Исторический словарь - оцуп николай авдеевич
Оцуп николай авдеевич
(23.10.1894, Царское Село 28.12.1958, Париж) поэт, критик, мемуарист, Сын придворного фотографа. В 1913 окончил Александровский лицей в Царском Селе; поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, но в том же году уехал в Париж, где, по его словам, «с отвращением учился в Ecole de droit и предпочитал слушать Бергсона». В начале 1-й мировой войны возвратился в Россию, поступив снова в Петербургский университет, но был мобилизован в армию. Попал в запасный полк («...Петербург уже с красными флагами, ошалевшими броневиками, я тоже ошалел»): вскоре, однако, понял, что нужно «заниматься своим делом» и начал сотрудничать в издательстве «Всемирная литература». В 1920 основал вместе с Н.Гумилевым, Г.Ивановым, М.Л.озинским Новый цех поэтов, В 1921 вышел первый сборник стихотворений О. «Град». В 1922 О. уехал в Берлин, где переиздал в 1923 «Град» и выпустил в 1926 новый сборник «В дыму». «Разорванность и расхлябанность» стихов О. критика объясняла «тяжестью недавних лет», но сам он в начале эмигрантского пути был «человеком весьма компанейским и жизнерадостным», с желанием «обсуждать запутанные, «последние» метафизические вопросы». Из Берлина О, переехал в Париж, где в 1928 отдельным изданием вышла его поэма «Встреча», Редактор журнала (альманаха) «Числа» (Париж, 1930-34, 10 номеров) сначала с Ирмой де Манциарли, с 5-го номера один. Издание журнала мотивировалось тем, что «Современные записки» публиковали главным образом маститых авторов. Новый журнал был задуман как преимущественно литературный; отвечая на критику З.Гиппиус, О. писал, что требование от литературного журнала сиюминутных политических откликов это «большевизм наизнанку»; «Числа» «не против политики, а против ее тирании», Благодаря О. многие представители молодого поколения русской эмиграции, выступившие впервые в «Числах», добились литературного признания. Сомнение О. в том, что искусству надо служить «любой ценой» («есть и другой подвиг отказ от искусства навсегда или на время, если то, во имя чего отказался, может быть названо жизнью или волей к жизни») нашло художественное выражение в романе «Беатриче в аду» (Париж, 1939). В начале 2-й мировой войны О. записался добровольцем во французскую армию.
Во время отпуска в Италии был арестован как антифашист, провел более полутора лет в тюрьме, в 1941 бежал, был схвачен, отправлен в концлагерь, откуда в 1942 снова бежал, уведя с собой 2 8 военнопленных. В 1943 О. стал участником итальянского Сопротивления. За ряд смелых операций получил после войны английские и американские военные награды.
В 1951 О, была присуждена ученая степень доктора в Парижском университете за работу о Н.Гумилеве. До конца жизни профессор «Ecole Normale». В 1950 О. опубликовал «Дневник в стихах. 1935-1950», который насчитывал 12 тысяч стихотворных строк, по оценке Ю.Иваска, «памятник последнего полувека». Вопрос о силе веры ставила драма в стихах «Три царя» (1958). Посмертно издан двухтомник «Жизнь и смерть» (Париж, 1961), в котором собраны стихотворения, ранее публиковавшиеся в журналах; сборник показал, что О. всегда оставался поэтом возвышенного склада. В зрелой лирике О. варьировалась тема всепоглощающей любви к женщине, тема России и тема спасения духовности человека; постоянно присутствует и мотив неизбежности смерти, которая высвечивает все ценности жизни. Особенно существенно отношение О. к духовной свободе: писатель обязан избавляться от всех ложных «святынь», внедренных в его сознание политикой. В поэме «Красавица» он писал, что хотел бы воспеть не тех женщин, которые шли «в народ» и готовили 1917 год, а «более простую героиню... мать с ребенком, кроткую богиню...». Со страниц сборника, писал Н.Ульянов, глянуло «лицо многодумное, со следами былого жизненного опыта.. Умудрило его и изгнанничество. Не в сереньком, беженском плане, а скорее в духе Данте». Опорой поисков О. были русская литература и христианство. Пушкин для О. мерило всех духовных ценностей; фальшивому патриотизму «с претензиями подчинить себе чужие культуры» он противопоставлял национализм Пушкина, «насквозь пронизанный свободой». В книге «Современники» собраны воспоминания О. об И.Анненском, Н.Гумилеве, Ф.Сологубе, А.Белом, С.Есенине, К.Чуковском, Е.Замятине, В.Шкловском, статьи о Серебряном веке русской поэзии, о Пролеткульте, «Серапионовых братьях», о «Климе Самгине» М.Горького. В книгу «Литературные очерки» (Париж, 1961) вошли статьи «Тютчев», «Николай Гумилев», «Лицо Блока», «Сатана и Демон», «М,А.Шолохов», «Венец Пастернака», «Свобода творчества», «Гуманизм в СССР», «Апокалипсис», «Миф Владимира Маяковского». В последнее десятилетие жизни О. утверждал, что на смену акмеизму, сыгравшему свою роль, пришел «персонализм» как реакция на атеизм, стадность, экзистенциализм, как защита личного достоинства писателя. Соч.: Персонализм как явление литературы // Грани, 1956, № 32; Океан времени. Дневник в стихах. Статьи и воспоминания, СПб., Дюссельдорф, 1993. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое оцуп николай авдеевич
Значение слова оцуп николай авдеевич
Что означает оцуп николай авдеевич
Толкование слова оцуп николай авдеевич
Определение термина оцуп николай авдеевич
ocup nikolay avdeevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):