировская «Буря» (1919), где режиссер использовал приемы несвойственного ему авангарда. В 1919 К. уехал в Шотландию для участия в эдинбургском театральном фестивале. Свои впечатления излагал в советских театральных журналах, в газетах публиковались сообщения о скором его возвращении; обсуждался вопрос о назначении К.

на предполагаемую должность «заведующего художественной частью академических театров». К. вернулся в 1926, но, по всей вероятности, его ожидания не оправдались, и он вновь выехал в Англию. Считая, что в Англии он попал на подмостки другой театральной эпохи, куда еще не ступала нога реформаторов («Шекспир здесь играется как в Чухломе»), К. осуществил своими спектаклями миссию посредника между русской и западной культурами. Здесь им были поставлены «Князь Игорь» Бородина («Covent Garden», 1919), «Сестра Беатрис» М.Метерлинка (1920), «Ревизор» Н.Гоголя («Duke of York Theatre», 1920), «Шестеро персонажей в поисках автора» Л.

Пиранделло («Kingsway Theatre», 1921), «Гонка за тенью» В.Шольца, «Дядя Ваня» А.Чехова, «У врат царства» КГамсуна («Courd Theatre», 1922). Следующий сезон К. провел в Нью-Йорке, поставив спектакли «Счастливчик» А.Милна, «Благовещенье» П.Клоделя, «Пер Гюнт» Г.Ибсена; сезон 1923/24 в Париже: «Клуб мандариновых уток» ГДювернуа и П.Фортуни, «Дорога в Дувр» Милна, «Дуэнья» Р.

Шеридана, «Зигфрид» Вагнера и др. По возвращении в Англию ставил в 20-30-е, наряду с пьесами западных авторов (А,Беннетта, Ф.Мольнара, Р.Роллана, Ф.Кроммелинка и др.), «Катерину» Л.Андреева (1926), «Павла 1» Д. Мережковского (1927), «Латунное пресс-папье» (собственную инсценировку «Братьев Карамазовых», 1928), «Человека с портфелем» А.ФВЙКО (1930) и др.

Крупный успех имела драматическая инсценировка «Пиковой дамы» А.Пушкина в театре Н.Балиева «Летучая мышь» (впервые в Париже в 1931, затем в Лондоне и в др. странах). В разные годы К. работал в Риге и в Вене. В Италии ставил оперы Моцарта, Россини, Альфано. Четыре чеховские пьесы, поставленные К.

в лондонском театре «Barns» (1925-26), открыли англичанам доселе им неведомого драматурга, который после этого сравнялся по своей популярности с Шекспиром, Циклом постановок комедий и трагедий Шекспира в «Shakespeare Memorial Theatre» в Стрэдфорде (1932-39) К. разрушил штампы викторианских времен и тем самым подготовил почву для реформ Питера Брука и Питера Холла.

Преподавал в Королевской академии драматического искусства в Лондоне. Автор статей о театре в Британской энциклопедии; написал несколько книг, которые стали неотъемлемой частью театральной рефлексии XX в. В 1939 переехал в США. Здесь творческая активность К. стремительно убывала.

Среди американских постановок последнего периода его жизни «Русский банк», где он выступил как соавтор пьесы («Sent-James Theatre», НьюЙорк, 1940), «Преступление и наказание» Достоевского (1947), «Цимбелин» Шекспира (Монреаль, Театр под открытым небом, 1950), Последний спектакль К. постановка в НьюЙоркской центральной городской опере «Воццека» А.

Берга (1952). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое комиссаржевский федор федорович
Значение слова комиссаржевский федор федорович
Что означает комиссаржевский федор федорович
Толкование слова комиссаржевский федор федорович
Определение термина комиссаржевский федор федорович
komissarzhevskiy fedor fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):