объединение народов, народностей и племен вокруг русского народа в едином государстве. За более чем тысячелетнюю историю России в ее состав вошли свыше 100 больших и малых народов, различных по языку, культуре, особенностям быта. Такого интенсивного национального строительства не знала ни одна другая
страна в мире. Чтобы понять главный
принцип национального строительства России, осознать, почему она выросла в великую державу, сумела объединить и сплотить свои 100 народов и племен, следует прежде всего обратиться к словам св. блгв. кн. Александра Невского: "Не в силе
Бог, а в правде". Эти слова, ставшие народной пословицей, духовно пронизывают всю русскую историю, придавая положительный тонус национальному и государственному строительству. "Россия, писал великий русский мыслитель И.А. Ильин, есть не случайное нагромождение территорий и племен и не искусственный слаженный "механизм" "областей",
но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению. Этот организм есть географическое
единство, части которого связаны хозяйственным взаимопониманием; этот организм есть духовное, языковое и культурное единство, исторически связавшее русский
народ с его национальными младшими братьями духовным взаимопитанием;
он есть государственное и стратегическое единство, показавшее миру свою волю и свою способность к самообороне; он есть сущий
оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского
мира и равновесия". Величие России заключалось в том, что она никогда не полагалась на
насилие (это, конечно, не означало полный отказ от его использования). Всем народам, входившим в Российское
государство, давались права, равные с русским народом, и вместе с тем сохранялись их многие древние права. Русское государство не уничтожало правящей иерархии малых народов, а, как
правило, включало ее в состав своего правящего класса. Более того, Русское государство освобождало представителей некоторых народов от обязанностей уплаты налогов и рекрутской
повинности. Российское государство строилось не на насилии, а на духовных началах русского народа, величие которых сознательно и бессознательно понималось многими малыми народами.
Великая русская
культура духовно подчиняла себе, заставляя служить не за страх, а за
совесть. "Русский
человек всегда наслаждался естественной свободой своего пространства, вольностью безгосударственного быта и расселения и нестепенностью своей внутренней индивидуализации; он всегда "удивлялся" другим народам, добродушно с ними уживался и ненавидел только вторгающихся поработителей; он ценил свободу духа выше формальной правовой свободы и если бы другие народы и
инородцы его не тревожили, не мешали ему жить, то он не брался бы за
оружие и не добивался бы власти над ними" (И.А. Ильин). Коренное отличие Российского государства от всех существовавших ранее
империй: Римской, Византийской, Британской, Германской состояло в том, что
оно не эксплуатировало нерусские народы, входившие в его состав, а, более того, предоставляло им значительную помощь и поддержку, создавая равные для всех экономические условия существования. Если в отношении всех перечисленных выше империй можно сказать, что в них
центр и имперский народ жил за счет грабежа и эксплуатации окраин и колоний, постоянно богатея за их счет, то в России многие окраины жили за счет центра и щедрости русского народа, имея равный доступ ко всем богатствам Российского государства и практически бесплатно получая военную защиту от внешнего врага. Маловероятно, что на географической карте существовали бы сегодня такие государства, как
Грузия,
Армения, Азербайджан,
Молдавия, если бы
Россия в свое
время не спасла их от разгрома Османской империей,
или такие географические территории, выступающие сегодня в роли государств, как Эстония и Латвия, если бы русская
нация не остановила немецкое движение, подчинившее себе все и физически уничтожившее коренные народы, как это было сделано с жителями
той же Прибалтики пруссами. Обладая высоким чувством национального достоинства,
русские никогда не считали себя выше других народов, терпимо и с понимание относились к проявлению национальных чувств других народов. "Православная терпимость как и русская терпимость, происходит, может быть, просто-напросто вследствие великого оптимизма:
правда все равно свое возьмет и зачем торопить ее неправдою? Будущее все равно принадлежит дружбе и любви зачем торопить их злобой и ненавистью? Мы все равно сильнее других зачем культивировать чувство зависти? Ведь наша
сила это сила отца, творящая и хранящая, а не сила разбойника, грабящего и насилующего.
Весь смысл бытия русского народа, весь "Свете Тихий" Православия погибли бы, если бы мы хотя бы
один раз, единственный раз в нашей истории, стали бы на
путь Германии и сказали бы себе и миру: мы есть высшая раса..." Совсем иначе к другим народам относятся представители западной цивилизации.
"Европеец, воспитанный Римом, презирает про себя другие народы и желает властвовать над ними" (И.А. Ильин). Русское государство спасло многие народы от уничтожения, предоставив им равные с русскими людьми права и возможности развития, которые вплоть до 1917 реализовывались безо всяких существенных ограничений. Русский центр проводил политику гармонизации отношений между отдельными народами, начисто отрицая типично имперскую политику "разделяй и властвуй", которая была бессмысленна в отношении с народами, имевшими права, равные с русскими.
В силу всего сказанного к Российскому государству неприменимо название "империя".
Тот, кто использует его, видит только некоторые формальные признаки (объединение народов при одном центре), но не понимает существа дела (отсутствие эксплуатации центром народов периферии). Всю катастрофичность существования вне Российского государства отпавшим от нее народам предстоит еще испытать, чему пример сегодняшние события в Закавказье и Средней Азии. Разница в подходе к государственному строительству Руси и государств будущей западной цивилизации (находившейся тогда в эмбриональном состоянии) видна на примере отношений славян и германцев. В XI в.
славяне жили в самом центре Европы: от Киля до Магдебурга и
Галле, за Эльбой, в "Богемском лесу", в Каринтии, Кроации и на Балканах. Как отмечает И.А. Ильин, "германцы систематически завоевывали их, вырезали их верхние
сословия и, "обезглавив" их таким образом, подвергали денационализации". Такое решение национального вопроса через денационализацию и истребление
германцы применяли и к другим народам. Присоединение к Руси новых земель происходило, как правило, мирно и бескровно. Главным аргументом здесь было не оружие и
террор, а осознание народами новых земель преимуществ существования в составе Руси как мощного фактора государственного порядка, помощи и защиты от внешних посягательств.
Карелия и
часть Прибалтики стали частью Русской земли еще в IX-X вв., а с XV в. идет массовое заселение этих земель русскими крестьянами. Земли
Коми вошли в Русское государство в XI-XV вв. Гибель разбойничьего государства Казанского ханства предопределила переход под руку России земель башкиров, марийцев, татар, удмуртов, чувашей. Присоединение Сибири началось после победных походов Ермака и завершилось к к. XVII в. "Россия, писал
лорд Дж.
Керзон, бесспорно обладает замечательным даром добиваться верности и даже дружбы тех, кого она подчинила.
Русский братается в полном смысле слова. Он совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и мрачного высокомерия, который в большей степени воспламеняет злобу, чем сама жестокость". В имперском своем могуществе Россия объединяла в прошлом. Должна быть терпима и не исключительна в будущем исходя именно из всего своего духовного прошлого.
Истинная Россия есть страна милости, а не ненависти (Б.К. Зайцев). О.
Платонов .