Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - лосский владимир николаевич

Лосский владимир николаевич

(26.5.1903, Гёттинген 7.2.1958, Париж) религиозный философ, богослов. Сын философа Н.О.Лосского и Людмилы Владимировны Стоюниной, дочери видного русского педагога В.Стоюнина, Детство и юность Владимира прошли в Петербурге. В 1912 он поступил в гимназию своей бабушки, М.Стоюниной, а затем в 1913-17 учился в коммерческом училище М.Шидловской, которую посещали сыновья А.Керенского, Л.Каменева, Л.Троцкого, Б.Кустодиева; в первых классах учился Д.Шостакович.Л. преуспевал в гуманитарных науках, его школьные сочинения зачитывались в качестве образцовых на уроках русского языка, особые надежды возлагала на него и преподавательница всеобщей истории А.Петрункевич. В 1919в религиозном мировоззрении Л. произошел кризис, проявившийся в скептическом отношении к вероучению и церковным обрядам. Однако, благодаря отеческим и пастырским наставлениям, равно как и собственной внутренней духовной эволюции, Л. уже в следующем году пережил процесс религиозного возрождения и, по свидетельству брата, Б.Лосского, «до смерти... не провел года, а к концу жизни даже недели без принятия святых тайн», В 1920-22 Л. студент факультета общественных наук Петроградского университета, слушал курсы лекций по западной медиевистике у О.Добиаш-Рождественской, И.

Гревса, Л.Карсавина; древнегреческой литературе у Ф.Зелинского; истории искусств у Б.Фармаковского. Занятия были вынужденно прерваны насильственной высылкой в 1922 его отца. Лосские последовали за главой семьи вначале в Берлин, затем в Прагу, где с марта 1923 по июнь 1924 Владимир обучался на философском факультете Карлова университета, сосредоточившись на занятиях медиевистикой, греческим и латинским языками, а также византиноведением у академика Н.Кондакова. Стремясь к получению более основательного образования, Л. уехал в Париж, поступил в ноябре 1924 на филологический факультет Сорбоннского университета, избрав своими научными руководителями известных специалистов по средневековой истории и философии Ф.Лота и Э.Жильсона. Окончив в июне 1927 Сорбонну, Л. женился на Магдалине Исааковне Шапиро (4.6.1928). Знакомство с М.Ковалевским и его братом Евграфом привело молодоженов в Братство Св. Фотия, главная задача которого состояла в утверждении православия и, конкретно, распространении Истин Православия во Франции. С 1931 по 1940 Л. возглавлял Братство. Отстаивая некоторые догмы православия и сохраняя верность московскому патриаршему престолу, Л. развернул в 1935-36 «спор о Софии», осудив софиологию о.Сергия Булгакова. Экуменическая деятельность Л., помимо диспутов и проповедей, была отмечена активным вкладом в дело основания на территории Франции в 1937 общины «православных западного обряда», существующей ныне под названием «Eglise Orthodoxe de France». Начиная с 1927 и до конца жизни Л. вел углубленный научный анализ учения немецкого мистика XIII-XIV вв. Майстера Экхарта. Оставшись незавершенным, это исследование, тем не менее, вошло в число лучших трудов по истории средневековой философии и религии. Научная деятельность, однако, не приносила какого-либо дохода семье Лосских, пополнившейся четырьмя детьми. Заработок был найден у профессора ф.Лота, поручившего своему выпускнику подготовку переиздания словаря средневековой латыни «Glossaire Ducange». Перед началом 2-й мировой войны Л. принял французское гражданство. Считая своим долгом гражданина и христианина не оставаться в стороне от происходящих событий, он в октябре 1940 вступил в ряды движения Сопротивления. Антифашистская борьба в группе Б.Вильде сочеталась с интенсивной творческой, богословской работой; в 1944 вышла в свет одна из главных книг Л.-теолога «Очерки мистического богословия восточной церкви». Совсем не случайно книга была написана на французском языке. Полагая, что именно он призван свидетельствовать об Истине православия во Франции, Л. читал лекции и писал по-французски, за исключением тех случаев, когда его непосредственным адресатом была русскоязычная аудитория. В декабре 1944 по инициативе о.Евграфа Ковалевского организовался Французский православный институт им. Св.Дионисия, куда Л. привлекли читать курс догматического богословия и церковной истории. С 1945 он стал членом редколлегии журнала «Живой Бог», а с 1947 постоянным участником ежегодных конференций англо-русского Братства им. Св.Албания и преподобного Сергия в Абингдоне, главной задачей которых являлось сближение христианских вероисповеданий, в частности, англиканства с православием. После разрыва о.Евграфа Ковалевского с московской патриархией в 1953 Л. ушел из Института Св. Дионисия и преподавал догматическое и сравнительное богословие на Пастырских курсах, учрежденных при Русском западноевропейском патриаршем экзархате. В сентябре 1954 он участвовал в Августиновском конгрессе, а в сентябре 1955 -во 2-й Оксфордской конференции по патрологии. В период эмиграции Л. опубликовал многочисленные книги и статьи на богословские темы, которые в совокупности составили новый этап в развитии православного учения. Согласно взглядам Л" богословие и мистика не исключают друг друга, а взаимно поддерживают. Богословие должно становиться опытным, к нему следует относиться как к живой боговдохновенной истине, а не как к набору умозрительных понятий и схоластических догматов.Л. утверждал жизненное познание Бога, т.е. единение людей с Богом, их обожение. Единение с Богом в его энергии (несотворенном свете) позволяет нам участвовать в естестве Бога. Обожение личности достигается взаимодействием двух воль воли Св.Духа, дарующего благодать, и воли человека, на которого благодать нисходит и который к ней устремлен.Л. доказывал своими трудами, что, несмотря на известный консерватизм догматической части христианского вероучения, в православной традиции содержится значительный неортодоксальный потенциал. Созерцательная теология, ведущая Дух к сверхразумным реальностям, предполагающая, однако, участие в божественной жизни Св.Троицы, возрождение святоотеческих и исихастских традиций, разработка «православного энергетизма» все это внесло освежающую творческую струю в современное православное богословие и в мировую христианскую мысль. Творчество Л. приобрело широкую известность и имело большое влияние в теологических кругах Запада. Совершив в 1956 паломничество к православным святыням России (паломники посетили Богоявленский собор, Троице-Сергиеву, КиевоПечерскую и Александро-Невскую Лавры и др. храмы), Л. по возвращении написал: «Теперь, «из моего прекрасного далека», вспоминаю о встрече с русским народом как о драгоценном духовном опыте, который довелось иметь». Раздумья о горнем не были оторваны от земного. По свидетельству друзей, Л. был необыкновенно добрым человеком, умел слушать других, понимать и помогать.

Его жизнь в кругу семьи и отношения с окружающими являли образец человека и христианина. Его душа была раскрыта всему живому красоте, молодости, искусству, что сочеталось, однако, с особой мистической отрешенностью при чтении молитв, Библии.Л. похоронен на кладбище СентЖеневьев-де-Буа. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лосский владимир николаевич
Значение слова лосский владимир николаевич
Что означает лосский владимир николаевич
Толкование слова лосский владимир николаевич
Определение термина лосский владимир николаевич
losskiy vladimir nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):