Исторический словарь - птолемей i сотер
Птолемей i сотер
К этому времени грубые замашки Пердикки, его непомерное властолюбие и жестокость, а также совершенно открытое стремление к царской власти, стали всем известны. Многие старые друзья покинули его и бежали к Птолемею, который был щедр, справедлив и внимателен к друзьям. Старым ветеранам он чем-то напоминал Александра. Они с великой охотой шли служить под его знамена и выполняли его приказания.
Когда Пердикка почувствовал опасность обаяния Птолемея, он постарался несколько смягчить свой нрав, а недостаток любви купить богатыми подарками и заманчивыми обещаниями. Усилив, таким образом, свою популярность, он осадил Птолемея в крепости, называемой Верблюжья Спина. Когда македонцы пошли на штурм, Птолемей, вооружившись длинным копьем, собственноручно ослепил с вала одного из слонов, а затем многих из македонцев убил и сбросил со стены вниз. Исчерпав свои силы в бесплодных штурмах, Пердикка решил начать переправу через Нил. Но в то время, когда войско переходило вброд через широкую реку, уровень воды стал вдруг быстро повышаться. Множество македонцев утонуло, было убито неприятелем или съедено крокодилами. Погибло более 2000 человек, и это было последней каплей, переполнившей чашу терпения македонцев. Ночью по всему македонскому стану слы шались плач и причитания. В этой обстановке всеобщего озлоблени, несколько военачальников устроили заговор против Пердикки. Во главе него стоял Пифон. Прибли зившись к палатке Пердикки, они вдруг напали на него и убили. После этого все войско перешло на сторону Птолемея. Лишь немногие, оставшиеся верными Пердикке, бежали в Тир. Там же находил ся его наварх Аттал с флотом. Вслед за ним Птолемей отрядил своего полководца Никанора. который в короткий срок завоевав Сирию и Финикию, а тамошнего сатрапа Лаомедонта взял в плен (Диодор: 18; 25, 36). Согласно Флавию, как раз в это время Птолемей хитростью захватил Иерусалим Разузнав об обычаях евреев, он вступил в Иерусалим в субботу, под предлогом принесения жертвы. и легко овладел городом. Многй> иудеев он переселил в Египет. Впрочем, убедившись, что они твердо хранят клятву. Птолемей стал при нимать в свою армию евреев наравне с македонцами (Флавий: 12; 1) Не участвуя в дальнейшей войне, Птолемей до 314 г.до Р.Х. оставался союзником Антигона, который к тому времени завоевал всю Азию. Положение изменилось после того, как в Египет бежал Селевк. Птолемей принял Селевка очень благожелательно. Селевк много говорил о могуществе Антигона и о его намерении истребить всех сатрапов и прежних друзей Александра. Птолемей проникся его доводами и отправил от себя послов к Кассандру и Лисимаху, чтобы и тех поднять войной на Антигона.
Когда коалиция сложилась, Птолемей, Кассандр и Лисимах отправили к Антигону своих послов, требуя, чтобы тот поделился своими завоеванными провинциями и сокровищами. В противном случае они грозили войной. Антигон сурово отвечал, что уже готов к войне с Птолемеем, и послы ушли ни с чем. В том же году Антигон начал войну в Финикии и Сирии. Птолемей отправил своих полководцев в Пелопоннес и на Кипр.В 312 г. до Р.Х. он сам с большим войском переправился на Кипр, где лишил власти или казнил местных царей, изобличенных в связях с Антигоном. С Кипра Птолемей переправился в Карию, дошел по берегу до Киликии, разграбив страну, и вернулся на Кипр. Затем он ненадолго съездил в Египет, но, подстрекаемый Селевком, стянул отовсюду войска и выступил из Александрии к Пелусию, имея 18 000 пехоты и 4000 конницы.
