Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - кудрявцев петр николаевич

Кудрявцев петр николаевич

Кудрявцев, Петр Николаевич историк (1816 1858), профессор Московского университета, ученик, друг и преемник Грановского . Учился в московской духовной семинарии, потом в Московском университете, по 1-му отделению философского факультета. По окончании курса был учителем русской словесности в институте обер-офицерских сирот московского воспитательного дома. Нравственная прелесть молодого преподавателя обаятельно действовала на учениц, а гуманность и деликатность отношений вызывали к нему глубокую симпатию. В марте 1845 г., по рекомендации Грановского, Кудрявцев был отправлен за границу. Один семестр он занимался в Берлине, где слушал Шеллинга, один в Париже; остальное время провел в Гейдельберге, Дрездене, Мюнхене, всюду изучая памятники искусства (см. "Письма" к Галахову , в "Русском Вестнике"). С 1847 г. Кудрявцев стал читать всеобщую историю в Московском университете. Осенью 1856 г. Кудрявцев отправился в Италию ("Письма из Флоренции"). Здесь у него быстро развилась чахотка, и в январе 1858 г. его не стало. Литератор и художник, историк и психолог, Кудрявцев, будучи еще студентом, писал небольшие повести под псевдонимом А.

Н. (Нестроев). До 1839 г. им написаны: "Катенька Пылаева" (в "Телескопе"), "Антонина", "Две страсти" (ibid.) и "Флейта" (в "Московском Наблюдателе"). Своими задушевными, грустными повестями Кудрявцев скоро приобрел известность, познакомился и сблизился с Белинским , передавшим ему редакцию "Московского Наблюдателя", стал работать в "Русском Инвалиде" и "Отечественных Записках".

С 1841 г. Кудрявцев напечатал в "Отечественных Записках" несколько рецензий и статей, там же и в "Современнике" повести: "Цветок", "Недоумение", "Живая картина", "Последний визит", "Ошибка", "Сбоев", "Без рассвета". Все беллетристические произведения Кудрявцева проникнуты меланхолией; в них сказались наблюдательность и тонкий психологический анализ. Ученые труды его распадаются на три отдела: статьи на теоретико-исторические сюжеты, чисто исторические сочинения и литературно-критические. В статье "О достоверности истории" ("Отечественные Записки" 1851 г.) Кудрявцев дает прекрасную характеристику ученых заслуг Нибура и горячо отстаивает значение истории как науки. Статья "О современных задачах истории" ("Отечественные Записки", 1853, т. 87), вызванная речью Грановского на ту же тему, посвящена вопросу о важности художественной формы в исторических сочинениях. Здесь же Кудрявцев указывает на связь истории с естествознанием и выясняет значение психологического метода в истории. В статье "Последнее время греческой независимости" ("Пропилеи", 1852) Кудрявцев разбирает книгу Бабста , в статье об "Аполлинарии Сидонии" ("Отечественные Записки", 1855) книгу Ешевского , с которым Кудрявцев разошелся в оценке личности Сидония и характера галло-римской литературы V века. Превосходная статья "Древнейшая римская история по исследованию Швеглера" ("Отечественные Записки", 1854, т. 93) знакомит с приемами и выводами немецкого ученого. К чисто историческим вопросам относится сочинение "Римские женщины" (1856; новое издание в "Всеобщей библиотеке", СПб., 1909 и сл.), где дается ряд поэтически прекрасных характеристик, рисующих нравы римского общества в императорский период. Самый обширный и капитальный труд Кудрявцева "Судьбы Италии от падения западной римской империи до восстановления ее Карлом" (1850). В этом сочинении Кудрявцев широко, ярко и живо раскрывает сложную картину процесса "жизненности" лангобардского начала в Италии, рассматривает зарождение итальянской национальности, обрисовывает ее отношения к папству. Продолжением этого труда служить прекрасная монография: "Каролинги в Италии", часть которой напечатана в "Отечественных Записках" 1852 г. Сочинение это не кончено; доведено до 813 г. К новой истории относятся "Осада Лейдена" (в "Сборнике статей профессоров Московского университета", 1855) и "Жозеф Бонапарт в Италии" ("Московские Ведомости" 1855), где Кудрявцев дает характеристику Наполеона, считая его кондотьером. Интересуясь ролью личности в истории, Кудрявцев написал этюд под заглавием: "Карл V" ("Русский Вестник", 1856). В противоположность взгляду Минье, Кудрявцев подчеркивает значение внешних событий в жизни Карла, как политического деятеля, рассматривает его политические и религиозные идеалы; в мечтательности его политических планов Кудрявцев находит объяснение его неудач.

