Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - наживин иван федорович

Наживин иван федорович

(25.8.1874, д. Пантюки, Владимирской губ. 5.4.1940, Брюссель) писатель, публицист. Родители из крепостных, позднее отец занялся лесным промыслом. «Я сын мужика, выросший среди народа...», подчеркивал Н. в автобиографии (1922). «Родным гнездом» он называл деревню Буланово в Суздальском крае. В начале 900-х выпустил в Москве первые сборники рассказов и очерков: «Родные картинки» (1900), «Убогая Русь» (1901), «Перед рассветом» (1902). Длительное время был близко знаком с Л.Толстым, вел с ним переписку, испытал его влияние. До 1917 выступал против «гнилого правительства», впоследствии свидетельствовал, что много лет стоял «на довольно левых позициях», но уже под впечатлением революции 1905-7 эволюционировал к более умеренным взглядам, поскольку, как утверждал Н., «началось великое нравственное падение русского народа», «вся страна кипела кровью и все гуще наливалась злобой». Нарастание вражды рабочих к предпринимателям отобразил в рассказе «Забастовка» (1906). Герой романа «Менэ... Тэкэл... Фарес...» (М., 1907) интеллигент, «начитавшийся либеральных книг» и соприкоснувшийся с западноевропейским рабочим движением: увидев «изнанку прогресса», он ищет уединения в деревне, но становится жертвой крестьянского бунта.

В 1911 Н. опубликовал несколько книг о Л.Толстом («Дедушка Толстой», «Из жизни Л.Н.Толстого»). В собрание сочинений Н. (т. 1-8, 1910-17) вошли также ранние рассказы, 1-я книга автобиографических записок «Моя Исповедь» (1912), романы «Сфинкс», «Белые голуби принцессы Риты» (1913), сборник лирических миниатюр «Вечерние облака. Книга тихого раздумья» (1916), сборник рассказов «Кикимора» (1917). Отметив, что «Иван Наживин имя довольно видное в литературе нашей», М.Горький отозвался о «Моей Исповеди» как о книге «на протяжении двух третей скучной, торопливо и небрежно написанной», интеллигенция получила в ней «возмездие в форме различных пинков и плевков». «О Наживине не стоило бы говорить, не будь он единицей в тысячах русских людей, изуродованных безобразной нашей жизнью, ...отчаявшихся и впавших в крикливый, а потому оглушающий молодое поколение, заразный нигилизм». Отношение к событиям 1917 Н. выразил в «Записках о революции» (Вена, 1921); оценивал революцию как «банкротство левых деятелей»: «Мы представляли себе нашу роль в истории, как какой-то триумфальный марш по вершинам веков в поучение всем народам. Мы ошиблись. Нам предстоит не светлое торжество победителей, а уныние и позор... и тяжелая работа по исправлению наших страшных ошибок». Вместе с тем возлагал вину за жестокость революции на старый режим, утопивший народ в морях крови на войне. С 1918 Н. находился на территории, занятой Добровольческой армией, куда бежал, по его словам, спасаясь от «голода и крови», чтобы бороться с хамом... за Россию, за монархию». Выступал как пропагандист белого движения, сотрудничал в одесской газете «Южное слово», опубликовал брошюру «Что нужно знать солдату?» (Ростовна-Дону, 1918), «Два письма» (1919), в которых упрекал крестьян в том, что они обрекают рабочих на голод, призывал тех и других «идти вместе, вместе делать жизнь лучше». В 1920 эвакуировался из Новороссийска в Болгарию. Жил в Югославии (Новый Сад), Австрии, Германии. В Вене возглавлял отдел в издательстве «Детинец». В 1924 поселился в Бельгии. Вслед за «Записками о революции» издал автобиографические книги «Накануне: Из моих записок» (Вена, 1923) и «Среди потухших маяков: Из записок беженца» (Берлин, 1922). Раскрывая название последней, Н. писал: «Наше время... время крушения утопизма, всякой социальной фантастики. Утопизм рухнул в пучину голода и крови»; большевизм «это только заключительный аккорд тысячелетнего безумия». «Потухшим маяком» стали для Н. и надежды на спасительный Запад. «Главный трагизм нашего положения, писал он, мы не знаем, что делать, куда идти». Советский критик В.Полонский заметил, что название книги неплохо передает положение русской эмиграции, блуждание во мраке самого писателя. Поняв безысходность своего положения в зарубежье, Н. склонился к «сменовеховству», а в начале 30-х отмежевался от монархизма. В брошюре «Национальная слава и национальный позор. О Николае II» (Брюссель, 1933) писал о последнем царе как о личности, «которую хотелось бы вырвать из нашего прошлого», осуждал его как виновника небывалого разорения страны, вызвавшего революцию. Брошюра «Глупость или измена? Открытое письмо Милюкову» (Брюссель, 1930) памфлет на кадетского лидера: «Вы, старик..., уже стоящий в могиле..., рветесь к власти..., в ослеплении своем метите себя в преемники Сталина»; претензии П.Милюкова Н. называл «старческим слабоумием». Придя к выводу о невозможности возврата России к прошлому, Н. стал мечтать о возвращении на родину: «Самая заветная теперь мечта моя это какая-нибудь глухая дыра, где можно спрятаться вдали от всего»; ему виделись в то же время мрачные картины российской действительности: «разрушено все, голод в Поволжье, неизбежны войны», «будет жизнь наша сера, как безводная пустыня». В 1926 Н. просил предоставить ему советское гражданство. Эту эволюцию писателя усиливало чувство изолированности в эмиграции, о которой он писал: «Я знаю эмиграцию.. это душное болото, мертвечина ее поражает». Изданная в 1935 в Тяньцзине (Китай) книга «Неглубоко уважаемые» беллетризованные записки об эмиграции, в которых в нелестном свете предстают и писатели М.Алданов, И.Бунин, Д. Мережковский, К.Бальмонт и др. В финальную часть книги было введено обращение «К Иосифу Сталину», к которому действительно обращался Н.: «Сил у меня осталось уже немного, но я все их отдам служению Родине», заверял он (ходатайство не было удовлетворено). Эмигрантская критика оценивала произведения Н. отрицательно или с иронией. «Ив.Наживин все сделал, чтобы заслужить дурную славу ...злостного врага новой, честной России», писал меньшевик Ст.Иванович (1921) по поводу «Записок о революции». Автор записок, «не понимая революции, так и говорит..., а раз не понимает, то все это чепуха, мерзость»; книга Н. «незаменимое руководство к тому, чтобы поближе узнать автора, приглядеться к нему бунтующему обывателю революции». Как «вопль обывателя, маленького, задавленного грандиозностью событий человека» оценивалась книга Н. и в журнале «Сполохи». Наряду с документальной прозой Н. издал большое число беллетристических произведений повесть «Четверть века спустя» (Берлин, 1922), рассказы для детей «В деревне», сборник рассказов «Перед катастрофой» (Мюнхен, 1922). К «Запискам о революции» примыкал сборник «Во мгле грядущего» (Вена, 1921), в который вошла повесть «Искушение в пустыне» антиутопия о «коммунистической колонии» на уединенном острове в океане.

