Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - малько николай андреевич

Малько николай андреевич

(22.4,1883, с. Браилово, Подольской губ. 23.6.1961, Сидней, Австралия) дирижер, музыкальный деятель, педагог. Родители М. были большими любителями музыки: отец, уездный врач, играл на скрипке, мать на фортепиано: в доме регулярно устраивались вечера квартетной музыки, на которых исполнялись не только камерные сочинения, но и переложения симфонических. Первые музыкальные уроки дала Коле мать, в дальнейшем обучение продолжилось на музыкальных курсах К.Лангрена в Одессе, где М. одновременно окончил гимназию. Затем он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (окончил в 1906) ив Петербургскую консерваторию.

Занимался у Н.Римского-Корсакова, А.Лядова и А.Глазунова, в фортепианном классе Н.Лаврова и по дирижированию у Н.Черепнина. Уже в годы учебы в консерватории М. начал активно работать в публицистике. С 1906 он регулярно печатал статьи и заметки в петербургских газетах «Речь», «Голос правды». Его интересовали самые разные вопросы общественной жизни, исторические, культурные сюжеты.

Правда, со следующего года он сосредоточился на событиях музыкальной жизни и вел музыкальный отдел в газете «Речь» (псевд. «Ля-ми»). В 1906 начались и его концертные выступления: сперва в качестве пианиста-аккомпаниатора, ас 1907-и дирижера. Выступления М. со студенческим оркестром вызвали одобрительные отзывы: «Сдержанный, но отчетливый и властный взмах, благородство и скромность общей осанки вот внешность Малько-дирижера. Темперамент, чувство меры и интеллигентность его художественные качества.

И при всем этом самое ценное для артиста: явные задатки собственной личности» писал А.Оссовский. Неудивительно, что в 1908 молодой музыкант получил приглашение провести несколько симфонических программ в летних концертах в Сестрорецке и Павловске, а с осени стать вторым дирижером балета в Мариинском театре. Он сменил стареющего Р.

Дриго. 9.5.1909 М. закончил курс консерваторского обучения. В конце жизни он написал несколько очерков, посвященных учителям и коллегам Римскому-Корсакову, Лядову, Глазунову. «В России каждый крупный музыкант учит, отмечал М., и это считается нравственным долгом надо передавать традицию». По окончании консерватории дирекция императорских театров направила молодого дирижера в Германию к известному ученику Р.Вагнера Феликсу Мотлю, возглавлявшему тогда Мюнхенский оперный театр. Зарубежная командировка повысила статус М.: с осени 1909 ему начали поручать и оперные спектакли. В следующем году он уже дирижировал, наравне с Э.Направником, вагнеровской оперой «Золото Рейна», а по новому контракту стал оперным дирижером. Параллельно М. начал выступать как симфонический дирижер, постепенно нарабатывая и расширяя репертуар, завоевывая признание слушателей-музыкантов. Большую роль сыграли в этом его «летние сезоны» в Москве в Сокольниках, ав 1913-14-в Сестрорецке. Известный критик Л.Сабанеев отмечал в своих рецензиях на московские концерты удачное исполнение Вагнера, «современных новаторов» А.

Скрябина и К.Дебюсси, а также русских авторов. Показательно, что приглашение в Москву исходило от такого крупного музыканта как С.Кусевицкий, в Сестрорецке М. заменял признанного В.Сука. Осенью 1914 М. стал главным дирижером симфонических концертов Русского музыкального общества, а с уходом Э.Направника в начале 1915основным дирижером Мариинского театра.

