Исторический словарь - питоева людмила яковлевна
Питоева людмила яковлевна
(урожд. Сманова) (15,12.1895, Тифлис 15.9.1951, Париж) актриса. Дочь крупного чиновника. Окончила в Тифлисе пансион Св.Нины, брала уроки музыки, пения, танца, иностранных языков в Париже, готовясь к поступлению в драматический класс консерватории, но не выдержала вступительный экзамен. Летом 1915 Жорж и Людмила вступили в брак и переехали в Швейцарию. Их связала не только семья (у них родилось 7 детей), но и театр. В 1916 Людмила дебютировала в спектакле мужа по пьесе А.Блока «Балаганчик». Жорж давал благотворительные спектакли на русском языке в пользу русских пленных, но вскоре перешел на французский язык. В 1918 создана первая компания П., в 1919 названная театром П.; театр давал спектакли в пригороде Женевы Пенлеве, в др. городах Швейцарии, трижды гастролировал в Париже. Сохраняя верность традициям русской сцены (театр единомышленников; подвижническое служение искусству: проникновенный психологизм), Жорж был склонен к постоянному обновлению и эксперименту. Разнообразие репертуара определялось не только материальными трудностями, диктовавшими необходимость частой смены пьес, но и творческой ненасытностью и сознательной установкой на интернациональный театр: за 7 сезонов в Швейцарии Жорж поставил более 70 пьес 46 авторов 15 национальностей, в том числе «Гамлета» (1920) и «Дядю Ваню», которым открылся швейцарский период его творчества. Самая значительная часть репертуара европейская драма конца XIX начала XX вв. (АЧехов, М.Горький, Л.Толстой, ЛАндреев, АБлок: Г.Ибсен, АСтриндберг, М.Метерлинк, О.Уайльд, Б.Шоу, ДСинг, ГДАннунцио, С.Пшибышевский, А.Ленорман, особенно близкий Жоржу в этот период). С 1922 театр П. переехал в Париж; в 1924 создана вторая компания П. В 1923 труппа совершила первое турне по европейским странам, Видные представители французской интеллигенции, с которыми Жорж был связан творческими и дружескими отношениями, активно поддерживали театр П. помогали преодолевать финансовые трудности. Пьесы Ж.Ануйя, Ж.Кокто, Р.Мартен дю Гара и др. писателей постоянно включались в репертуар театра. Вместе с Ш.Дюлленом, Л.Жуве и Г.Бати Ж.П. участвовал в образовании «Картеля четырех» (1927), направленного на обновление театральной культуры. Театр П. открыл французской публике Чехова, здесь шли все его большие пьесы и несколько миниатюр; «Чайку» режиссер заново поставил в конце жизни (1939), Символом чеховского театра П. стали «Три сестры» (1929), Раскрывая всеобщность Чехова, Жорж трактовал его драматургию как воплощение «любви и человечности», В классической пьесе стремился выявить то, «что именно в ней есть ценного ...для духа нашей эпохи». Отстаивал лаконизм сценографии и утверждал, что только декорация, очищенная от всего лишнего, может дать проявить себя актеру и «объективировать мысль автора». Особенно выразительным было его оформление пьес Шекспира («Гамлет», «Макбет», «Ромео и Джульетта»). Театр П. прошел путь от реализма к экспрессионизму, место рядом с Чеховым занял Л.Пиранделло: «Шесть персонажей в поисках автора» (1923), «Генрих IV» (1925) и др. спектакли, действие которых происходило на грани яви и сна, реальности и фантазии. Исключительной любовью зрителей пользовались П.-актеры, парижане воспринимали их как внутренне родных себе людей. Наиболее известные роли Жоржа Гамлет, Астров в «Дяде Ване», Лёвбор в «Гедде Габлер» и доктор Штокман во «Враге народа» Ибсена, Генрих IV; Людмилы Жанна дАрк в «Святой Жанне» Б.Шоу и в др. драматургических версиях, Офелия, героини чеховских пьес. Одна из величайших актрис межвоенного периода, Людмила покоряла редкой индивидуальностью сочетанием хрупкости и душевной силы, искренностью, одухотворенностью, глубиной перевоплощения. Крайняя степень самоотдачи привела ее к нервной болезни, Жоржа к болезни сердца: современники называли их творческую жизнь героической. После смерти мужа Людмила жила в Швейцарии (1939-4 1), в годы войны в США и Канаде, по окончании войны вернулась в Париж. Играла в старых или восстановленных спектаклях П., в спектаклях своего сына Саши, занималась педагогикой. Похоронены Жорж и Людмила на кладбище «Cehthod» близ Женевы. Литературной и артистической одаренностью обладали и дети П. Их третий сын Саши Питоев (11.3.1920 1991) дебютировал как актер при жизни отца, после его смерти возобновил многие спектакли; унаследовал любовь отца к Чехову и Пиранделло и чуткость к новым веяниям театрального времени. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое питоева людмила яковлевна
Значение слова питоева людмила яковлевна
Что означает питоева людмила яковлевна
Толкование слова питоева людмила яковлевна
Определение термина питоева людмила яковлевна
pitoeva lyudmila yakovlevna это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):