Исторический словарь - песни
Песни
Тоже самое можно сказать о большинстве бытовых песен семейных и девичьих. А зато песни военно-исторические почти полностью принадлежат Казакам, потому что они одни создавали историю Дикого Поля и казачьей земли на Украине. Донские песни оказались счастливее, их теперь, никто не сможет присвоить, т.к. в наше время уже имеется пятитомное их собрание, принадлежащее труду.
Казака А. М. Листопадова (А. Листопадов. Песни Донских Казаков. Музгиз, 1953). Во время специальных экспедиций этого ученого-фольклориста и его помощников записано 1200 песен. В одной из своих книг он отмечает также особенность казачьего пристрастия к П.: "Иногородние, живущие среди Казаков, посмеиваются иногда: "Гаврилычи-то наши соберутся на ярмарке, купят косушку и сидят над ней целую ночь гуляют. Заведут бесконечную до самого утра, косушка цела и допьяна наиграются". Т. е. не водка, не пьянство привлекают Казаков, а возможность "собраться вместе и "играть песни, играть песни именно до пьяна, до утра!"."Большинство записанных экспедицией песен носили в себе характерные признаки древнего сложения. Даже песни более позднейшего происхождения, исторические послепетровских времен, протяжные военно-бытовые того же периода, творцами которых являются по преимуществу сами же Казаки, слагались как бы по одному типу, выработанному глубокой стариной и передаваемому непосредственно и в чистом виде из поколения в поколение".
Например, мелодия донского гимна, до своего последнего применения, служила уже двум песням. "Былины и песни былинные поются Донскими Казаками, так же как и все протяжные песни; речитатив северных былин, за очень немногим исключением, в них отсутствует". "Что касается до мелодического склада донских песен, то и с этой стороны мы замечаем в них особенности, отличающие казачью музыку от современной и относящие ее к более ранним эпохам музыкального развития. В основе ее лежат особые гаммы. Наиболее характерной является так называемая "индокитайская" или "шотландская" гамма, (исполняемая на одних, черных клавишах фортепиано), состоящая из двух невыполненных кварт со скачками в полтора тона". Эта "пентатоника" придает мелодии особый колорит необычный для уха, привыкшего к гармоническому сочетанию классической музыкальной гаммы. Мотивы песен наших Черноморцев отличаются от украинских музыкальных произведений преобладанием тех же звуков восточной пятитонной гаммы. (Все выдержки из указанного в тексте труда А. М. Листопадова). .