Он активно пропагандировал новую музыку: все написанное И.Стравинским, многие сочинения С.Прокофьева (два фортепианных концерта играл с ним автор), «Сказку», Симфониетту, Вторую симфонию Н.Мясковского; попрежнему много места занимала классика.М. становился известным, в рецензиях на концерты отмечались его интеллигентность и музыкальный вкус, отличная дирижерская техника и общая культура. Но возникали и конфликты, связанные с его требовательностью к оркестрантам и артистам оперы.М. не терпел расхлябанности или приблизительности в исполнении, свое мнение выражал прямо и резко. Февральская революция вызвала «расслоение» в театре. После Октября труппа раскололась: революционную часть возглавили В.Мейерхольд, певец И.Ершов и М. Их противники устроили 8.1.1918 забастовку, сорвав спектакль. Вмешался комиссар Государственных театров А.Луначарский, организаторы забастовки были уволены. Но остальная часть труппы не простила этого М., и на выборах дирижера он оказался забаллотированным. До осени он еще работал в Петрограде, дирижировал концертами Госоркестра: пропагандировал классическую музыку среди рабочих и солдат. В зале Дома Красной армии он организовал цикл симфонической музыки русских и зарубежных композиторов, в котором вступительные лекции читал Луначарский. Летом М. работал в Павловске, где концерты проходили в здании вокзала. Осенью 1918 уехал в Витебск. Три года, проведенные в Витебске, были наполнены напряженным артистическим трудом. В полной мере проявились также и организаторские способности энергичного М. Отношение его к революции долгое время оставалось связанным с иллюзиями либеральной интеллигенции: просвещение и культура в самые широкие народные массы, так понимал он «задачи дня». Позже М. вспоминал: «Первые годы после революции все масштабы были нарушены и перепутаны, и вот в Витебске, где в течение девяти веков все шло тихо и спокойно, по-провинциальному, вдруг закипела жизнь. В городе, где не было ни одной музыкальной школы, были основаны консерватория и пять музыкальных школ. В городе, где за девять веков был, кажется, один раз организован концерт оркестра, появился симфонический оркестр, который сыграл за первый сезон 22 концерта, а всего за два с половиной года около 240 концертов». М. стал директором организованной в Витебске Народной консерватории. Все же рамки провинциального города были ему тесны. В 1921 М. перебрался в Москву; занял пост ректора и руководителя инструментальных классов во вновь созданном Государственном институте Музыкальной драмы (1922); был также назначен главным дирижером симфонического оркестра Московской филармонии, вошел в правление Московского симфонического общества. Однако и институт, и оркестр вскоре распались. Некоторое время М. работал в Московской консерватории руководил оркестровым классом, ставил вместе с Мейерхольдом в театре ГИТИСа оперу Даргомыжского «Каменный гость». Затем уехал в Харьков, куда его пригласили в качестве дирижера оперы и симфонического оркестра. Однако и в Харькове М. пробыл недолго, недовольный состоянием тамошней оперы. Более продуктивной была его работа в Киеве, где, кроме дирижирования, он вел класс в Музыкальном институте им. Лысенко (реорганизованная консерватория). Здесь он оставался до осени 1925, постоянно гастролируя в разных городах Ростове-на-Дону, Витебске, Одессе, Риге и др. Осенью 1925 М. возвратился в Ленинград. Будучи главным дирижером, ас 1927 и директором Ленинградской филармонии, он развернул широкую пропаганду музыки.М. дирижировал концертами в Домах культуры, цехах заводов, выступал сам с пояснительными лекциями и привлекал к этому Луначарского, Асафьева, Широчайший репертуар выступлений М. включал в себя классику и романтическую музыку XIX в. В историю филармонии вошел организованный им фестиваль к 100-летию со дня смерти Бетховена, в котором приняли участие выдающиеся немецкие дирижеры Отто Клемперер и Ганс Кнаппертсбуш, солисты И.

Сигети и А.Шнабель. В интерпретации современной симфонической музыки М. не знал соперников. Под его управлением были сыграны сочинения Шёнберга, Мийо, Онеггера, Шрекера, Хиндемита все, что поддерживала Ассоциация современной музыки. Особенно ревностно он играл русских современников Скрябина, Стравинского, Мясковского, Прокофьева, был первым исполнителем Первой и Второй симфоний Шостаковича.

