Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - певзнер натан (антуан) абрамович

Певзнер натан (антуан) абрамович

(18.1.1884, Орел {по др. св. Климовичи, Могилевской губ.] 12.4.1962, Париж) скульптор и живописец. Старший брат Наума Габо. Родился в семье инженера. В детстве был чрезвычайно религиозен; рано проявилась страсть к рисованию. В 1902-9 учился в Киевском художественном училище: увлекался живописью М.Врубеля, самостоятельно изучал иконопись и византийскую старину. В 1909 родители отправили его в Петербург, в Академию художеств, но он был отчислен по истечению трехмесячного испытательного срока, установленного для евреев, принятых сверх трехпроцентной нормы. В 1909-11 жил дома, почти не рисовал. Был приглашен в Орел написать портрет жены генерала Блохина, где провел три месяца. В этот период познакомился с импрессионизмом и кубизмом благодаря коллекциям Щукина и Морозова. В 1911 уехал в Париж вместе с братом Наумом, с которым был очень дружен, оставался там до 1913. По свидетельству другого брата Алексея, «все время в Париже... был в подавленном состоянии, очевидно находился на перепутье». Большое впечатление на него произвела Эйфелева башня, позднее он назовет Эйфеля первым конструктивистом. В начале 1914 братья возвратились в Брянск. К этому периоду творчества П. относится его «Марокканка в желтой чалме». Через несколько месяцев П. снова отправился в Париж. Во время 2-й поездки он познакомился и подружился с А.Архипенко и А.Модильяни. Тогда же написал первую абстрактную картину «Абстрактные формы». В начале 1-й мировой войны переехал в Копенгаген, затем в Осло. Под влиянием картин кубистов, скульптур У.Боччиони и конструктивистских опытов брата он обратился к скульптуре и начал вместе с Габо разрабатывать теоретические основы конструктивизма. В марте 1917 они вернулись в Россию, сняли студию в Москве; с 1918 преподавали во ВХУТЕМАСе.П. участвовал в 1-й выставке картин Профсоюза художников-живописцев Москвы (1918), 5-й Государственной выставке картин (1919) и 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922). В 1920 П. и Габо со скульптором Г.Клуцисом устроили уличную выставку на Тверском бульваре и опубликовали «Реалистический манифест» первый манифест конструктивизма, в котором, по существу, заложили основы новой эстетики декоративной скульптуры. «Тупик, в котором застряло искусство в результате последних 20 лет исканий, должен быть проломан. Это тупик распадающихся форм». В противовес предлагался принцип «созидания», «творчества», «дела», направленных на жизнь. В манифесте были провозглашены 4 принципа новой эстетики: 1) отрицание цвета, замена его тоном светопоглощающей средой, 2) отрицание изобразительных линий в пользу линии направления статических сил. и ритмов, 3) отрицание старого объема и массы как пространственно-скульптурных элементов и утверждение вместо них качества «глубины» как единственной формы пространства, 4) отрицание неподвижности формы в пользу ритмов кинетических. В 1923 П. выехал в Берлин, в конце года перебрался в Париж. В 1930 принял французское гражданство. С этого времени он мало рисовал, его немногочисленные работы наброски будущих скульптур. С 1923 работал как скульптор. В 1924 в парижской «Gallerie Percier» состоялась выставка «Русские конструктивисты: Габо и Певзнер». В 1926 П., Габо и Т.Ван Дусбург выставлялись в «Little Review Gallery» в Нью-Йорке, участвовали в выставках в Хартфорде и Бруклине, а также в Салоне независимых (1925) и Осеннем салоне (1926) в Париже.

В 1920-е создал последние фигуративные произведения: «Портрет М.Дюшана» (1926), сконструированный из цинковых и целлюлоидных дисков, укрепленных на деревянной основе; экспрессионистский «Торс» (1924-26); фигуру «Богиня» к балету «Кошка» А.Соге, оформленному Габо для антрепризы С.Дягилева (1927) и др. В дальнейшем его искусство становилось полностью абстрактным, Основным материалом скульптур П.

