Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - пятигорский григорий павлович

Пятигорский григорий павлович

(3.4. {по др. св. 6.4.} 1903, Екатеринославль 6.7.1976, Лос-Анджелес, м. Брентвуд, США) виолончелист, Детство и отрочество П. связаны с Екатеринославлем, где его отец Павел Иванович П" скромный музыкант-альтист играл в местном симфоническом оркестре. Быстро распознав одаренность маленького Гриши (уже с 6 лет успешно принимавшего участие в домашнем любительском квартете), отец отдал его в музыкальное училище, в руки опытных преподавателей С.Ямпольского и Д.Губарева. К моменту переезда семьи в Москву (1914) юный виолончелист уже приобрел оркестровый опыт; в отзывах на его успешные выступления в сольных концертах неизменно отмечались красота звука и присущая исполнителю редкая музыкальность. Успешно выдержав вступительные экзамены в Московскую консерваторию, П. стал учеником профессора А. фон Глена, одного из наиболее авторитетных педагогов, в прошлом воспитанника К.Давыдова основателя русской виолончельной школы. Несомненно полезными оказались для П. и кратковременные занятия с известным виолончелистом и педагогом А.Брандуковым. Еще в стенах консерватории за П. укрепилась слава превосходного солиста и оркестранта. В 16 лет (по др. св. в 15), выдержав конкурс, П. уверенно занял место солиста-концертмейстера группы виолончелей в Большом театре. Подлинной сенсацией стало его выступление с труднейшей сольной партией из «Дон-Кихота» Р.Штрауса; состояшееся экспромтом, оно вызвало всеобщее восхищение слушателей, оркестрантов, дирижера Г.Фительберга. В 1918 П. пригласили в квартет им.В.Ленина, хотя он был значительно моложе участников ансамбля известных музыкантов Л.Цейтлина, К.Мостраса, Ф.Криша (в отдельных концертах Л.Пульвера). В 18 лет П. играл на равных с такими корифеями ансамблевого искусства как пианисты К.Игумнов, А.Гольденвейзер. В дуэте с пианисткой Е.Бекман-Щербиной П. впервые в России исполнил Сонату К.Дебюсси, «Балладу» С.Прокофьева, «Импровизации» А.Гедике.Ф.Шаляпин, Л.Собинов приглашали его участвовать в своих концертах. С успехом проходили выступления трио в составе П. И.Добровейна, М.Фишберга. В 1921 артист, тяготившийся сложившимися в России условиями жизни, оказался с группой музыкантов в Польше. Недолгое время проработав в Варшавском филармоническом оркестре, П. переехал в Германию. Ему представлялось интересным получить уроки у крупнейших педагогов-виолончелистов Х.

Беккера в Берлине и Ю.Кленгеля в Лейпциге. Однако, как позднее вспоминал П., эти встречи были непродолжительными и мало что прибавили к знаниям, обретенным в Московской консерватории. В 1924 произошло одно из важнейших событий в творческой судьбе П. встреча с немецким дирижером, руководителем Берлинского филармонического оркестра В.

Фуртвенглером. Услышав в исполнении П. концерт Р.Шумана, первую часть концерта А.Дворжака и фрагменты из «Дон-Кихота», Фуртвенглер немедленно пригласил молодого артиста занять место концертмейстера. С этого времени исчезли многие заботы, отвлекавшие внимание П. от искусства. Работу в оркестре виолончелист успешно сочетал со все более расширявшейся концертной деятельностью и даже педагогикой.

Помимо сольных концертов в различных городах и странах Европы, П. принимал участие в фортепианном трио совместно с Л.Крейцером и Й.Вольфсталем, а затем с А.Шнабелем и К.Флешем. Охотно играл он и в различных камерных составах со многими знаменитыми пианистами, скрипачами, альтистами. 5.11.1929 состоялась первая встреча П. с Америкой.

В этот день он сыграл свой сольный концерт в Оберлине, небольшом университетском городе (шт. Огайо). В том же сезоне (1929/30) триумфальный успех сопутствовал артисту в Филадельфии, где был исполнен концерт Дворжака с Филармоническим оркестром под управлением Л.Стоковского, а затем в Нью-Йорке (дирижировал В.Менгельберг). Американский период творческой биографии П. (1929-76) отмечен художественной зрелостью его искусства, совершенным исполнительским мастерством. Поистине огромен его репертуар. Помимо сочинений, составляющих «золотой фонд» виолончельной литературы XX в., артист исполнял множество сочинений, либо ему посвященных (ок. 25), либо получавших из его рук успешную «путевку в жизнь». Назовем концерты Кастельнуово-Тедеско (1935), Голестана, Хиндемита (1941), Уолтона (1957), Мийо. В 1940 П. осуществил в США премьеру Первого концерта с оркестром Прокофьева, соч.58 (Бостон, дирижер С.Кусевиций). Многие пьесы П. исполнял в собственном переложении: Дивертисмент и сонату В.А.Моцарта, Adagio и Rondo К.М.Ве6ера, Ноктюрны (cis-moU) Ф.Шопена, «Русскую пляску» А.Лядова и др. Особого внимания заслуживает виолончельная версия «Итальянской сюиты» по «Пульчинелле» И.

