Исторический словарь - ламанский владимир иванович
Ламанский владимир иванович
став доцентом Петербургского университета, до 1899 г., до избрания ординарным академиком II отделения Академии Наук, был профессором (с 1871 г. экстраординарным, с 1873 г. ординарным) по кафедре славянской филологии в Санкт-Петербургском университете, где всегда энергично боролся за университетскую автономию; читал также в Петербургской духовной академии и в академии генерального штаба.
Теоретическое знание славянства он соединял с практическим изучением его во время командировок в славянские земли. Много работал Ламанский в географическом обществе, как секретарь, потом председатель этнографического его отделения; основал в 1890 г. его орган, журнал "Живая Старина", редактором которого был до 1912 г.; в 1890-х годах участвовал в устройстве этнографического музея Императора Александра III . Ламанский был одним из основателей литературного фонда. Участник в устройстве славянского съезда 1867 г., в учреждении Санкт-Петербургского отделения московского славянского комитета, в преобразовании его, в 1876 г., в Славянское благотворительное общество, руководил, вместе с профессором Бестужевым-Рюминым , Ор. Ф. Миллером и другими, русским общественным движением в пользу славян в 1876 1878 годах; позднее много работал в Славянском Обществе, как член совета и одно время товарищ председателя, в 1887 1888 годы редактор его "Известий"; но в конце 1880 годов отошел от этой работы из-за несогласия во взглядах с большинством руководителей Общества. С конца 1850 годов до конца 1870 годов Ламанский напечатал (в "Вестнике Императорского Русского Географического Общества", в "Чтениях Императорского Общества Истории и Древностей Российский", "Летописях русской литературы и древн." Н.С. Тихонравова , "Памятниках новой русской истории" Кашпирева и т. д.) много материалов, заметок и статей по политической и культурной (литературной) истории России в XVIII века, следя за борьбой русского и немецкого элементов во внутренней и внешней политике России, все более утверждаясь в своем увлечении эпохой царицы Елизаветы Петровны , все больше ценя успехи русского ума в XVIII веке. Любимым предметом занятий Ламанского был Ломоносов , которому он посвятил ряд работ: "М.В. Ломоносов" ("Отечественные Записки", 1863), "Столетняя память М.В. Ломоносова" (1864 и 1865), "Ломоносов и Академия Наук" ("Чтения", 1865, 1); редактировал издание сочинений Ломоносова (академическое). В связи с изучением Ломоносова Ламанский много занимался историей Академии Наук ("Директор Академии Наук С.Г. Домашнев", в "Чтении", 1866, 4, V; "Директор Академии Наук княгиня Е.Р. Дашкова", там же, 1867, 1, V; "Академия Наук" в "Энциклопедическом Словаре", II, 1861, и др.). С отчужденностью академии 2-й половины XIX века от русских национальных и общественных интересов Ламанский боролся в блестящих полемических статьях: "Еврейская коллекция и непременный секретарь Академии Наук" ("Голос", 1866, № 77 78); "Еще племянник и санскритолог" ("Новое Время", 1878, № 907); "Открытые письма" академику Баклунду и Струве (там же, 1880, № 1703), повлиявших на преобразование академии в 1880 годах. Свои просветительные идеалы Ламанский развивал в ряде статей, начиная с ранней, но очень глубокой работы "О распространении знаний в России" ("Современник", 1857), и кончая столь же ценной программной статьей к журналу "Живая Старина" (1890). Много писал Ламанский по географии, особенно же этнографии России, притом не только о русском, но и инородческом населении ее, которое любил и уважал, которому оказывал и существенную житейскую помощь. Особенно характерны с указанных точек зрения: "Речь при вступлении в звание председателя в отделении этнографии" ("Известия", 1865, I, 1); "О важности изучения ненемецких народностей в Остзейском крае" ("День", 1865, № 24) и "Об инородческих языках в России вообще и о латинском алфавите у литовцев в особенности" ("Живая Старина", 1895; стоит в связи с увенчавшимися успехом усилиями Ламанского добиться отмены запрещения латиницы у литовцев). Вместе с П.