Исторический словарь - магриб и египет в x—xiii вв.
Магриб и египет в x—xiii вв.
По описанию таджикского поэта-путешественника XI в. Насир-и Хусрау, в Каире одному только халифу принадлежало 8 тыс. домов, сдаваемых в наём и в аренду (под ремесленные мастерские, торговые помещения, склады и жильё). Из отраслей ремесла первое место занимало ткацкое — производство льняных, шерстяных, хлопчатобумажных и шёлковых (на привозном сирийском шёлке-сырце) тканей.
В государственных мастерских по выделке тканей с золотым шитьём работали частью наёмные мастера, а частью рабы. В Египте производили также цветные фаянсовые изделия, лучшее стекло, тростниковый сахар, мыло и т. д. Египтом велась активная внешняя торговля со странами Средиземноморья, особенно с итальянскими городами Амальфи, Пизой, Флоренцией, Генуей и Венецией. С XII в. стала расти транзитная торговля с Индией. До конца X в. в Египте проводилась политика веротерпимости. Но в начале XI в. халиф Хаким (996—1021), чтобы ослабить недовольство низов мусульманского населения своей налоговой политикой, прибег к демагогическим мерам — начал небывалое по своей жестокости преследование христиан и иудеев (прекращённое после его смерти) и конфисковал земли христианских монастырей. Падение Фатимидского халифата Во второй половине XI в., при халифе Мустансире (1036— 1094), центральная власть в Фатимидском халифате ослабела. Рост политического влияния гвардии мамлюков привёл к тем же последствиям, что и в государствах Аббасидов, Саманидов и других: халиф превратился в простое орудие военной гвардейской верхушки. Вспыхивали частые мятежи и междоусобия тюркских и негритянских гвардейцев. Ослабление военной мощи Фатимидов привело к потере Алжира и Туниса (в середине XI в.); Сирия и Палестина были захвачены сельджуками и западноевропейскими крестоносцами. Основной причиной ослабления центральной власти было дальнейшее развитие института икта за счёт фонда государственных земель. Икта отдавалась военным чинам сначала во временное держание. Однако к концу господства Фатимидов икта и в Египте фактически превратилась в наследственный лен (феод). К этому же времени преобладающая часть земельного фонда вместо с сидевшими на земле крестьянами уже находилась в руках владельцев икта. Утверждение в прибрежной полосе Сирии крестоносцев, с которыми Фатимидам в XII в. пришлось выдержать тяжёлую борьбу, и захват Сицилии норманнами (1071 г.) лишили Фатимидов прежнего преобладания на Средиземном море и постепенно привели к переходу средиземноморской торговли в руки итальянских городов. Политическое могущество Фатимидов всё время ослабевало. Наконец, в 1171 г. взятый Фатимидами на военную службу энергичный военачальник Салах-ад-дин (Саладин в европейских источниках), сирийский курд, при поддержке гвардии и феодального ополчения произвёл военный переворот. Салах-ад-дин низложил последнего фатимидского халифа Адида и провозгласил себя султаном, а духовным главою признал суннитского аббасидского халифа в Багдаде. Так в Египте утвердилась новая династия Эйюбидов (1171—1250). Салах-ад-дин успешно воевал с крестоносцами и отнял у них почти всю Палестину, кроме прибрежной полосы, а также Иерусалим (1187 г.). Он завладел также большей частью Сирии, с городами Дамаском и Алеппо, и Верхней Месопотамией. Используя крупные силы феодальных ополчений, преемники Салах-ад-дина успешно боролись с крестоносцами, отразив все их попытки высадиться в Египте. В то же время Эйюбиды сумели сохранить дружественные отношения с Венецией и извлечь выгоды от развития торговли с нею, а отчасти и с другими городами Италии. Альморавиды В середине XI в. в Северной Африке началось новое движение берберских кочевников и крестьян, направленное против притеснений со стороны местных феодальных владетелей. Движение это развивалось под религиозной оболочкой борьбы с «отступлениями» правящей верхушки от мусульманского закона и требования восстановить «чистоту исламской веры». Проповедником «восстановления закона», а вместе с тем и «священной войны с неверными» в Магрибе, в среде берберских племён, выступил богослов Абдаллах ибн Ясин. Его сторонники именовались ал-мурабитун, буквально «борцы (с неверными) в пограничных пунктах». Эго арабское наименование жители Испании позднее переделали в альморавиды. Тем же именем стала называться династия, основанная около 1061 г. одним из учеников Ибн Ясина, Юсуфом ибн Ташфином. Альморавиды покорили к концу XI в. почти весь Магриб, сделав столицей нового государства город Марракуш (Марокко).Руководители движения, захватив земли и богатства низложенных правителей, ничего не сделали для народных масс. После распада Омейядского халифата в Испании (1031 г.), в связи с ростом феодальной раздробленности, мелкие мусульманские правители в Южной Испании были не в состоянии своими силами сопротивляться реконкисте. Когда войска короля Леона и Кастилии Альфонса VI овладели Толедо (1085 г.
