Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - лукомский георгий крескентьевич

Лукомский георгий крескентьевич

(2.3.1884, Калуга 1954, Франция) искусствовед, художник, краевед. Сын инженератехнолога путей сообщения, обедневшего дворянина Подольской губернии, происходившего, согласно семейным преданиям, из рода Гедиминовичей (брат Л. специалист по геральдике, генеалогии, сфрагистике подписывал первые работы псевд.В.Ольгердович-Лукомский). Учился Л. в калужском и орловском реальных училищах. Художественное образование получил в Орловской рисовальной школе Сычева, в петербургских классах живописи и рисования Гольдблата, в Казанской художественной школе и в петербургской Академии художеств (1903-13).

В Казани входил в кружок любителей прекрасного, занимался описанием и обмерами местных памятников гражданского и церковного зодчества, явившись пионером в этой области. Две зимы провел в прогулках по окрестностям Казани, запечатлевая на бумаге маленькие церквушки, впоследствии перенесенные в его великолепные графические работы.

После первого курса в Академии художеств, летом 1904, отправился в заграничное путешествие по Европе. Эта поездка стала началом экскурсий, которые Л. совершал каждое лето. Оказавшись в Париже в 1905, работал здесь до весны 1906. Петербургский климат был противопоказан художнику, страдающему болезнью легких. С ноября 1907 жил в Москве, посещал мастерскую К.Юона, у которого продолжал изучать рисунок. Но вскоре учитель сам начал перенимать у ученика блистательную манеру изображать строения.

После десятилетнего обучения закончил Академию художеств. Летом 1909 устроил в Академии выставку своих заграничных работ, сопровождая ее чтением докладов. Выставка имела крупный успех. После нее стал печататься в журналах «Зодчий», «Аполлон», «Старые годы», опубликовал множество статей и книг о памятниках архитектуры в городах Украины Каменец-Подольске, Чернигове, Киеве, Львове, о Вишневецком замке, Батуринском дворце, Козелецком соборе и др.

сооружениях со своими фотографиями и рисунками. В дальнейшем внимание Л. привлекали также города русской провинции Курск, Кострома, Вологда, Воронеж, их быт, предания и легенды. Мастер архитектурного пейзажа, чье творчество находилось в русле художественных поисков «Мира искусства», Л. проникновенно чувствовал прошлое, стремился воскресить былое величие соборов и усадеб, спасти их от забвения. Книги и альбомы Л. содержат огромный материал, в том числе о памятниках архитектуры, погибших впоследствии, особенно на Украине. С. Маковский писал в 1913: «Карандашные и акварельные рисунки Лукомского принадлежат к числу тех изысканных и правдивых архитектурно-художественных документов, которых так мало в России, плохо помнящей о сокровищах своей далекой и недавней старины».

Среди наиболее значительных работ Л.: «Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания» (T.I. СПб., 1913); «Галиция в ее старине. Очерки по истории архитектуры XII-XVIII вв.» (Пг" 1915); «Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства, ч. 1. Русская провинция» (изд. 2. Пг" 1916): «Старинные усадьбы Харьковской губ.

» (ч. 1. Пг., 1917). После Февральской революции вошел во Всероссийскую коллегию по делам музеев. В качестве председателя Царскосельской художественноисторической комиссии (июль 1917 нояб. 1918) разработал вместе с А.Бенуа проект музеефикации Царского Села, организовал регистрацию, ремонт, реставрацию и изучение дворцов и парков; воспротивился разграблению бывшей резиденции Николая II Александровского дворца. В конце 1918 приехал в Киев, где возглавил архитектурный отдел при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины. Провел регистрацию и описание 160 гражданских зданий. В феврале 1919 назначен хранителем коллекции Б. и В.Ханенко, составил ее каталог (1259 худ. произв., 10 тыс. книг, в том числе 3 тыс. по истории искусства); в декабре 1919 она была передана в дар Всеукраинской Академии наук («2-й Киев. гос. музей»); впоследствии Л. издал несколько описаний коллекции (1921, 1925). 20.10.1919 уехал в Константинополь, оттуда в Венецию и Берлин. Сотрудничал в газетах «Последние новости» и «Накануне», во французских изданиях, устраивал выставки русского искусства. В книге «Художник в русской революции» (Берлин, 1923) описал свою деятельность по спасению художественных ценностей. Объяснял свой отъезд за границу завистью и интригами, утверждал, что с первых дней революции искусство в России «переживало стадию ренессанса» благодаря поддержке власти, но еще в большей мере благодаря усилиям художника «героя от искусства, защищавшего грудью своею дворцы и храмы». Опровергал «досужие эмигрантские домыслы» о гибели в Советской России памятников церковного зодчества.

Переехав в 1924 в Париж, был секретарем парижской группы «Мира искусства». В 20-е публиковал свои работы как в СССР, так и за границей, знакомил европейских читателей с русской культурой. В 30-е трудился над книгой по истории русского искусства Х1Х-ХХ вв., изданной в 1945. Тогда же в Лондоне вышла его книга «История современного русского искусства. 1840-1940». .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лукомский георгий крескентьевич
Значение слова лукомский георгий крескентьевич
Что означает лукомский георгий крескентьевич
Толкование слова лукомский георгий крескентьевич
Определение термина лукомский георгий крескентьевич
lukomskiy georgiy kreskentevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):