Исторический словарь - обухов николай борисович
Обухов николай борисович
В 1915 О. изобрел новый способ нотации, который являлся прямым следствием его 12-тоновой гармонии: композитор чувствовал, что каждый звук 12-тоновой шкалы должен иметь самостоятельное название и независимое положение на нотном стане. Впоследствии нотация О. получила некоторое распространение: ею пользовались французский композитор А.
Онеггер, отдельные чешские композиторы. Разумеется, все сочинения самого О. с момента создания этой нотации были записаны модернизированным образом. Впервые он последовательно воплотил свою новую систему нотации в трех поэмах: «Агнец и наше раскаяние» (1918), «Пастырь и наше утешение» (1919) и «Да будет один Пастырь и одно стадо» (1921) на слова К.Бальмонта. Третья поэма примечательна тем, что в ней, наряду с голосами, использованы новые, изобретенные в 1917 самим композитором электроакустические инструменты под названиями «Кристалл» и «Эфир», ставшие предшественниками знаменитого в будущем «Croix sonore» («звучащий крест»), инструмента звуковых радиоэлектрических волн.О. был глубоко религиозным художником, большинство исследователей считают его мистическим музыкантом. Им были усвоены и приняты основные идеи новой русской религиозной философии, его непосредственным духовным источником является учение Вл.Соловьева. Отсюда следует его отношение к идее сочинения. Все наследие композитора отличается необыкновенной цельностью.
Его сочинения, не исключая тех, что имеют самостоятельный статус, как бы устремлены к единому центру.О. можно назвать композитором одного сочинения: это «Книга жизни» оратория, мыслимая композитором как мистерия, гигантское сочинение для большого оркестра, хора, солистов, так и оставшееся незаконченным. Предварительную работу по подбору источников и текста композитор начал в мае 1917 и работал над ним до конца своей жизни. В 19180. вместе с семьей (в 1913 он женился на графине Ксении Комаровской; имел двух сыновей) покинул Россию. Путь пролегал через Константинополь, его странствия окончились в Париже. Приехав во Францию, 27-летний композитор показал свои сочинения М.Равелю и высказал желание учиться у него оркестровке. Равель был поражен услышанным и, помимо уроков и советов по оркестровке, не раз повторял свою высокую оценку, ходатайствуя за О. перед издателями и другими заинтересованными людьми, готовыми оказать молодому композитору поддержку. О жизни О. во Франции мало что известно. Единственным источником являются редкие свидетельства о его концертных выступлениях. Первый показ фрагментов «Книги жизни» состоялся весной 1925.На частном прослушивании, прошедшем в салоне м-м Рене Дюбо при содействии журнала «La Revue Musicale», присутствовало множество музыкантов и критиков, русских и французских. Автор представил фрагменты для голоса и фортепиано, сам исполнял фортепианную партию и делал необходимые комментарии. Первое публичное исполнение, организованное теософским обществом, состоялось 15.
6.1925. Важнейшим событием было исполнение 3,6.1926 «Вступления к Книге жизни», выглядевшего как симфоническая поэма, длящаяся около получаса, для четырех голосов и большого симфонического оркестра под управлением С.Кусевицкого в «GrandОрбга». Отдельную страницу в биографии музыканта занимают концерты 1934, примечательные тем, что тогда О.
продемонстрировал свой инструмент «Croix sonore», отчасти близкий «Терменвоксу», отчасти «Londes Martenot» («волны Мартеноо»), О. считал, что с обретением «Croix sonore» он нашел свой настоящий инструмент, исполненный мистическим смыслом. Сочинения для «Croix sonore» «Всемогущий благославляет мир», «Вечная жизнь», «Коронация» и др. были с большим успехом исполнены в феврале 1934 в Брюссельской консерватории, 15.
5.34 в зале Гаво; в концертах принимали участие певицы Сюзан Бальгерье, Луис Мата и пианистка Мари Антуанет Осенак де Брогли, блестяще овладевшая игрой на «Croix sonore» и ставшая убежденной последовательницей и сотрудницей О. После его смерти в 1954 ею на кладбище Сен Клод была установлена стелла в виде «Croix sonore», позже она выступила организатором международного композиторского конкурса имени композитора. К числу важнейших событий биографии О. относятся исполнения сочинений «Всевышний благославляет мир» у гробницы со святыми мощами «Дуамон» в ночь на 14.7.1936 и «Всемирный гимн», прозвучавший на международной выставке в Париже в 1937. Потом была война, вынужденный перерыв в творчестве. В конце 1949 О. постиг роковой удар судьбы он лишился своего главного сочинения. Это произошло при трагических, до конца не выясненных обстоятельствах: позднее ночное возвращение, нападение, избиение с похищением портфеля, где была рукопись... Композитор попал в больницу. Пережив, видимо, тяжелое потрясение, О. с тех пор (а ему суждено было прожить еще 5 лет) больше ничего не сочинял. Сейчас трудно судить о том, каким было реальное положение О. в музыкальной культуре XX в., какой резонанс вызывали во Франции его идеи, имевшие точный временной и географический адрес Россия начала XX столетия. В октябре 19 34 в Италии при содействии Института Рима был снят фильм о «Croix sonore». В феврале 1935 состоялась научная конференция под названием «От Бетховена к Обухову». В 1947 издатель Дюран вновь выпустил обухов ский «Трактат о тональной, атональной и тотальной гармонии». В 1970-е была предпринята попытка реконструкции партитуры «Книги жизни», отдельные ее части были записаны на пластинку. Но о многом ли говорят эти факты, и был ли О. действительно понят? Значительная часть его идей, восходящих к русскому космизму начала века, осталась нереализованной, религиозный мистицизм непонятым, а главное сочинение утерянным. Одна из статей Б.Шлёцеро, написанная еще в середине 1920-х, содержит печальное предсказание судьбы наследия О.: «Не без чувства опасения приступаю я к очерку творчества Обухова, Его мысли, чувства и желания далеки от наших привычек, от наших эстетических, моральных и религиозных идей; они не укладываются в рамках современной психологии, непонятны миру искусства наших дней, их не принимают во Франции, Англии, так же как и в России; поэтому так трудно найти слова, которые могли бы донести до ума читателя это своеобразие так, чтобы он почувствовал за такой странной и необычной формой яркую красоту и глубокий смысл».
.