Исторический словарь - куренко (наст. фам. куренкова) мария михайловна
Куренко (наст. фам. куренкова) мария михайловна
В мире найдется всего лишь несколько певцов, которые могут исполнить Каватину Розины с такой ослепительной виртуозностью и с таким совершенным пониманием вокальных возможностей этого произведения». С успехом проходили выступления К. и в опере. Так, по поводу ее исполнения партии Маргариты в опере «фауст» Гуно «Chicago Tribune» писала: «Ее интерпретация характера Маргариты была очень убедительной и грациозной в своей безыскусной простоте.
Пение г-жи Куренко было полно редкого очарования и волшебства. Ее вокальное мастерство настолько совершенно в каждой детали, что трудно сказать, что было лучшим в этом выступлении». Через несколько месяцев после своего приезда в Америку певица подписала контракт с радиостанцией WEAF. Она придавала большое образовательное значение этим выступлениям. Ее радио-концерты, в которых певица нередко исполняла сочинения молодых американских авторов, привлекали большое количество слушателей. Сохранилось одно из писем в радиокомпанию, где восторженный слушатель писал: «Я готов плакать! Ее последние выступления в радиопрограмме WABC это самое замечательное, что я когда-либо слышал за свою жизнь. До конца моих дней я буду помнить «Вокализ» Рахманинова в интерпретации Марии Куренко: какой тонкий вкус, какой ритм,.,, великолепное исполнение, ничего подобного не слышал раньше!» Популярность К. в Америке быстро росла: только за первые 6 лет в Штатах она дала 250 концертов, выступая с самыми известными симфоническими оркестрами страны Бостонским, Филадельфийским, Нью-Йоркским и др. И, как она позднее вспоминала, ее быстро окрестили «русский соловей». Обладая неутомимой работоспособностью, певица не сдавала позиций с годами. Во время 2-й мировой войны она много пела в воинских частях, устраивала благотворительные концерты для музыкантовветеранов. В 1942-43 певица принимала живейшее участие в организации концертов в помощь Красной армии; на вырученные средства она вместе с С.Кусевицким, С.Рахманиновым и др. представителями художественной интеллигенции посылала медикаменты для военных госпиталей в СССР. В числе немногих артистов К. была удостоена чести петь в Белом доме по приглашению президента Рузвельта. На ее концерты съезжалась вся русская Америка. Четверть века спустя о певице писали: «От НьюЙорка до Калифорнии, от Иллинойса до Флориды пресса и слушатели единодушны; в своем искусстве Мария Куренко отличается совершенством как певица, как интерпретатор и как мастер построения программ».Певицу связывала творческая дружба со многими деятелями культуры, волею судеб оказавшимися после революции в США, У нее не угасал интерес к развитию музыкальной культуры своей родины, К. можно было видеть на всех американских премьерах музыки С.Прокофьева и ДШостаковича, в ее концертных программах появлялись произведения Н.
Мясковского и Т.Хренникова, В США было выпущено большое количество пластинок с записями К. Многие из них тут же становились коллекционной редкостью. В 1977 «The New York Times» писала: «Совершенно невозможно найти альбом «Романсы Рахманинова», который был напет несравненной Марией Куренко для Общества Рахманинова». Фирма «Victor» выпустила пластинки с записями 12 песен А.Гречанинова, где певице аккомпанировал сам композитор. Ее исполнение этих произведений считается одним из шедевров исполнительского искусства, что неудивительно композитора и певицу связывала многолетняя творческая и личная дружба. Она была первой исполнительницей партии Параши в американской премьере оперы И.Стравинского «Мавра», а в дальнейшем напела на пластинку целый альбом из вокальных сочинений композитора с фортепианным сопровождением его сына Сулимы Стравинского.
Показателем высочайших художественных достоинств искусства К. является и тот факт, что интерес к ее записям с годами не угас. Многие фирмы реставрировали и выпустили на долгоиграющих пластинках некоторую часть ее репертуара от Генделя и Моцарта, Керубини и Берлиоза до Шопена и Мусоргского, Рахманинова и Прокофьева. Репертуар певицы действительно был огромен, он отличался серьезностью подхода и разносторонностью интересов певицы. В концерте памяти А.Пушкина, который К. провела 30,1.1937 в «Town Hall» в Нью-Йорке, она исполняла произведения, написанные на стихи поэта композиторами М.Глинкой, А.Гурилевым, А.Даргомыжским, А.Бородиным, Ц.Кюи, М.Мусоргским, Н.Римским-Корсаковым, П.Чайковским, А.Глазуновым, Гречаниновым, Рахманиновым, Н.Метнером и Стравинским. Никто, пожалуй, не сделал так много и столь блистательно, как К., для популяризации русской вокальной музыки в США. Не случайно именно она была приглашена петь в Карнеги Холл, когда там в 1943 отмечалось 50-летие со дня смерти Чайковского; граммофонная фирма «Columbia» пригласила ее для издания большого альбома его сочинений. Дирижер Кусевицкий однажды сказал, что К. лучший в мире исполнитель произведений Чайковского. Искусство К. отличали высочайшая культура исполнения, исключительное мастерство владения голосом в сочетании с глубоким постижением авторского замысла, художественной правдой и убедительностью его воплощения, пристальной работой над словом и психологической выразительностью вокальной интонации.К. была одним из образованнейших художников-вокалистов своего времени. Она говорила на 6 языках, пела на 16, и всегда тщательно работала над смыслом и содержанием произведений, стремясь к музыкально-художественной выразительности незнакомой речи, Блестящая ученица Мазетти, К. придавала серьезное значение работе над голосом и написала ряд статей об этом («физическая координация голоса», «Не потеряйте ваш голос», «Романсы Рахманинова» и др.). Немалую часть своей жизни певица посвятила педагогической деятельности в музыкальных колледжах Америки. По словам одной из ее учениц, Д.Корто, широко известной в США, «преподавательский талант Марии Михайловны был почти таким же блестящим, как и ее артистическое дарование». Портреты М.Куренко написаны М.Вербовым (1934, Нью-Йорк) и Е.Агафоновым (1936, Нью-Йорк). Архив находится в частном владении ее сына, В.Гонцова (США), частично в Библиотеке Конгресса (США) и Музее музыкальной культуры им.М.Глинки (Россия). .