П. Семеновым Ламанский редактировал коллекцию "Россия". Ламанский много сделал для истории славяноведения, как русского, так и западнославянского. Отводя выдающуюся роль И.И. Срезневскому (работа о нем в "Исторической записке Императорского Московского Археологического Общества", 1890, издание путевых писем его к матери в "Живой Старине", 1892 1893) и П.И. Прейсу (издание его писем в "Живой Старине", 1890 1891 и отдельно, 1892, 1898, остатков его работ, там же, 1898), он высоко ценил Шафарика (статья в "Живой Старине", 1891, IV), Миклошича (там же, III) и в особенности Добровского. Отдав дань вопросам чисто филологического характера в работах 1860 годов: "О некоторых славянских рукописях в Белграде, Загребе и Вене с филологическими и историческими примечаниями" ("Записки Академии Наук", VI, № 1, 1864), "Непорешенный вопрос" (в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1869, № 1, 6, 7, 9) и возвратясь к ним в работе: "Появление и развитие литературных языков у народов славянских. I. Древнеславянский церковный язык" ("Известия" II Отделения Академии Наук, 1901, VI, 4), Ламанский был, главным образом, историком славянства, его политических и культурных судеб. Он выбирал темы для своих работ преимущественно не в пределах истории какого-либо одного народа, а в славянстве, понимаемом как единый, целостный организм. Изучая вопросы славянской взаимности, он издавал материалы по ее истории: "Славянство и мир будущего" Л. Штура ("Чтения", Москва, 1867, I, III, и отдельно); черногорские грамоты императрицы Елизаветы Петровны (там же, 1868, I, V); записку сербского митрополита Стефана Стратимировича императору Александру I (там же, 1868, I, V); много писал о значении русского языка, как органа междуславянского общения ("Распространение русского языка у славян", "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1867, № 6; "Об общеславянском значении русской литературы" в "Известиях славянского благотворительного общества", 1887, № 9 и др.). Юношеская его работа: "О славянах в Малой Азии, Африке и Испании" (СПб., 1859, магистерская диссертация) не чужда увлечений, но отличается большой широтой кругозора. В вступительных в курсы по истории славян "Чтениях" ("День", 1865, № 50 52; "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1867, № 1) Ламанским обрисованы главные черты истории славянства, указано значение ее для русской гуманитарной науки и русской жизни.
В исследовании: "Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе" (журнал "Заря", и отдельно, СПб., 1871, докторская диссертация) критикуется принятая система построения всеобщей истории, выдвигается теория о греко-славянском мире, как объекте самостоятельного исторического изучения, и дается обзор и критика существующих у германцев (немцев), отчасти и у романцев воззрений на славянство (вместе с Россией), как нечто низшее сравнительно с народами германо-романскими. "Видные деятели западнославянской образованности в XV XVII веках" ("Славянский сборник", I, 1875) блестящий анализ корней распадения современного христианского человечества на миры греко-славянский и романо-германский в начале средневековья. В работе: "Новейшие памятники древнечешского языка" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1879, № 1 4 и 8, и 1880, № 6) мастерски очерчены чешское национальное возрождение и его деятели. "Secrets d´Etat de Venise" (СПб., 1884) богатейшее собрание материалов, главным образом, из архивов Венеции, освещающих отношение Венеции, отчасти и вообще Запада к славянам и грекам европейского востока с начала нового времени; к материалам приложены превосходное введение и несколько этюдов автора.В трактате: "Три мира азиатско-европейского материка" ("Славянское Обозрение", 1892, № 1 4, и отдельно) развивается учение о трех мирах культурного человечества азиатском, германо-романском и греко-славянском, имеющих географические, этнографические и культурные основы самостоятельного бытия, при известной, однако, близости двух последних миров сравнительно с первым.
