Исторический словарь - коммиссаржевская вера федоровна
Коммиссаржевская вера федоровна
Дебютировала в Петербурге на сцене Морского собрания. В 1892 году в Москве в любительском спектакле Коммиссаржевская сыграла в "Плодах Просвещения". Видевший ее Киселевский устроил ей приглашение в труппу Н.Н. Синельникова в Новочеркасске; затем она играла в Озерках, близ Петрограда, и в Вильне. В 1896 году дебютировала на Александринском театре в Петрограде в роли Рози ("Бой Бабочек") и играла на этой сцене, с постоянно возраставшим успехом, до 1902 года.
Сезоны 1902 1904 годов Коммиссаржевская посвятила поездкам по России, после чего открыла свой театр в Петрограде (в Пассаже). В 1905 1906 году политические события отвлекли публику от театра, но Коммиссаржевская возобновила начатое ею дело в театре на Офицерской. Здесь она отдается борьбе за новые пути и формы театра и за новые цели искусства. В октябре 1909 года она предприняла новую поездку по России. 10 февраля 1910 года, в Ташкенте, Коммиссаржевская умерла от оспы. В фойе Александринского театра поставлен ее бронзовый бюст. Творчество Коммиссаржевской отмечено прямотой и искренностью. Она была чужда позы, манерничанья, рутины. Ее реализм был далек от натурализма, от фотографического изображения действительности; он сочетался с изумительной нежностью, мягкостью и изяществом. Чувство меры помогало Коммиссаржевской счастливо преодолевать все препятствия, представляемые требованиями реализма. Она делала одинаково близкими зрителю как образы действительности, так и образы, взятые из мира поэтической фантазии: не только Рози, Клерхен ("Гибель Содома"), Ларису ("Бесприданница"), Магду ("Родина") и Нору, но и Снегурку и сестру Беатрису. Коммиссаржевская не изображала и не могла изображать отрицательные типы. Дарование ее было лирическим; она не столько перевоплощалась в изображаемое лицо, сколько приносила в каждый образ черты ее собственной души. По содержанию, а отчасти и по манере, творчество Коммиссаржевской распадается на три этапа. В первом периоде своей артистической деятельности, до весны 1902 года, Коммиссаржевская была по преимуществу художницей безропотного женского страдания; общечеловеческое страдание оставалось за пределами ее искусства. Новые ноты зазвучали, когда Коммиссаржевская сыграла Марикку ("Огни Ивановой Ночи"), протестующую против нелепости жизни, стремящуюся порвать цепи пошлости. Этот протест в Магде и Норе делается основной нотой нового периода творчества Коммиссаржевской; она не меньше трогает, но больше волнует и увлекает. В последнем периоде Коммиссаржевская становится лицом к лицу с мировыми задачами, с высшими тайнами бытия.Но средства старого театра для этого не пригодны. Коммиссаржевская ищет новых средств, новых форм. То принимая символику и стилизацию Мейерхольда , то, разочаровываясь в них, Коммиссаржевская стремилась к "упрощению" театра, к уменьшению роли декораций и обстановки, в надежде "освободить" актера и поставить зрителя в непосредственное общение с душой актера.
Ее творчество бледнело, а если иногда вновь вспыхивало былым пламенем ("Сестра Беатриса", "Пелеас и Мелизанда", "Франческа"), то это случалось не благодаря новым формам театра, а вопреки им, когда талант артистки, опрокидывая режиссерские перегородки, возвращался к прежнему реализму тона и лирике переживаний. Незадолго до смерти Коммиссаржевской появилось ее "Отречение", письмо к товарищам, в котором она сообщает о своем намерении оставить сцену. "Я ухожу, пишет она, потому что театр в той форме, в какой он существует сейчас, перестал мне казаться нужным, и путь, которым я шла в исканиях новых форм, перестал казаться мне верным". См. Туркин "Коммиссаржевская в жизни и на сцене" (М., 1910); "Сборник памяти Веры Федоровны Коммиссаржевской" (СПб., 1911). В. Окс. .