Автор пародировал идею создания коммунистического общества: на остров доставляются из лондонской тюрьмы коммунисты разных стран и национальностей, им предоставляется полная свобода деятельности, ее финансирует международная комиссия по борьбе с коммунизмом. За этим следуют дискуссии, раскол, саботаж, преследование «врагов коммуны», расстрелы «за контрреволюционный образ мышления» и т.п. В результате полный развал хозяйства. «Общее дело не сложилось», «духа коммунизма не оказалось». Спасительной стала идея перехода к более совершенной и справедливой форме экономической жизни на основе частной собственности. В годы эмиграции продолжалось издание собрания сочинения Н., начатое в Москве, в 1926-35 отдельные тома издавались в Париже, Новом Саде, Риге, Тяньцзине (всего 41 том). Среди них «Фатум. Беженский роман» о судьбе высокообразованного интеллигента, гвардейского офицера и талантливого художника, отец которого был расстрелян, а имение разграблено; в эмиграции он бедствует, служит лакеем на морских судах и находит благополучие и счастье в Америке. «Прорва, Беженский роман» вышел в 1928 в Риге, «Молодежь» о молодом поколении эмигрантов в Бельгии, студентах университета, их невзгодах и драмах жизни в Париже, «Недостроенный храм» в Тяньцзине (1935). Н. писал и исторические романы: «Во дни Пушкина» в 3-х томах (1930-32): «Кремль. Хроника XVI в.» (Новый Сад, 1932): «Распутин» в 3-х томах (Лейпциг, 1923: пер. на нем., болт., чеш., англ. яз. «Иудей» (Рига, IQ33) и «Евангелие от Фомы» (1933) о времени зарождения христианства, «Глаголют стяги» и «Бес, творящий мечту» о древней Руси. Романы «Поцелуй королевы» и «Древние письмена» написаны в приключенческом жанре. Рассказы Н. печатались в журналах «Юный друг», «Рассвет», «Русский голос» и др. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое наживин иван федорович
Значение слова наживин иван федорович
Что означает наживин иван федорович
Толкование слова наживин иван федорович
Определение термина наживин иван федорович
nazhivin ivan fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):