Исторический словарь - крамской иван николаевич
Крамской иван николаевич
, писать на заданную тему "Пир в Валгалле" и вышел из академии. Вступив в товарищество передвижных выставок, Крамской сделался портретистом. В дальнейшей художественной деятельности Крамской постоянно обнаруживал стремление к картинам произведениям воображения и охотно отдавался ему, когда житейские обстоятельства то допускали.
Еще в бытность академистом он помогал Маркову в рисовании картонов для плафона в храме Христа Спасителя (в Москве). Впоследствии Крамскому пришлось писать по этим картонам, вместе с другими, самый плафон, оставшийся неоконченным. К лучшим произведениям не-портретной живописи Крамского относятся: "Майская ночь" (по Гоголю , в Третьяковской галерее), "Дама в лунную ночь", "Неутешное горе" (в Третьяковской галерее), "Полесовщик", "Созерцатель", "Христос в пустыне" (в Третьяковской галерее) и др. Много положил он труда на сочинение картины "Иисус Христос, осмеиваемый как царь иудейский", которую он называл "Хохот"; но ему не удалось обеспечить себя так, чтобы вполне отдаться это работе, которая и осталась далеко не оконченною. Портретов Крамской нарисовал (так называемым "соусом") и написал множество; из них особенно выдаются портреты С.П. Боткина , И.И. Шишкина , Григоровича , госпожи Вогау, семейства (женские портреты) Гинцбургов , мальчика-еврея, А.С. Суворина , неизвестной, графа Л.Н. Толстого , графа Литке , графа Д.А. Толстого , Гончарова , доктора Раухфуса . Они отличаются сходством и характеристикой лица. В музее Александра III имеются портреты дочери художника, Владимира Соловьева , Перова , Лавровской , А.В. Никитенко , Г.П. Данилевского , Деньера и др. В Третьяковской галерее много произведений Крамского. Он занимался также гравированием на меди крепкою водкою; из его офортов лучшие портреты императора Александра III (в бытность его наследником), Петра Великого и Т. Шевченко . Крамской был очень требователен к художникам, но, вместе с тем, строго относился к себе и стремился к самоусовершенствованию. Основное его требование содержательность и национальность художественных произведений, их поэтичность.Весьма интересна и показательна для его времени его переписка, изданная А. Сувориным (в 1888 г.) по мысли и под редакцией В.В. Стасова . Значительный след Крамской оставил своей антиакадемической деятельностью; он постоянно агитировал в пользу принципа свободного художественного развития молодых людей. В последние годы жизни он как будто был склонен к примирению с академией, но это объясняется тем, что он надеялся дождаться возможности ее преобразования, согласно с его основными взглядами.
.