), мусульманские эмиры Испании призвали на помощь войска Альморавидов. Юсуф ибн Ташфин переправился в Испанию во главе большого ополчения из фанатически настроенных берберских кочевников и в битве при Заллаке нанёс страшное поражение испано-христианским ополчениям. Движение реконкисты было на некоторое время задержано. Но, отразив войска испано-христианских государств, ополчение Юсуфа ибн Ташфина вместо того, чтобы возвратиться в Африку, обратило своё оружие против мусульманских эмиров в Южной Испании и захватило их княжества одно за другим. Так под властью государства Альморавидов оказались Магриб, Южная и Юго-Восточная Испания. Внутренняя политика династии Альморавидов характеризовалась покровительством феодальной военно-кочевой знати, увеличением податей с оседлых крестьян и горожан, усилением влияния наиболее реакционных слоев мусульманского духовенства, притеснениями христиан и иудеев, а вместе с тем гонением на светскую культуру, в частности на естественные науки и философию. Дело доходило до публичного сожжения книг. Уровень культурной жизни резко снизился. Альмохады Политика Альморавидов вызвала в начале XII в. новое движение среди берберских кочевых племён Магриба. Как и начальное движение Альморавидов, это движение облеклось в форму религиозной проповеди о необходимости вести борьбу против роскошной жизни знати и нарушений ею мусульманского закона. Проповедники призывали возвратиться к «чистоте первоначального ислама» и усилить «священную войну с неверными». В качестве «апостола» на этот раз выступил бербер-богослов Ибн Тумарт, требовавший «очищения» исламской веры от разных «новшеств», вроде распространившегося в IX—X вв. культа святых, их гробниц и священных мест. Считая этот культ «идолопоклонством», отступлением от основною мусульманского догмата единобожия, Ибн Тумарт называл одних только своих последователей «единобожниками» (по-арабски ал-муаххидун, в испанском произношении альмохады). Ибн Тумарт объявил себя махдием, т. е. посланным богом мессией—восстановителем веры. В 1121 г. большое берберское племя масмуда признало нового махдия своим главой. Так было положено начало теократическому Альмохадскому государству, во главе которого стоял «непогрешимый» махдий, а затем его преемники, также «непогрешимые» имамы-халифы. При махдии был создан высший совет из 10 главных его учеников, руководивший государственными делами. В особо важных случаях вместе с этим советом десяти заседал еще другой совет из 50 представителей берберских кочевых племён. «Мусульманами» и «единобожниками» отныне признавались только последователи махдия Ибн Тумарта, а все прочие именовались «неверными» и «многобожниками». Война с ними была объявлена религиозным долгом. Первый имам-халиф Абд ал-Мумин, ученик Ибн Тумарта, захватил город Марракуш и весь Магриб, разбив войско Альморавидов (1146 г.), а вслед за тем завоевал и их владения в Южной Испании. После победы руководители альмохадского движения в свою очередь завладели землями, поместьями и богатствами свергнутых сторонников Альморавидов.Альмохадам удалось нанести испано-христианским рыцарским ополчениям в Испании тяжёлое поражение в 1195г., но совсем остановить реконкисту они не смогли. Политика Альмохадов в Южной Испании отличалась ещё более реакционным характером, нежели политика Альморавидов. Но и в своих африканских владениях Альмохады не провели никаких реформ и не заботились о развитии земледелия и скотоводства.
Надежды рядовых кочевников на Альмохадов сменились разочарованием. В 1212 г. альмохадские войска в Испании были наголову разбиты соединёнными ополчениями испано-христианских государств, после чего движение реконкисты сделало быстрые успехи. Лишившись поддержки берберских племён, Альмохадское государство в Африке начало быстро распадаться на мелкие феодальные владения.
Прежде всего Альмохады потеряли Тилимсан (Тлемсен), потом Тунис, и, наконец, в 1269 г. новая династия Меранидов отняла у Альмохадов Марракуш и положила конец их правлению. .