Стравшского, осуществленная П. совместно с автором. Артист охотно играл пьесы, посвященные ему его коллегами Г.Кассадо и Э.Майнарди. Ряд миниатюр он написал сам: «Пляска», «Скерцо», Вариации на тему Паганини, музыкальная шутка для инструмента Solo «Прогулка Прокофьева и Шостаковича по Москве» все они свидетельствуют о наличии у музыканта сочинительских способностей, о его совершенном владении выразительными тайнами виолончели.

С середины 30-х и до последнего года жизни П. концертировал во всех странах мира. Он выступал со знаменитыми оркестрами под управлением Тосканини, Стоковского, Кусевицкого, Вейнгартнера, Казальса, Бичема, Барбиролли, играл в сонатных ансамблях с С.Рахманиновым. С 1930 участвовал в фортепианном трио с В.Горовицем и Н.Мильштейном, а с 1949 с А.Рубинштейном и Я.Хейфецем. Огромным успехом пользуются осуществленные П. записи на пластинки, особенно пять сонат Л.Бетховена (совм. с пианистом Ф.Салмоном), соната С.Барбера, Концерт Уолтона, пьеса «Шелом» Э.Блоха, Двойной концерт И.Брамса (с Мильштейном). В 1966 вышла в записи серия «Концерты Хейфеца и Пятигорского». Этот цикл камерных скрипично-виолончельных программ был задуман и исполнен великими артистами еще в 1961 в Лос-Анджелесе, а затем повторен в Нью-Йорке в 1964. Немало сил П. отдавал педагогической деятельности, в которой столь своеобразно сочетались национальные черты американской и русской культур.П. преподавал в целом ряде учебных заведений США: в 1941-49профессор Музыкального института Кёртис в Филадельфии; с 1957 мастер-классы в Бостоне; с 1960 руководитель камерно-музыкального отдела фестивалей Беркширского музыкального центра: в 1962-75 профессор университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес), Одновременно П. проводил летние курсы и семинары в др. странах. Как и в исполнительстве, в методике преподавания П. не было ничего формального, схоластичного. Все шло от естественности движений, логики музыкального содержания. Обладая редким даром и тактом, П.

не подавлял личность молодого исполнителя, а, напротив, развивал ее и совершенствовал. Прогрессивность его педагогического метода нашла осязаемое подтверждение в успехах множества его учеников, в числе которых лауреаты международных конкурсов Л.Парнас, Л.Лассер, С.Кейтс, Н.Розен, Д.Девис и др. Заслуги П. в области педагогики были отмечены званиями почетного доктора университетов Филадельфии, Чикаго, Лос-Анджелеса, Техаса и др. (всего 14), Он являлся также почетным президентом виолончельного общества в Нью-Йорке, где в 1962 была учреждена премия его имени, присуждаемая каждые три года одному из молодых виолончелистов.П. почетный член Королевской академии музыки и Королевского филармонического оркестра (Англия). Он был награжден золотой медалью Королевского музыкального общества (1957) и удостоен ордена Почетного легиона. Жизнь П. на чужбине складывалась более чем благополучно. Всегда и везде ему сопутствовали успех и признание. Тем не менее мысли о родине не оставляли его, тревожа душу. В письме к брату Александру, также виолончелисту (псевд. Стогорский), П. признавался: «Мне хочется все больше и больше в Россию. Я с жадностью читаю про все, что пишут о России». Отголоски ностальгии звучат и в других письмах: «Все-таки Родина это великая штука, а для музыканта в особенности». В 1962, 40 лет спустя, он вновь оказался в Москве как член жюри Международного конкурса виолончелистов им.П.Чайковского. Подобное же приглашение и приезд П. состоялись в 1966. В эти дни было много встреч с теми, кто прежде знал П" а также с молодыми воспитанниками русской школы Н.Шаховской, Н.Гутман, В.Фейгиным, М.Хомицером. С годами творческая энергия не изменила П. В 1973 торжественно отмечалось его 70-летие: в честь П. был дан концерт в Карнеги-холле (Нью-Йорк), где 10 знаменитых виолончелистов исполнили «Итальянскую сюиту» Стравинского в обработке юбиляра. В 1974, в летнем Лондонском фестивале, П. совместно с пианистом Д.Баренбоймом играл сонаты Брамса, Дебюсси, Шопена, пьесы Шумана. В 1975 в Париже артист осуществил первое исполнение сонаты и двух пьес А.Веберна. Подвигом артиста можно назвать последние три месяца жизни, когда он, уже тяжело больной, перенеся сложную операцию, смог дать в Филадельфии два концерта, на которых присутствовало 60 тысяч слушателей, а также провести двухнедельный мастер-класс в Швейцарии. Всей своей жизнью П. доказывал истинность слов, сказанных им в Москве: «Для меня виолончель самое важное на свете и главная сущность нашей вселенной». П. одно из ярчайших явлений на виолончельном небосклоне XX в. Его совершенное искусство игры на инструменте, художественная самобытность, завершенность создаваемых образных представлений покоряли слушателей на протяжении более полувека. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое пятигорский григорий павлович
Значение слова пятигорский григорий павлович
Что означает пятигорский григорий павлович
Толкование слова пятигорский григорий павлович
Определение термина пятигорский григорий павлович
pyatigorskiy grigoriy pavlovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):