Исторический словарь - мунштейн леонид григорьевич
Мунштейн леонид григорьевич
(лит. псевд. Lolo, Лоло) (1.3.1867, Екатеринослав авг. 1947, Ницца) поэт, драматург. Окончил 1-ю киевскую гимназию и юридический факультет университета Св. Владимира. Впервые опубликовал стихи в киевских газетах в годы студенчества; начинал с лирики, вдохновленной любовью к Татьяне Щепкиной, которая, несмотря на юный возраст (ей было всего 14 лет) и противодействие родителей, вскоре стала его невестой. Впоследствии, став писательницей, Т. Щепкина-Куперник вспоминала в 1928: «В сущности никакого чувства у меня к моему поэту да, вероятно, и у него ко мне не было и все это было несерьезно, взято из пьес и романов и объяснялось главным образом желанием писать стихи». Прочитав эти строки, М. посетовал на то, что «старая писательница» «зло осмеяла наш роман». В середине 1890-х М. переехал в Москву, вел в газете «Новости дня» еженедельные стихотворные фельетоны о жизни театральной Москвы, отмеченные В.Брюсовым: «Я читаю его часто. Меня всегда заинтересовывают его рифмы. Писать каждый день и давать не шаблонные стихи это трудное дело»; а А.Чехов выписал «рецензию» М. на один из спектаклей; «Но эти тонкие детали до нас почти не долетали». В годы первой революции М. отдал дань политической сатире, остроумно комментируя текущие события, едко высмеивая сановников и правых журналистов, но не щадил и либералов. Выступал с сатирическими стихотворениями в журналах «Стрелы», «Сигнал», в киевских, петербургских газетах. В 1903 сочинил первую пьесу «фея-каприз», тогда же поставленную в театре Ф.Корша и в Петербурге на сцене Александрийского театра. За ней последовали комедии «Вечный праздник», «Причуды сердца», «Святое искусство», «Шуты», Женитьба на актрисе В.Ильнарской еще больше сблизила М. с театральным миром. С 1908 М.постоянный автор театракабаре «Летучая мышь», сочинял пьески, ревю, юморески, скетчи, «неожиданные фразы» для Н.Балаева.П.Пильский писал, что пьесы М. «пленяют... изяществом, нарядной мечтательностью: это шутки, порхающие сновидения, милые обманы чувств, ...сердечные причуды», Строже судил о них В.Ходасевич, по мнению которого,миниатюры М. были «поверхностными», а А.Белый считал, что М. «лишь играет в литературу». Плодотворное сотрудничество М. с театром Балиева продолжалось 10 лет, причем практически ни одно представление не обходилось без авторства М. Последнюю пьесу для «Летучей мыши» «Екатерина II» М. написал вместе с Н. Тэффи весной 1918. Одновременно М. редактировал журнал «Рампа и жизнь» (1908-18), который, по его мысли, должен был «обслуживать интересы русского театра, как с эстетически-художественной, так и с бытовой стороны». Нильский вспоминал, как «Лоло рыцарски бился за актерский интерес, стоял горой и защитой», причем ему «было нелегко, ибо театр это столкновение интересов, личностей (и каких!), интриг, а Лоло всегда был чужд всякому политиканству (тут всегда можно было обидеть кого-то)». Многие из публиковавшихся в «Рампе и жизни» эпиграмм, фельетонов, рецензий, пьес М. вошли в его юмористический словарь «Жрецы и жрицы искусства» (т. 1-2. М. 1910-12), сохранивший для истории театра, наряду с портретами корифеев сцены, и забытые имена. В дни октябрьского переворота 1917 помещение редакции журнала было захвачено анархистами, но и в этих условиях журнал сумел дать правдивую информацию архитектора И.Машкова о разрушениях в Кремле после его обстрела большевиками, В ноябре-декабре М. опубликовал серию статей в защиту свободы печати. После того, как в октябре 1918 журнал был запрещен, М. вслед за Тэффи уехал с женой в Киев, а затем через Одессу в Константинополь. На острове Принкипо в феврале 1920 написал одно из лучших своих стихотворений «Пыль Москвы». Сотрудничал в берлинском еженедельнике «Театр и жизнь» и в др. эмигрантских изданиях. Вопреки суровой оценке Ходасевича, сводившего творчество М. этого времени к «шутовству и пошлости», в его поэзии была и неподдельная тоска по родине: «Погасли вешние огни... / мы потускнели, опустились, мы в зарубежье очутились»; «Мы глядим на беженскую елку, вспоминаем старую Москву.