Антигон в это время находился с армией близ Геллеспонта, предполагая переправиться в Европу, а в Финикии оставался его сын Деметрий. Узнав о движении египтян, Деметрий также стянул отовсюду войска в Газу. Друзья советовали ему не вступать в сражение, но он не послушался. Оба войска встретились у Газы, и после упорного кровопролитного боя Птолемей одержал полную Победу над своим молодым соперником. Вся Финикия вновь отошла Египту. Только Андроник, начальник тирского гарнизона, один отказался сдать город Птолемею, но вскоре здесь начался мятеж воинов, и Андроник, схваченный своими собственными солдатами, был выдан Птолемею. Вопреки ожиданиям, Птолемей богато одарил пленника, прославляя его верность, и принял в число своих друзей (Диодор: 19; 81-85). Вскоре пришло известие, что Антигон со всем своим войском перевалил через Тавр и соединился с сыном. Птолемей собрал полководцев и стал держать с ними совет. Большинство указывало ему на многочисленность противника, мудрость и опытность самого Антигона и не советовало сражаться в Сирии, так далеко от Египта, ставя все на карту. Птолемей согласился, велел отступать из Сирии и разорять захваченные города: Акен, Иоппию, Самарию и Газу. Антигон же в короткий срок восстановил свою власть в Сирии и Финикии.В 309 г. до Р.Х. Птолемей предпринял еще один поход в Азию. Высадившись у Фасилиды и захватив этот город, он переправился затем в Ликию и взял Ксанф, потом приступил к Кавну и принял его сдачу. Из Минда он отправился в Грецию, высадился на Истме, овладел Сикионом и Коринфом и, оставив здесь свои гарнизоны, возвратился в Египет. В 306 г.
до Р.Х. Деметрий из Греции переправился на Кипр и осадил в Саламине Птолемеева брата Менелая. Узнав об этом, Птолемей с войском также переправился на Кипр. С ним было 140 кораблей и 12 000 пехоты. Стараясь не допустить соединения двух армий, Деметрий вышел со своим флотом против Птолемея. После того как корабли вступили в бой, Птолемей одержал полную победу на своем фланге, но в это время Деметрий совершенно разгромил другой его фланг. В виду этого Птолемей не решился продолжать сражение и отступил. Он потерял в этом бою более ста своих кораблей, а сам остров Кипр перешел под полный контроль Деметрия (Диодор: 20; 47-53). Узнав, что после этой победы Антигон и Деметрий провозгласили себя царями, египетское войско также немедленно увенчало Птолемея диадемой, чтобы он мог пользоваться у своих не меньшим авторитетом (Юстин: 15; 2). Между тем Антигон решил предпринять поход в Египет. Он собрал огромную армию, а командование флотом поручил Деметрию. Но, как и предыдущий поход, предпринятый Пердиккой, этот окончился неудачей. Птолемей расположил на берегу многочисленные войска и катапульты, так что Деметрию не удалось нигде высадить десант. Неудаче способствовали сильный ветер и волнение на море. Антигон также, к великой своей досаде, ничем не мог помочь сыну, будучи отрезан полноводным Нилом. Ощущая сильный недостаток продовольствия, он принужден был увезти свою армию (Диодор: 20). Вместе с тем Птолемей и прочие вожди увидели, что Антигон будет одерживать победы над каждым из них поодиночке, пока они не объединятся. Обменявшись письмами, они назначили место, время и условия встречи и общими силами стали готовиться к войне. Решающая битва при Ипсе произошла в 301 г. до Р.Х. В этом сражении Антигон пал, а Деметрий спасся бегством. Некоторое время спустя, не придя к окончательному соглашению при дележе добычи, союзники снова обратили оружие друг против друга. Селевк объединил свои силы с Деметрием, а Птолемей с Лисимахом (Юстин: 15; 2, 4). Эта новая война велась уже далеко от пределов державы Птолемея и не требовала от него того напряжения, что прежде, поэтому вторая половина его царствования прошла в относительном покое. Он умер в глубокой старости, прославленный своими великими делами. Еще до своей болезни он, вопреки праву, передал свое царство младшему из сыновей, Птолемею Филадельфу (Юстин: 16; 2). В подражание Александру Птолемей имел нескольких жен. Еще в первые годы своего правления он из политических соображений взял в жены Эвридику, дочь Антипатра. Уже имея от нее детей, он влюбился в Беренику, которую Антипатр послал вместе с Эвриди-кой в Египет. Именно ее сыну Птолемею он и передал после себя власть (Павсаний: 1; 6). Причины своего поступка он объявил народу, и поэтому народ с такой же благосклонностью принял нового царя, с какой отец передал ему власть. Среди других примеров взаимного уважения отца и сына особенно привлек народную любовь к молодому царю тот факт, что отец, всенародно передав царство сыну, нес далее службу как частный человек, в рядах царских приближенных, говоря, что быть отцом царя лучше, чем владеть самому любым царством (Юстин: 16; 2). .