Исторический словарь - ланки цари
Ланки цари
При Деванампии Тиссе было основано несколько буддийских монастырей. Самыми первыми были мужской монастырь Махавихара в царском парке Анурадхапуры и женский Упасикавихара неподалеку от столицы (основательницей последнего была дочь Ашоки, Тхери Сингхамитта). После смерти Деванампии Тиссы на престоле последовательно сменились три его брата Уттия, Махасива и Суратисса.
Затем трон захватили два тамильских царя Сена и Гуттика. После них правил один из младших братьев Деванампии Тиссы Асела. Он был смещен принцем Эларой из южноиндийской династии Чолов. Однако южная часть острова сохранила независимость. Царствовавший в Рухуне Какаванна Тисса, из рода Мория, путем долгой борьбы сумел объединить под своей властью основные районы юга Келани, Серу и Катарагмы. После смерти Какаванна Тиссы престол в Рухуне занял один из его сыновей Дуттхагамани. Он начал войну с Эларой, победил его и около 161 г. до Р. Х. объединил под своей властью север и юго-восток острова. В сингальской исторической традиции он прославляется как национальный герой и хранитель веры. Ему наследовал брат Саддхатисса. После междоусобной войны его сыновей на трон в 109 г. до Р. Х. взошел сначала Ланджатисса, а потом Кхаллата Нага. Период его правления на острове был отмечен усилением джайской оппозиции, противостоявшей официальной буддистской церкви. Три принца царской семьи попытались даже совершить государственный переворот, но потерпели поражение. В 102 г. до Р. Х. пять тамильских правителей свергли четвертого сына Саддхатиссы, Ваттагамани Абхаю, и в течение 14 лет управляли островом. В 89 г. до Р. Х. Ваттагамани Абхая собрал большое войско в Рухуне и сумел отвоевать Анурадхапуру. При нем впервые был записан на языке пали буддийский канон "Трипитака", бытовавший до этого в устной традиции. Особенностью следующих десятилетий была острая борьба между различными течениями буддизма, что нашло отражение и в политической сфере частых переворотах и сменах правителей. Положение стабилизировалось только при Кутаканне Тиссе, вступившем на престол в 41 г. до Р. Х. Затем, после смерти Амандагамани Абхаи, в 31 г., вновь начались кровавые междоусобицы. Его брат Канираджану Тисса был свергнут в 34 г. буддийскими монахами. Затем последовала новая череда переворотов, окончательно ослабивших династию Мория. В правление Иланаги возвысился древний аристократический сингальский род Ламбакарна, постепенно сосредоточивший в своих руках всю фактическую власть. После смерти в 59 г. сына Иланаги, Яасалаки Тиссы, начались усобицы. В 65 г. власть захватил принц Васабха, положивший начало новой сингальской династии Ламбакарна. Васабхе удалось вновь распространить свою власть на весь остров, включая Джафну на севере и Рухуну на юге. Его сыну Ванканасике Тиссе пришлось отражать нападение южноиндийского царства Чолы. Война была упорной, но в целом успешной. Сын Ванканасики, Гуджабаху I Гамана, совершил поход в Южную Индию и захватил в плен значительное число тамошних жителей. Три его преемника правили в мире и покое. Затем царская власть опять начала слабеть.В 195 г. престол захватил военачальник Сиринага I. При его сыне Вохарике Тиссе I на острове вспыхнула распря между различными буддийскими школами. Она достигла апогея в царствование Махасены и вылилась в борьбу между двумя крупнейшими монастырями Махавихарой, центром и оплотом ортодоксального хинаянистского буддизма, и Абхайагиривихарой, поддерживавшим постоянные контакты с махаянистскими сектами в Индии и воспринявшим многие идеи махаяны.
В царствование Сиримегхаванны, в начале IV в., на остров была доставлена священная реликвия зуб Будды, ставшая в последующие века символом царской власти. В следующие полтора века Ланка наслаждалась миром и процветанием. Царствовавшие в это время цари характеризуются в ланкийских хрониках как покровители ремесел и искусств. В царствование Маханамы (410-432) был составлен обширный комментарий Буддхагхоши к буддийскому канону. Со смертью Маханамы, не оставившего прямых наследников, основная линия династии Ламбакарна пресеклась. В стране началась борьба за престол. Воспользовавшись этим, власть в 433 г. захватил тамильский принц Панду. Ему наследовали еще пять царей тамильского происхождения. Все это время Рухуна оставалась независимой и была центром борьбы с захватчиками. В конце концов ее возглавил Дхатусена, принадлежавший к клану Мориев, утратившему трон за четыре века до этого. Одержав победу над тамилами, Дхатусена в 459 г. провозгласил себя царем в Анурадхапуре и положил начало второй династии Мориев. В его царствование было построено много ирригационных сооружений, в том числе знаменитое водохранилище Калавэва, оросившее огромную площадь в междуречье Кала-ойи и Малвату-ойи. В 477 г. Дхатусену низложил его сын Кассапа I, который живым замуровал отца в стену плотины. Он перенес столицу из Анурадхапуры в крепость Сигирию. В 495 г. Кассапу сверг его брат Моггаллана I, использовавший против него войска, приведенные из Южной Индии. Столицей опять стала Анурадхапура. Правление Мория на этот раз было недолгим. Уже в 522 г. престол перешел обратно к клану Ламбакарнов. Мории не смирились со своим поражением. Следующие полтора века были временем непрекращавшихся смут и ожесточенных междоусобиц между двумя кланами. Мории еще раз вернулись к власти в 577 г. при Маханаге. Среди царей этого времени выделяются Моггаллана II, Аггабодхи I и Аггабодхи II, правление которых отличалось внутренней стабильностью, широкомасштабным строительством и продуктивными реформами. Но в 623 г. трон опять перешел к Ламбакарнам. .