Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - оцеп федор александрович

Оцеп федор александрович

(9.2.1893 [по др. св. 1895], Москва 20.6.1949, Оттава) сценарист, режиссер, организатор кинопроизводства, В 1916 был привлечен своим двоюродным братом М.Алейниковым к сотрудничеству в журнале «Кино-Театр и жизнь» (выступал под псевд. Федор Машков). Довольно быстро зарекомендовал себя в кругу творческой интеллигенции, группировавшейся вокруг этого первого русского кино-театрального периодического издания, как талантливый критик. Непосредственно в кинематографическую среду он был привлечен в качестве сценариста. В дореволюционном кинематографе им были написаны сценарии для целого ряда фильмов известного русского режиссера Я.

Протазанова, одного из лучших киноинтерпретаторов литературной классики: «Николай Ставрогин» (1915, по роману «Бесы» Ф.Достоевского с И.Мозжухиным в гл. роли), «Дети Ванюшина» и «Пара гнедых» (1915), «Мертвый дом» (1915) и «Пиковая дама» (1917), «Проклятые миллионы», «Отец Сергий» (1918, совм. с Н.Эфросом и А.Волковым.), «Тайна королевы» (по роману Элинор Глин «Три недели»).

После Октябрьской революции О. принимал участие (в качестве сценариста совм. с Н.Эфросом) в создании одной из первых значительных и наиболее удачных советских кинолент фильма «Поликушка» (1919) экранизации одноименной повести Л.Толстого, Своим успехом картина в немалой степени обязана исключительному таланту исполнителя главной роли И.

Москвину и режиссеру А.Санину. По замыслу тогдашнего руководства киностудии Товарищества «Русь», куда входил в качестве заведующего художественной частью и О., необходимо было «создать своеобразный мост, который соединил бы экран с Художественным театром и перенес на киностудию метод Станиславского», Привлечение к работе известного режиссера и артистов двух ведущих московских театров (В.

Пашенная, Е.Раевская, С.Головин, Н.Знаменский и др.) оправдало ожидания. В этом фильме сохранялась «тщательность передачи» и «психологическая достоверность литературного произведения на экране», что выгодно отличало ее от прочей кинопродукции тех лет, в том числе и экранизаций. В 1922-23 фильм с огромным успехом демонстрировался на отечественных и зарубежных экранах.

В 1924 О. вошел в состав руководства единственного негосударственного кинопредприятия «Межрабпом-Русь». Учитывая недостаточную мощность внутреннего кинорынка, новая студия выдвинула задачу осуществить «прорыв на Запад» с целью закрепить там позиции отечественной кинопродукции. Первой серьезной попыткой реализации этого замысла стала экранизация фантастического романа А.Толстого «Аэлита» (1924, сценарий О. совм. с А.ФВЙКО, реж.Я.Протазанов). Фильм был задуман как советский боевик в «экспортном» варианте. Масштабность постановки, необычность сюжета, в котором фантастика причудливо сочеталась с красочными сценами московского быта тех лет, обилие действующих лиц, громкое имя режиссера, блестящий актерский состав (Н.Баталов, М.Жаров, Ю.Завадский, В.Орлова, И.Толчанов, Ю.Солнцева и др. призваны были стать слагаемыми будущего успеха.

Однако картина, несмотря на шумную рекламу, так и не стала кинематографическим событием; если в России она пользовалась большой популярностью, то в глазах западного зрителя мало чем отличалась от привычных лент этого жанра. В том же году О. в соавторстве с файко написал сценарий для одной из первых советских комедий «Папиросница от Моссельпрома» (реж.

Ю.Желябужский, в ролях И.Ильинский, Ю.Солнцева и Э.Баратов), прошедшей по отечественному экрану с большим успехом. Фильм, сделанный как своего рода реклама государственной торговли, интересен и ценен прежде всего как документ эпохи, детально воссоздававший московскую жизнь начала нэпа. В 1925 совместно с В.Туркиным О. написал сценарий еще одной экранизации: фильм «Коллежский регистратор» (по повести А.Пушкина «Станционный смотритель», реж.Ю.Желябужский, в гл. ролях И.Москвин, В.Малиновская, Б.Тамарин), как и «Поликушка», вошел в золотой фонд отечественного немого кинематографа. В следующем году О. приступил к съемкам, уже в качестве режиссера, трехсерийного приключенческого фильма «Мисс Менд», в основу которого был положен роман М.Шагинян «Месс-Менд». Литературный источник остроумная пародия на американский детектив подвергся значительной переделке авторами сценария (О, и В.Сахновский), к тому же многое строилось на импровизации, что безусловно усложняло сюжет, но одновременно придавало многим эпизодам ленты свежесть и непосредственность. Будущий известный советский режиссер Б.Барнет, получивший в фильме одну из ролей, стал сорежиссером О, Кроме Барнета, в фильме был представлен блестящий актерский ансамбль: И.Ильинский, М.Жаров, В.Фогель, И.Коваль-Самборский и др.

