Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - осипов николай евграфович

Осипов николай евграфович

(12.10.1877, Москва 19.2.1934, Прага) психоневролог, психотерапевт, патограф, преподаватель медицинской философии. Отец О., Евграф Алексеевич, был лидером земской медицины. В 1897 О. окончил 3-ю московскую (Поливановскую) гимназию с золотой медалью и поступил на медицинский факультет Московского университета. На 2-м курсе (1899) О. был арестован как член студенческого стачечного комитета, через 6 дней был освобожден без права восстановления в университете.О. уехал в Швейцарию к другу своего отца Ф.Эрисману, где закончил медицинский факультет Бернского университета, специализируясь по нейрогистологии.

16.11.1903 О, защитил диссертацию и возвратился в Москву в связи с тяжелым состоянием отца. С сентября 1904 О. штатный помощник прозектора на кафедре гистологии и эмбриологии Московского университета. С мая 1905 врач частной психиатрической лечебницы Н.Баженова и С.Цейтлина. В 1906 сдал экзамен для получения российского диплома лекаря.

1.5,1907 на съезде русских врачей им. Н.Пирогова делал доклад «О плазматических клетках при прогрессивном параличе», в котором описал метод выявления амеобидных глиальных клеток. Летом 1910 находился за границей, посетил клиники З.Фрейда, Э.Блейлера, К.Юнга, Р.Дю6оа. В 1911-14 О, был организатором издания книг в Москве «Психотерапевтическая библиотека».

В ответ на реакционные реформы министра просвещения Л.Кассо О. вместе с профессором В.Сербским ушел из Московского университета; работал в должности приват-доцента кафедры психиатрии и невропатологии на Высших женских курсах в Москве. В начале 1917 О. был мобилизован в армию, В 1921 О. эмигрировал в Белград. С 1923 работал доцентом, затем профессором Карлова университета в Праге; читал курс медицинской философии, неврозологии и психоанализа (по Фрейду). О. похоронен в Праге на православном кладбище. О. считал своими учителями психиатров В.Сербского, Н.Баженова, неовиталиста-гистолога В.Карпова, гипнолога П.Подъяпольского. По своему мировоззрению бььл неовиталистом и сочувственно относился к философским взглядам Н.Лосского. Начиная с 1906 научные интересы О. связаны с изучением психологии неврозов, психотерапии и патографии, С 1907 он популяризировал в России учение З.Фрейда и метод рациональной терапии Дюбоа. Хотя теоретических воззрений Фрейда О. не разделял, он стал поклонником его метода исследования больных, защищал Фрейда от обвинений в преувеличении роли сексуальных влечений, подчеркивая, что у фрейда существует также влечение к смерти, страх секса, страх смерти и др. патопсихологические состояния. В докладе «О больной душе» (1913) он ввел понятие «душевно-телесная конституция», позволяющее рассматривать человека с психофизиологической точки зрения. Одновременно он пытался переработать фрейдизм, используя свои персоналистические взгляды и философскую систему Н.Лосского. В статье «Революция иСон» (1931) О. сравнивает два явления сновидения и революции: первые, согласно взглядам Фрейда, есть исполнение подавленных желаний, противопоставление «Я» личности: революция есть реализация подавленных, вытесненных желаний у людей, принадлежащих к одному классу. Исходя из этих предпосылок, О. делает парадоксальное заключение, граничащее с логическим заблуждением: «революция и сновидения имеют одинаковое содержание». О. стремился создать новую науку о неврозах неврозологию, основными методами которой был бы психологический анализ, психотерапия и гипнотерапия, которыми он владел в совершенстве, в то же время он игнорировал физиологический аспект неврозов. Понятие «неврозология» не получило распространения в психиатрии. О. был талантливым патографом: ему принадлежат статьи о психологическом и патопсихологическом анализах героев произведений Л.Толстого, Ф.Достоевского, Н.Гоголя; об изображении в литературе ими феномена страха.

Философские взгляды О, на медицину изложены в обширном очерке «Двуликость и естество медицины» (1929). О. утверждал, что существует наукоучение (или теория науки). Медицина прикладное естествознание, врач естествоиспытатель. Медицина особая сторона человеческой культуры это наука, искусство, связанные с техникой и взаимоотношением между врачом и больным. Медицинская наука это нозологическая наука. В сущности медицина всегда антропоцентрична: врач не только естествоиспытатель, но и психолог. Клиническая медицина стремится к индивидуальному лечению больного. В теоретическое понятие «болезнь» включены ряд др. понятий: симптом, симптомокомплекс, процесс, течение, патоморфологическая картина, этиологическая сущность, телеологическое понимание, вытекающее из принципа борьбы организма с болезнью, онтологическое понимание болезни как единого целого. Критерии определения болезни, предложенные О. современны. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое осипов николай евграфович
Значение слова осипов николай евграфович
Что означает осипов николай евграфович
Толкование слова осипов николай евграфович
Определение термина осипов николай евграфович
osipov nikolay evgrafovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):