Страницы, посвященные реформации, полны драматизма. "Юность Катерины Медичи", написанная в Италии ("Русский Вестник", 1857), переносит читателя во флорентийскую обстановку. Истинно художественное наслаждение доставляют статьи Кудрявцева литературно-критические и очерки по истории искусств. Италия, любимая его страна, фигурирует и здесь. В статье "Дант, его век и жизнь" ("Отечественные Записки", 1855 1856) Кудрявцев картинно изобразил детство и юность Данта и дал прекрасный очерк итальянской литературы в XIII века, в связи с политической историей Италии. Глубоким психологическим анализом отличается этюд "Об Эдипе-царе Софокла" ("Пропилеи", 1852). Две статьи Кудрявцева: "Венера Милосская" ("Отечественные Записки", 1847) и "Бельведер" (там же, 1846) замечательные страницы из его первого заграничного путешествия. В "Бельведере" Кудрявцев дает прекрасную оценку и характеристику итальянских художников, в "Венере Милосской" восторженно рассказывает о посещении им Лувра и воспевает искусство. После смерти Грановского Кудрявцев написал "Воспоминание о Т.Н. Грановском" ("Отечественные Записки", 1855), работал над изданием его сочинений и написал введение к ним: "Известие о литературных трудах Грановского". С 1856 г. Кудрявцев был одним из редакторов "Русского Вестника" и до конца жизни вел в нем политическое обозрение. Он работал над биографией Грановского, но успел написать только "Детство и юность Грановского" ("Русский Вестник", 1858). Лекции Кудрявцева увлекали поэтической свежестью чувства, живостью и полнотой картин. История для него живая сила, и на первом плане стоят в ней культурно-исторические вопросы. Вместе со слушателями он уходил в глубь общественной жизни известной эпохи и раскрывал самый процесс развития исторической науки. "Сочинения" Кудрявцева изданы в Москве, в 1887 1889 годах. См. Ешевский "По поводу кончины Кудрявцева" ("Московские Ведомости", 1858, № 9); его же "Кудрявцев, как преподаватель" ("Русский Вестник", 1858, № 2); "Биографический словарь профессоров Московского университета" (ч. I, стр. 444); Крылов "Мои воспоминания о Грановском и Кудрявцеве" ("Журнал для воспитания", 1858, т. III); Катков ("Русский Вестник". 1858, № 1); М.Н. Капустин "Воспоминания о Кудрявцеве" ("Русский Вестник", 1858, № 2); некролог в "Современнике" (1858, № 2); А.Д. Галахов "Воспоминания о Кудрявцеве" ("Русский Вестник", 1858, № 4); Е. Тур "Биография Кудрявцева" ("Полярная Звезда"); Пыпин "История русской этнографии" (т. II, 42, 424 425), Герье "Кудрявцев в его учено-литературных трудах" ("Вестник Европы", 1887, № 9 10). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое кудрявцев петр николаевич
Значение слова кудрявцев петр николаевич
Что означает кудрявцев петр николаевич
Толкование слова кудрявцев петр николаевич
Определение термина кудрявцев петр николаевич
kudryavcev petr nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):