Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - ларионов михаил федорович

Ларионов михаил федорович

(22.5.1881, Тирасполь, Херсонской губ. 10.5.1964, фонтене-О-Роз, Франция) живописец, график, театральный художник. Сын военного фельдшера. С 12 лет в Москве, где окончил реальное училище Воскресенского, В 1898-1910 учился с перерывами в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.Левитана, В.Серова, К.Коровина, С.Иванова. В 1901 исключался на 1 год из училища (3 картины Л. были признаны порнографическими). Познакомился в училище с Н.Гончаровой, ставшей в начале 900-х его женой. Ранние работы, написанные на рубеже 1890-х 1900-х пастелью и маслом, карандашом и углем, иллюстрации, сценки из мира театра и, главным образом, пейзажи и натюрморты, исполненные в сплавленных между собою серых и охристых красках («Зимний пейзаж», «фабрика»). Картины: «Офицеры, играющие в карты» (1902), «Верхушки акаций» (1904), а также созданные в Тирасполе «Рыбы», «Розовый куст после дождя», «Дождь» (1904) представляли постимпрессионистский этап в ван-гоговской версии, привязанной к живой натуре; в работах 1906 появились домашние животные: «Волы на отдыхе», «Гуси». Осенью 1906 Л. побывал по приглашению С.Дягилева в Париже и Лондоне; выставлял свои работы на выставках объединения «Мир искусства», Союза русских художников и парижского Осеннего салона. Сотрудник журналов «Золотое руно» и «Искусство», в которых впервые опубликовал репродукции картин Ван Гога, Гогена и Сезанна. Начало примитивистского периода в творческом развитии Л. организованная вместе с Д.Бурлюком выставка «Стефанос» (Москва, 1907-8), на смену раздельным мазкам пришли интенсивные цветовые пятна («Портрет Велимира Хлебникова», 1910), росла динамичность натуры («Цыганка», 1908). В 1907 под впечатлением от образцовпримитивов была создана серия «Парикмахеры», в которой Л. утрировал приемы провинциальной вывески, придавая своей манере характер «жизнеутверждающего гротеска». Примитивистская и натурная линии этого периода были вариантами «фовистской» фазы творчества Л. Впечатления от военной службы дали Л. материал для обширной серии работ из солдатской жизни: группа натурных мотивов («Утро в казарме», 1910), прямые апелляции к искусству примитивов («Солдат верхом», 1911), композиции, где реальные эпизоды окрашены воспоминаниями о старинных лубках («Отдыхающий солдат», «Солдаты», 1910-11) и где достигла апогея «атмосфера снижений» («Курящий солдат», «Автопортрет в солдатской рубахе», 1911). По замечанию С.Романовича, ученика и друга Л. художник «был включен в круг той стихийной жизни, в которой все это существовало. Выразить эту жизнь так, как он этого хотел, можно было, передав ее мощную животную основу». Для Л. сцены из сниженного солдатского обихода исток высокой поэзии. В четырех полотнах серии «Времена года» (1912) прототипы уже неузнаваемы, это наивное творчество как таковое. В 1908-9 Л. был в числе организаторов двух экспозиций французской живописи при «Салонах Золотого руна», в 1911 устроил персональную выставку в Обществе свободной эстетики, в 1913 совместно с Н.Виноградовым две выставки русских и восточных лубков. Вошел в 1910 в Союз молодежи. Организовал примитивистские выставки «Бубновый валет» (1910-11), «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913), чьи нарочито сниженные названия отвечали замыслу превращения экспозиций в своего рода «площадные» или «ярмарочные» представления; оказал большое влияние на участников этих выставок П.Кончаловского, И.Машкова, В.Татлина, А.Шевченко, Д.Бурлюка, М.Ледантю. В последующих произведениях творчество Л. достигло невиданной эстетической утонченности. В 1912-14 созданы «лучистые» полотна Л" в которых натурный мотив исчез, но, в отличие от «абстрактного искусства», они вызывали ассоциации с реальными природными явлениями, например, сосновой хвоей («Желто-коричневый лучизм», 1912: «Лучистый пейзаж»). Экспонировал эти работы на московских выставках «Мишень» (1913), «No 4» (1914), «1915-й год» (1915), в галерее Поля Гийома в Париже (1914). Выпустил манифест «Лучизм» (М" 1913; переизд. в 1917 в Италии). Воздействие нового Л. испытали будущие члены обществ «Маковец» и «Путь живописи» В.Чекрыгин, Л.Жегин, С.Романович и др. С 1912 Л. делал литографические рисунки со своих картин 1910-11, издававшиеся в виде почтовых открыток: некоторые литографии раскрашивал акварелью. Иллюстрировал «книжки футуристов», к которым, кроме рисунков, художник писал и тексты. В 1914 помогал Гончаровой в ее работе над декорациями к опере-балету «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова для дягилевских Русских сезонов. Прапорщиком участвовал в начале 1-й мировой войны в боях в Восточной Пруссии, был контужен и после излечения в госпитале демобилизован. В 1915 Л. и Гончарова присоединились к балетной труппе Дягилева в Уши (Швейцария), затем сопровождали ее в Испании и Италии; с 1917-в Париже. Вместе они оформили спектакли «Полуночное солнце» Римского-Корсакова (1915), «Естественная история» М.Равеля (1915, не осуществлен), «Русские сказки» А.Лядова (1916-18) и «Шут» С.Прокофьева (1921); ведущая роль принадлежала Л" определявшему основную идею спектакля, он же выполнял эскизы мизансцен и декораций, используя прежние находки (примитивы, «футуристическую» раскраску лиц). Л. выступал и как балетмейстер: под его руководством Т.Славинский поставил танец в «Шуте», Балетмейстерские приемы накладывали своеобразный отпечаток на его работы: акцент все более смещался на пластику движений танцора. В рисунках для постановки «Шута» фигурки танцовщиков, сначала раздетые до трико, затем как бы лишались и тел, превращаясь в графические схемы движений, но, в свою очередь, эти типично балетмейстерские деловые наброски становились для Л. предметом обостренного эстетического переживания, влияя на самый стиль его зарисовок на балетные темы.

