Исторический словарь - липшиц жак
Липшиц жак
оказал кубизм Пикассо и Брака; ранние произведения Л. (из камня) своеобразные кубистические полотна, вышедшие в третье измерение, обладающие устойчивостью, монолитностью, утяжеленной компактностью («Голова», 1915-16; «Гитарист», 1915: «Арлекин с аккордеоном», 1918 и др.). В рельефы и барельефы Л. вводил полихромную раскраску («Натюрморт с гитарой», 1919; «Музыкальные инструменты», 1924).
В 1920 состоялась первая персональная выставка Л. в галерее Эффор Модерн. В 1924 принял французское гражданство. Международное признание принесла ему выставка в галерее Бюше (1930). В середине 1920-х пластический язык Л. решительно изменился сильное лирическое начало смягчило строгость и четкость линий, жесткую огранку условных обобщенных изображений. На смену стереометрическим объемам, группировавшимся в монолитную центрическую композицию, пришли динамика, пространственная свобода, прихотливость линий и силуэтов. Камень уступил место бронзе, лепка вытеснила ваяние. Проемы и «дыры» в плотной вещественности были самой заметной, бросавшейся в глаза пластической особенностью бронзовых вещей Л.: они породили общее определение новых работ «транспарантная» («ажурная») скульптура. Излюбленными ее темами стали сюжеты, связанные с Арлекином («Арлекин с мандолиной», 1925: «Арлекин с банджо», 1926: «Арлекин с гитарой», 1926 и др. В 1928 участвовал в русском разделе выставки «Современное французское искусство» в залах Музея нового западного искусства. В 1935 приехал в СССР, впервые побывал в Ленинграде, в Эрмитаже. В Москве получил заказ на портрет Ф.Дзержинского (1935, бронза): подарил Музею изобразительных искусств им. А.Пушкина один из вариантов бронзовой скульптуры «Радость жизни». Почувствовав враждебную настороженность, отказался от мысли вернуться в СССР, но вынес из поездки сильные впечатления, особенно от размаха строительства, значимости пластики в архитектуре, т.к. считал чрезвычайно важным одухотворение архитектурных сооружений.Л. был близок со многими архитекторами группы «Esprit Nouveau», с ее организатором Ле Корбюзье, который спроектировал виллу Л. одно из выдающихся сооружений XX в, Свои представления о роли скульптуры в создании современного пластического синтеза Л. воплотил в монументально-декоративной композиции «Прометей», украсившей «Дворец открытий и изобретений» на международной выставке в Париже в 1937.
Тема трагической битвы титана с хищным орлом стала сквозной в его творчестве: одну из лучших композиций создал в 1942-44 для здания бразильского министерства национального образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. После оккупации Франции нацистами переехал в 1941 в США и остался там жить после окончания войны. С конца 1930-х стали появляться произведения Л" интерпретировавшие в современном ключе барочные пластические концепции с их напряженностью объемов и масс, динамикой композиции, экспрессивной игрой светотени. Один из шедевров Л. бронзовая группа «Мать и дитя» (1941-45), трагический пафос которой рожден переживаниями военных лет (женский торс с мучительно запрокинутой головой: раскинутые руки, защищавшие дитя). В послевоенные годы продолжал работать в области монументальной пластики: новый вариант скульптуры «Прометей, удушающий орла» (1944-53); композиция с фигурой Богоматери для собора в Асси (Франция). Постоянной темой на протяжении всей творческой биографии Л. был портрет, не подверженный никаким пластическим экспериментам в отличие от станковых и монументальных скульптур.В портретах Л. всегда был реалистом. Считал обязательным внешнее сходство, стремился выразить всю глубину индивидуальности модели. Обобщенность форм, компактность масс, бережная модуляция сглаженных поверхностей придавали портретам Л. монументальность и весомую значимость: лучшие среди них портрет Гертруды Стайн, портреты жены (1920-е) и др.
Незадолго до смерти возвратился в Европу. Соч.: My Life in Sculpture. New York, 1972. .