избрал стальные и бронзовые нити, которые, по его мнению, являлись единственно возможным материалом, соответствовавшим рисунку. В 1930 участвовал в международной выставке в Стокгольме. В 1931 -в создании международного авангардистского объединения «Abstraction-Creation» («Абстракция-Созидание бесфигуративная художественная группа») вместе с Хербином, Купке, Мондриани.

В 1934-36 работы П. выставлялись в Амстердаме, Базеле, Нью-Йорке, Лондоне, Чикаго, Бруклине, в 1939 в «Charpentier Gallery». В 1934 исполнил «Конструкцию для аэропорта», которая дала толчок новому взлету художественной карьеры. Лейтмотивом его творчества стала криволинейная поверхность, образованная большим числом равномерно расположенных стержней из оксидированной бронзы или латуни различных оттенков. В этом духе решены скульптуры «Развивающаяся поверхность» (1936), «Проекция в пространстве» (1939). В послевоенные годы получил признание как глава конструктивистского направления в скульптуре. В 1946 П. участвовал в создании группы «Новые реальности» (с 1953 вицепрезидент, с 1956почетный президент), силами которой был организован в том же году салон; в нем приняли участие В.Кандинский, С.Делоне. В 1947 состоялась большая ретроспективная выставка П. в галерее Друэ в Париже, в 1948 совместная с Габо выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в 1949 -в Цюрихе. Он участвовал также в выставках: в «Buttersea Park» (Лондон, 1951); «Шедевры XX века» в Музее современного искусства (Париж, 1952); одновременно в «Tate Gallery» (Лондон); в Милане, где его работы были отмечены и высоко оценены; «Пионеры современной скульптуры» (Цюрих, 1954). В этот период творчества работы П. приобретали крупнейшие музеи Европы и Америки, а также частные коллекционеры. В 1950 Венесуэла приобрела «Динамическую проекцию под углом в тридцать градусов», которая была установлена в комплексе Каракасского университета. В 1955 «General Motors» приобрел его скульптуру «Взлетающая птица», которая была установлена перед зданием научно-технического центра в Детройте.

Макет П. подготовленный для международного конкурса проектов памятника «Неизвестному политзаключенному», в котором принимали участие скульпторы из 53 стран, завоевал второй Гран-при. В настоящее время его ажурный шарообразный «Монумент политическому заключенному» находится в Лондоне в «Tate Gallery». Персональные выставки П. были организованы в Леверкузене (Германия, 1955); в Музее современного искусства в Париже (1957).

Его работы выставлялись на выставках «Международное искусство в XX веке» (Кассель) и «Истоки современного искусства» (Музей «Stedelijk», Амстердам; обе 1956). Скульптуры П. были представлены на выставках в Венеции, Антверпене и Брюсселе, где удостоились высоких наград. В 1961 П. наградили орденом Почетного легиона. Работы П. представлены во многих музеях мира: Музеях современного искусства в НьюЙорке, Париже, Вене, Институте искусства в Чикаго и др. В Русском музее в Петербурге выставлена картина «Абсент» (1922-23), в Третьяковской галерее «Портрет. Карнавал» (1917). Лит.: Massat R. Antoine Pevsner et la Constructivism. Paris, 1956; Pevsner A. A Biographical Sketch of my Brothers. Amsterdam, 1964; Валериус С.

Прогрессивная скульптура XX в.М., 1973; Певзнер А. Дорога. По обочине... М., 1992; Художники русской эмиграции. Петербург, 1994. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое певзнер натан (антуан) абрамович
Значение слова певзнер натан (антуан) абрамович
Что означает певзнер натан (антуан) абрамович
Толкование слова певзнер натан (антуан) абрамович
Определение термина певзнер натан (антуан) абрамович
pevzner natan (antuan) abramovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):