В эти же годы складывался педагогический курс М. Преподавая в Ленинградской консерватории (1925-28), он, в сущности, создавал теорию программы обучения, заботился о всесторонней образованности и профессиональной подготовке дирижера. Вводил в учебные планы практические дисциплины: знакомство с инструментами их штрихами, выразительностью звука, обязательный аккомпанемент в классах вокала, духовых, знакомство с историей театра.

Среди его учеников крупнейшие фигуры советской дирижерской школы: Б. Хайкин, Л. Гинзбург, Е.Мравинский, А.МеликПашаев, Н.Рабинович, Н.Мусин. В конце 20-х М. начал выезжать на гастроли в Европу. В концертах в Вене (1928) он исполнил Пятую симфонию Мясковского. Успех был велик. Многочисленные рецензии принесли ему известность. В следующем году он совершил поездку в Чехословакию и Англию, летом в Южную Америку (Буэнос-Айрес).

С этой поездки началась «зарубежная» жизнь дирижера на родину он приехал лишь на гастроли, после 30-летнего перерыва, в 1959. Непосредственной причиной невозвращения стал очередной конфликт в консерватории и филармонии: желание М. получить длительный отпуск с целью организации своих гастролей не встретило понимания администрации, и он был уволен. В то время как М. приглашали крупные оркестры Европы и Америки, на родине он оказался без работы, что побудило его выехать за границу. Работая в Европе, в США, а позже в Австралии, М. активно пропагандировал музыку русских и советских композиторов. Пятые симфонии Мясковского и Шостаковича неизменно входили в его программы: в письмах к Мясковскому, Шерману он просил о присылке новинок партитур, клавиров; в них звучит неподдельная заинтересованность и увлеченность новой русской музыкой.М. мог вполне искренне писать о себе: «По-настоящему, не на словах, распространяющий советскую музыку и укрепляющий культурные связи с заграницей...» Первое время М. «делился» между Веной и Прагой, нос 1930 работал в Копенгагене как дирижер симфонического оркестра радиоцентра; датчане считают его создателем этого оркестра. Часто бывал в Лондоне, совершал турне по Германии (до 1933), Чехословакии: много лет был связан с оркестром Пражской филармонии и Пражской Национальной оперой. Годы 2-й мировой войны М. провел в США, куда переехал в 1940: сначала в Бостон, потом в Чикаго. Подобно С.Рахманинову он возглавил в Чикаго кампанию по сбору средств помощи Советскому Союзу. Только после войны он вновь начал совершать ежегодные турне по Европе, оставаясь, впрочем, постоянным дирижером в Чикаго. Правда М. возобновил контракт (с осени 1946) с Копенгагеном, работал в Лондоне: в 1947 ставил на Би-Би-Си оперу Глинки «Иван Сусанин», в 1949 совершил большое турне с Лондонским симфоническим оркестром. С Копенгагеном связи сохранялись до конца жизни дирижера. Здесь была издана его большая книга («Дирижер и его палочка». Копенгаген, 1950), обобщившая его педагогические искания.

В 1957 М. переехал на постоянное место жительства в Сидней. Здесь он создал симфонический оркестр, стал, по мнению австралийцев, основоположником австралийской симфонической школы. Благодаря его энергии на пятом континенте побывали и выдающиеся советские артисты: Д.Ойстрах, М.Ростропович, Г.Вишневская, Л.Коган. Он по-прежнему исполнял советских авторов Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Хачатуряна, Шебалина, Кабалевского.

В 1959 выступил с концертами в Союзе Москве, Ленинграде, Киеве. Память о М. сохраняют и Дания, и Австралия. В Сиднее стоит памятник ему, в Копенгагене раз в четыре года проводятся международные конкурсы молодых дирижеров его имени. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое малько николай андреевич
Значение слова малько николай андреевич
Что означает малько николай андреевич
Толкование слова малько николай андреевич
Определение термина малько николай андреевич
malko nikolay andreevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):