/ Рождество... Я плачу втихомолку, опустив усталую главу». В 1923 М. вместе с антрепренером И.Зоном организовал в Риме театр миниатюр «Маски», который с огромным успехом гастролировал по Франции, Германии, Италии. Рецензенты подчеркивали, что «Маски» не подражали Балиеву и что основным автором «отлично сыгранной труппы» являлся «поэт Лоло».
В 1926 М. оставил театр и поселился в Ницце, рассылая стихотворные фельетоны в «Руль», «Последние новости», «Сегодня», «Иллюстрированную Россию». Только в парижском «Возрождении» ежегодно появлялось не менее 50 его фельетонов («Клочков») на злобу дня. Выступал в качестве антипода Демьяна Бедного, откликаясь с противоположных позиций на выступления Сталина, постановления ЦК ВКП(б) и т.п. события в СССР. Задолго до сталинских «чисток», в 1931, он напутствовал советских студентов: «Дети! Кончивши вузы с дипломами... / Не старайтесь встречаться с наркомами... / Знайте; тот, кто сегодня нарком, / Может завтра расстаться с пайком, / Может быть уничтожен тайком.. Поначалу, как и многие, М. верил, что не за горами тот час, когда он войдет «с цветами в золотую старую Москву», но на вопрос анкеты «Когда мы вернемся в Россию» ответил горьким признанием: «Себя я тешил и лицемерил... / В самообмане часы текли. / Я ждал чего-то, во что-то верил. / Был верным сыном родной земли. / Я думал: сгинут враги лихие! / Мне луч спасенья сиял вдали... / Теперь погас он!. Прощай Россия / Хочу быть сыном чужой земли!..» Тема старой Москвы, засыпанных снегом любимых переулков не раз возникала в его «клочках», но он любил и «сказочную Ниццу, залитую бодрящим солнцем октября...», небольшой квартал, где он жил и где царил «патриархальный тихий уют»: «В садиках-крошках герань неизбежная. / В клетках с утра канарейки поют... / Знают друг друга в мельчайших подробностях, / Знают о свойствах, привычках, способностях / Сколько кто тратит на стол и на кров...» Каждую весну М. устраивал свои поэтические утренники, которые вела приезжавшая из Парижа Н.Тэффи.В.Ильнарская вместе со знакомыми актерами разыгрывала пьески М" а сам он читал новые «клочки». Единственный сборник стихов М. «Пыль Москвы» (Париж, 1931), был сочувственно встречен критикой. В 1937 русская литературная общественность во Франции отметила 70летие М. В юбилейный комитет во главе с Тэффи вошли М-Алданов, И.Бунин, Б.Зайцев, А.Плещеев; по их инициативе был образован фонд для издания нового сборника стихов М. «Москва далекая. Клочки воспоминаний», посвященного театральному прошлому Москвы, но по неизвестным причинам он не увидел свет. Литературовед В.Крейд назвал М. «газетным поэтом», стихи которого несли в себе «что-то от репортажа, но этим-то ценные, ибо они исторические в прямом смысле этого слова». Г.Струве причислял М. к «присяжным юмористам, поставщикам мелких фельетонов для газет». В таких стихотворениях как «Пыль Москвы», «Крик сердца», «Думы осенние», «Мисс Россия» М. предстает перед читателем и как тонкий лирик; два из них вошли в антологию А. Боголепова «Русская лирика от Жуковского до Бунина» .(Нью-Йорк, 1952). В 1945 умерла В. Ильнарская, утрату ее М. тяжело переживал. Последние годы жизни он ничего не писал. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое мунштейн леонид григорьевич
Значение слова мунштейн леонид григорьевич
Что означает мунштейн леонид григорьевич
Толкование слова мунштейн леонид григорьевич
Определение термина мунштейн леонид григорьевич
munshteyn leonid grigorevich это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):