Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - осоргин михаил михайлович

Осоргин михаил михайлович

(30.6.1887, с. Сергиевское, Калужской губ. 29.10.1950, Париж) общественный и церковный деятель, регент. Отец, Михаил Михайлович О, одно время калужский губернатор, в конце жизни протоиерей происходил из рода Св. княгини Юлиании Лазаревской (Осоргиной); мать, княжна Елизавета Николаевна Трубецкая сестра известных философов и общественных деятелей Сергея и Евгения Трубецких, О, учился в гродненской и тульской гимназиях, на юридическом факультете Московского университета. Затем член калужской уездной земской управы и помощник калужского уездного предводителя дворянства. В 1-ю мировую войну ординарец главнокомандующего СевероЗападным фронтом, командир автомобильной роты; впоследствии сражался на Румынском фронте, занимал разные должности в Ясской военной комендатуре. В 1918заведующий поездом Красного Креста, совместно с будущей женой, графиней Е.Муравьевой; в 1919 помощник начальника уезда в Ялте. Эвакуировался через Константинополь в Германию, в Баден-Баден, где в течение нескольких лет служил псаломщиком и регентом в местной православной церкви. В 1924 по предложению митрополита Евлогия (Георгиевского), экзарха патриарха московского в Европе, переехал в Париж, где занялся организацией нового русского православного прихода, т.к. единственный в ту пору православный «посольский» храм Св.Александра Невского на rue Daru не вмещал молящихся.О. подыскал подходящий большой участок с садом и постройками бывшей немецкой кирхи на rue Crimee и срочно занялся сбором средств в эмигрантской среде для выкупа этой собственности. В результате его самоотверженной деятельности в сентябре 19 24 в новом Сергиевском Подворье была совершена первая служба, и далее под руководством строительной комиссии, возглавлявшейся О.

, начались восстановительные работы. 1.3.1925 был освящен главный придел храма во имя преподобного Сергия Радонежского, а в мае того же года состоялось торжественное открытие Богословского института при Подворье единственного высшего духовного учебного заведения в русском зарубежье (институт существует по сей день). С 1925 по 1927 О. принимал участие в росписи Сергиевского храма по проекту Д.Стеллецкого. О. выполнял обязанности управляющего Подворья; преподавал в Богословском институте церковный устав. Одновременно с О. профессорами института являлись епископ Вениамин (Федченко) глава Института, А.Карташев, О.Сергий Булгаков, Г.Флоровский, В.Зеньковский, а также Г.Федотов, архимандрит Киприан (Керн), Б.Вышеславцев и др.О. были учреждены курсы псаломщиков, опубликованы книга «Уставщик» (краткое изложение порядка церковных служб) и ряд статей в церковной периодике. О. ввел в Сергиевском Подворье строгий стиль пения за службой, основанный на древних и традиционных роспевах, исключавший всякую «концертность» и «светскость», допускавший авторские произведения для исполнения в храме только в тех случаях, когда они, будучи написаны в строго литургической форме, являлись переложениями роспевов или вариациями на обиходные мотивы. Служба на Подворье велась, главным образом, по русскому монастырскому обычаю, что резко отличалось от стиля службы и пения в парижском кафедральном соборе и большинстве других храмов русского зарубежья. Через посредство выпускников Богословского института, учеников 0" подворский обычай был распространен по всей русской диаспоре и оказал значительное влияние на новообразованные приходы в Европе и США; его значение подчеркивалось рядом исследователей и авторов духовной-музыки. О. был хорошо известен как псаломщик и регент хора Богословского института, состоявшего из студентов. Под управлением И.Денисова (в юности монастырского прислужника, затем солиста императорских театров, участника известного мужского вокального квартета Н.Кедрова; студента института) хор дал на протяжении 30-х около 300 концертов, проводившихся в церковных помещениях (преимущественно протестантских конфессий) во Франции, Англии, Швейцарии, Голландии, Скандинавии с целью сбора средств для поддержания деятельности института. Для этого хора были сделаны новые обработки церковных песнопений такими крупными мастерами как А.Глазунов, Н.Черепнин, А.Гречанинов.О. был выдающимся знатоком русского церковного пения и сделал несколько десятков переложений традиционных роспевов (частично вошли в т.н. Лондонский сборник два выпуска песнопений Божественной литургии и Всенощного бдения, опубликованных в Лондоне в 1962 и 1975 и обобщивших основной церковно-певческий репертуар русского зарубежья). О. пользовался славой выдающегося певца и чтеца. В воспоминаниях о нем его ученик, священник А.Семенов-Тян-Шанский говорит: «Здесь [в Подворье) послужил он православному просвещению как охотно делившийся своими знаниями несравненный знаток церковной музыки и как регент, а в качестве канонарха он просвещал и просветил многих богословски и духовно. Сколько церковных текстов сделались понятными и дошли до сердец молящихся благодаря этому труду.

Сохранившийся и в России почти только в монастырях этот способ пения стихир (слова выразительного речитатива, тотчас повторяемые ликом) в исполнении М.М. давал, из года в год, совершенно незаменимую духовную пищу... О. «пел и читал в храме почти до самого последнего дня жизни». После кончины О. дело было продолжено его сыновьями. В частности, Николай Михайлович О., наследовавший отцу на посту регента Подворья, записал с подворским хором на рубеже 70-80-х несколько пластинок (с участием соборного протодиакона М.Стороженко), дающих ясное представление о репертуаре и стиле пения, культивировавшегося его отцом. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое осоргин михаил михайлович
Значение слова осоргин михаил михайлович
Что означает осоргин михаил михайлович
Толкование слова осоргин михаил михайлович
Определение термина осоргин михаил михайлович
osorgin mihail mihaylovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):