фильм имел колоссальный успех у зрителя и довольно долго не сходил с экрана. В конце 20-х О. много и плодотворно работал как режиссер. После постановки фильма «Земля в плену» (1928) он уехал в Германию, где приступил к съемкам совместной советскогерманской («Межрабпом» и «Прометеус») экранизации пьесы Л.Толстого «Живой труп». Подбор актеров на главные и второстепенные роли предопределял успех фильма: в роли Феди Протасова снялся известный советский режиссер В.

Пудовкин: с русской стороны участвовали также В.Марецкая, Н.Вачнадзе, Б.Барнет, Д.Введенский, В.Уральский; с немецкой Мария Якобини, Густав Дисоль, Виола Гарден и др. Создатели фильма, сознательно ориентируясь на немецкого зрителя, представили на экране не Россию, а, скорее, Германию 20-х, что было особенно заметно в изобразительном решении отдельных сцен, снятых в духе немецкого экспрессионизма. Несколько трансформировался и сам образ главного героя: в трактовке О. драма идей стала мелодрамой, в результате чего получилось эмоциональное повествование о судьбе маленького человека, загнанного в тупик толпой обывателей. Немецкая пресса приняла фильм с восторгом (за рубежом он шел под названием «Законный брак»), а роль Протасова в исполнении Пудовкина была объявлена высшим актерским достижением. Однако на родине картина была воспринята довольно критически. После окончания работы над фильмом О. остался в Германии и снял там первую звуковую экранизацию романа Достоевского «Братья Карамазовы» «Убийца Дмитрий Карамазов» («Der Mbrder Dimitri Karamasoff», 1931), Философское произведение русского классика преобразовалось на экране в мелодраму с роковыми страстями и эффектным драматическим финалом, в котором причудливо переплелись образы и судьбы героев из других романов писателя. Такое вольное обращение с первоисточником вполне отвечало духу западного кинематографа; О. продолжал использовать некоторые приемы советского немого кино, в том числе т.н. «русский монтаж». В начале 30-х О. переехал во Францию и тут же включился в работу. Уже в 1932 он поставил фильм «Миражи Парижа» («Mirages de Paris»). Имея репутацию серьезного режиссера с высоким культурным и профессиональным уровнем, он с успехом работал в коммерческом кино, выпуская продукцию, которая неизменно пользовалась спросом на кинорынке. О, продолжал заниматься экранизациями, снял ленту «Амок» (1934, по одноименной повести С, Цве ига); в 1935 поручил Е.Замятину написать сценарий картины «Анна Каренина», правда, замысел остался не осуществленным. Огромным успехом пользовались поставленные им фильмы: «Пиковая дама» («La Dame de pique», 1937) и «Княжна Тараканова» («Tarakanova», 1938) с тогдашними «звездами» французского экрана Мадлен Озере и Анной Верней; неменьшая популярность выпала на ленту «Гибралтар» («Gibraltar», 1938) с Вивиан Романс и Эрихом фон Штрогеймом. Начавшаяся во Франции «странная война» прервала карьеру О, в Европе: по распоряжению тогдашней администрации он, как и многие иностранцы, был интернирован в лагерь для перемещенных лиц, где и пребывал до поражения Франции в июне 1940. Затем уехал в Марокко, оттуда перебрался в 1941 в США, а чуть позже в Канаду. За океаном им были поставлены такие фильмы как «Music Master» (1943), «Three Russian Girls» (1944), «Whispering City» (1947). Более чем 30-летняя творческая деятельность О, свидетельствует о разносторонности его дарований: несомненные литературные способности, высокий профессионализм его режиссуры сочетались с незаурядными качествами организатора кинопроизводства, коммерческой интуицией.О. принадлежит к числу тех, кто разрабатывал «русскую тему» на Западе, популяризировал экранными средствами классику русской литературы. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое оцеп федор александрович
Значение слова оцеп федор александрович
Что означает оцеп федор александрович
Толкование слова оцеп федор александрович
Определение термина оцеп федор александрович
ocep fedor aleksandrovich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):