В последней большой работе "Славянское Житие Кирилла, как религиозно-эпическое произведение и исторический источник" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1903, № 3 7, и 1904; № 1, 4 5) Ламанский дал пересмотр важнейших вопросов истории всего славянства в IX веке, в связи с отношениями его к германо-романскому западу и мусульманскому востоку. Проникающее все эти работы своеобразное миросозерцание, примиряющий синтез славянофильства с западничеством, постоянное объединение прошлого и настоящего, отличают и другую группу работ Ламанского: "Сербия и южнославянские провинции Австрии" ("Отечественные Записки", 1864); "Национальности итальянская и славянская в политическом и литературном отношениях" (ib.); "Евреи и немцы в Привислинском крае" ("Русский Вестник", 1879, № 3); "Очерки Венгрии" ("Известия Славянского благотворительного Общества", 1888). Научно-публицистический характер имеют статьи и речи Ламанского, связанные: 1) с московским славянским съездом 1867 г. (в книге "Всероссийская Этнографическая выставка и Славянский Съезд в 1867 г.", М., 1867; "Санкт-Петербургские Ведомости", 1867, № 96; "Москва", 1867, № 69), 2) с событиями 1876 1878 годов ("Россия уже тем полезна славянам, что она существует", в сборнике "Братская помощь", 1876; "Русское общество и народное движение в пользу славян", в "Новом Времени", 1876, № 294 и 298; "Два русских мнения о присоединении Боснии к Австро-Венгрии" и "Историческая миссия Австро-Венгрии", в "Новом Времени", 1878, № 893 и 907), 3) с порой русского разочарования в славянском движении после Берлинского конгресса ("Западнославянские вопросы занимательны для нас и в мирное время", в "Известиях Славянского благотворительного общества" 1884, № 3; "Чего нам желать, и что нам нужно делать в западнославянских странах", ib., № 12 и отдельно; "О положении болгарских и славянских дел с точки зрения историка и слависта", ib., 1886, № 12, и отдельно; "Восточный славянский вопрос", ib., 1887, № 9; "Славянский западный вопрос", ib., № 11 12; "Открытый ответ генералу А. Кирееву", ib., 1888, № 4 5; "От редактора", ib., № 12). Все эти работы Ламанского вызывали живой отклик как в русской, так и в западноевропейской, особенно славянской печати, и повели к расхождению Ламанского с "эпигонами" славянофильства.
Научные труды Ламанского, в связи с преподаванием, привели к успехам русского славяноведения в школе учеников Ламанского, из которых многие стали профессорами-славистами: Ф.И. Успенский , Ф.Ф. Зигель , А.С. Будилович , Т.Д. Флоринский , И.С. Пальмов , М.И. Соколов , Р.Ф. Брандт и другие. По случаю юбилеев Ламанского ученики его напечатали в честь его "Сборники" своих трудов ("Сборник", СПб., 1883; "Новый Сборник", ib., 1904), а почитатели Ламанского, русские и славянские профессора и академики, "Сборник" (издание II отдельно Академией Наук и историко-филологическим факультетом Петербургского университета, 2 тома, 1907 1908).Библиография сочинений Ламанского в "Новом Сборнике". см. В.В. Григорьев "Императорский Санкт-Петербургский университет" (СПб., 1870); "Словарь профессоров Императорского Санкт-Петербургского университета" (ib., 1896, т. I); А.А. Шахматов "В.И. Ламанский" ("Известия Императорской Академии Наук", 1914, № 18); М.Г. Попруженко "Памяти В.И. Ламанского" ("Записки Императорского Одесского общества истории и древностей", т.
XXXII, и отдельно, 1915); К.Я. Грот "В.И. Ламанский" ("Исторический Вестник", 1915, № 1, и отдельно). Н. Ястребов. .