Линеарные контуры утверждались также в костюмах и декорациях («Гамлет» М.Мартину, 1938; «Порт-Саид» К.Константинова, 1935). На смену писанным декорациям и фольклорным костюмам «Байки про лису» И.Стравинского (1921) пришли конструкция на сцене и рабочие трико для артистов («Классическая симфония» Прокофьева, 1931). В 20-30-е у Л. постепенно стиралась грань между видами и жанрами искусства.

Нарастающие монохромность, дематериализация, «рисовальный подход» сближали живопись с графикой, театральный эскиз все более превращался в станковое произведение по мотивам спектакля, и балетные персонажи продолжали свою жизнь в сериях станковых рисунков и гуашей (рисунки к «Лису»). В работах этого периода происходил возврат к предметности. Излюбленный круг мотивов купальщицы, лежащие обнаженными, гуляющие женщины, сопровождаемые собаками; в натюрмортах это либо обобщенный рисунок, либо кусочек зацветшей ветки, стоящей в стеклянном стакане. Л. иллюстрировал «Двенадцать» А.Блока (на рус., франц. и англ. яз. 1920), сборник стихов В.Парнаха (1919-21), «Приключения дьяка Индикоплова» Е.Замятина (1932) и др. книги, Принимал участие в философских и художественных журналах «Аксьон», «Параллели», «Числа», «Русское искусство».

Организуя художнические праздники-балы (1923, 1924, 1925, 1934), оформлял интерьеры, делал костюмы, ставил танцы, сочинял музыку и стихи. Участник французских, русских и международных выставок, вокруг которых сложилась «Ecole de Paris». Вице-президент Союза русских художников, член русских и международных ассоциаций и объединений, например, «Мира искусства», «1940».

Переписывался со старыми друзьями в СССР, в 1925 помогал сформировать состав русского отдела на Международной выставке декоративных искусств в Париже, в 1928 был одним из организаторов и участников выставки французского искусства в Москве и устроил в Париже выставку московского общества «Путь живописи». Автор воспоминаний о дягилевском балете (N.

Gontcharova, M.Larionov, P.Vorms. Les ballets russes. Serge de Diaghilev et la decolation th6atrale. Belvfes. 1930: M.Larionov, Diaghilev et les ballets russes. Paris, 1970). Статья Л. «Главная линия русского балета», «Воспоминания», «Художественные заметки» и «Дневники» печатались в 1967-68 в газете «Русские новости». Дополнял их графическими воспоминаниями, изображая Дягилева, Прокофьева, Стравинского, Г.Аполлинера, воссоздавая мир кулис. Параллельно с падением творческой активности Л. в 40-50-е росла известность его ранних произведений, созданных в России. В 1948 М.Сефор организовал выставку «лучистых» работ Л. и Гончаровой. После смерти в 1962 Гончаровой Л. оформил брак с А.Томилиной (связь с ней началась в 1920-е). После смерти Л. она провела серию выставок работ его и Гончаровой, последняя в Ленинграде и Москве (1980). В 1988 по завещанию Томилиной большая часть их наследия, библиотеки и архива поступила в собрание Третьяковской галереи, Кроме того, работы Л. хранятся в Русском музее, Национальном музее современного искусства в Париже, Лондонской галерее Тейт, в частных собраниях за рубежом. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ларионов михаил федорович
Значение слова ларионов михаил федорович
Что означает ларионов михаил федорович
Толкование слова ларионов михаил федорович
Определение термина ларионов михаил федорович
larionov mihail fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):