Исторический словарь - рахманинов сергей васильевич
Рахманинов сергей васильевич
(20.3.1873, Онега, Новгородской губ. 28.3.1943, Беверли-Хилс, шт. Калифорния, США) композитор, пианист и дирижер.Р. происходил из древнейшего дворянского рода. Среди его предков по отцовской линии было немало музыкально одаренных людей. Его дед учился у Джона фильда, старший двоюродный брат А.Зилоти стал крупнейшим пианистом с мировым именем. Музыкальные способности Сергея проявились очень рано, первые уроки он получил у матери, а потом обучался у пианистки А.0рнатской. С начала 1880-х жизнь семьи Рахманиновых изменилась расстались отец с матерью, не стало средств к существованию. Мальчик оказался в Петербурге (1882) на младшем отделении столичной консерватории. Но попав в класс к В.Демянскому, одареннейший ученик не встретил понимания. К счастью, помог Зилоти, который отправил Р. в Москву (1885) в пансион Зверева, одного из лучших педагогов Московской консерватории на младшем отделении. Среди учеников Зверева, которые жили в его доме на полном материальном обеспечении, были очень способные мальчики. Наряду с Р. выделялся своим дарованием юный А.Скрябин (он был всего на год старше Р.). Зверев сумел очень сильно повлиять на Р. приучить его к труду, дать ему основы пианистической культуры, приобщить к театральной и концертной жизни Москвы. Воспитанники Зверева имели возможность общаться в его доме с П.Чайковским и А.Рубинштейном. Живя у Зверева, Р. начал активно сочинять. Перейдя на старшее отделение Московской консерватории, он стал учеником своего брата, Зилоти, по классу фортепиано, С.Танеева по теоретическим предметам, А.Аренского по композиции. Учился Р. блестяще и в 1891 окончил консерваторию по классу фортепиано, а через год (в 1892) -по классу композиции с Большой золотой медалью. Дипломная работа по композиции опера «Алеко» на заданное либретто Вл.Немировича-Данченко была написана за 17 дней и получила столь высокую оценку, что весной 1893 была поставлена в Большом театре. Определенную роль сыграла при этом поддержка Чайковского, с любовью относившегося к молодому, подающему большие надежды композитору. Когда осенью того же года Чайковский скончался, Р. выразил свою скорбь в Элегическом трио памяти П.Чайковского. Творческая деятельность Р. была необыкновенно активной, его сочинения и пианистические выступления пользовались неизменным вниманием публики и критики. Он быстро становился знаменитым, К середине 1890-х Р. были созданы: симфоническая поэма «Князь Ростислав», Первый фортепианный концерт, «Рапсодия на русские темы» для двух фортепиано, циклы фортепианных пьес (среди них известнейшая прелюдия до-диез минор ор. 3, которая впоследствии стала своеобразной «визитной карточкой» зрелого композитора), фантазия «Утес», «Каприччио на цыганские темы», романсы. К 1895 была завершена работа над Первой симфонией, исполнению которой молодой композитор придавал большое значение. Симфония вобрала лучшие свойства музыки юного Р. искренность, особую теплоту и лирическую наполненность, вдохновеннейший мелодизм, захватывавший слушателей темперамент. Первая симфония открывала горизонты драматической стороны его дарования, в ней появились новые для композитора средства выразительности, опора на традиции древнецерковного знаменного пения. Есть сведения о том, что на рукописи партитуры существовал автограф изречение из библии, использованное Л.Толстым в романе «Анна Каренина»; «Мне отмщение, и аз воздам». Однако Первая симфония, исполненная в Петербурге (1897) в «Русских симфонических концертах» под управлением А.Глазунова, не была принята слушателями и потерпела фиаско. «После этой симфонии не сочинял ничего около трех лет, рассказывал много позже Р. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись голова и руки». Тяжелый душевный кризис все-таки не отвратил от исполнительской деятельности. В сезоне 1897/98 раскрылась третья «ипостась» великого таланта Р. стал дирижером в Московской частной опере С.Мамонтова, где познакомился с Ф.Шаляпиным, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Их совместное музицирование и выступления оценивались Р.
как одно «из самых сильных, глубоких и тонких переживаний». В театре Мамонтова он общался и с Н.Римским-Корсаковым, приезжавшим из Петербурга на постановки своих опер. Очень важными были для Р. знакомства с близкими ему по духу деятелями вновь открывшегося Художественного театра и особенно с А.Чеховым. 1899 принес все еще «молчавшему» композитору Р.
лавры исполнителя успешно прошли гастроли в Лондоне в качестве пианиста и дирижера. А в Петербурге была с успехом поставлена опера «Алеко». Выход из творческого кризиса связан с рождением ныне всемирно известного Второго фортепианного концерта (1901). Он полон особой лирической взволнованности и бурного подъема счастливых, радостных чувств. Затем появились две одноактные оперы «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь» (1904), цикл фортепианных прелюдий (1902), кантата «Весна» (1902). В 1902 Р. женился на своей двоюродной сестре, Наталии Сатиной; у них были две дочери. Брак оказался счастливым. «Лучшей жены он не мог бы себе выбрать», утверждала современница. Р. был приглашен в качестве дирижера в Большой театр (1904-6), где поставил заново «Пиковую даму» Чайковского, «Жизнь за царя» М.Глинки, «Князя Игоря» А.Бородина. Личность Р., его гениальная одаренность оказывали сильнейшее и благотворное воздействие на художественный облик театра. Таким же было и воздействие Р.-пианиста, много выступавшего в первые годы XX в. Для того, чтобы реализовать творческие замыслы, отключившись от исполнительской деятельности, Р. с семьей весной 1906 уехал в Дрезден. Пробыв в отдалении от России до середины 1909, Р. сочинил много музыки. В Дрездене были созданы Вторая симфония, симфоническая поэма «Остров мертвых», соната для фортепиано, романсы, часть оперы «Монна-Ванна» (по М.Метерлинку). Творческий подъем продолжался и по возвращении в Россию. Композитор достиг своего высочайшего расцвета написаны такие шедевры русской и мировой классики как Третий фортепианный концерт (1909), этюды-картины (1910-11), романсы (1912), кантата «Колокола» (1913), «Всенощная» (1915). В предреволюционные годы Р. много выступал как симфонический дирижер, включал в свой репертуар произведения Чайковского, Бородина, Лядова, Глазунова, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Листа, Вагнера, Брамса. Он дирижировал произведениями Баха и Вивальди, а современность была представлена Дебюсси и Равелем. В 1911 Р. аккомпонировал А.Скрябину, представившему свой фортепианный концерт. Однако наиболее совершенным современниками считалось исполнение Четвертой симфонии Бетховена, Второй симфонии Бородина и «Сечи при Керженце» Римского-Корсакова. Не приняв Октябрьской революции, Рахманиновы уехали в конце 1917 из России сначала в Швецию, а оттуда, через несколько месяцев в Америку. В 1918-26 Р. занимался только концертно-пианистической деятельностью. Это был его второй, более длительный, «творческий кризис». Нужно было завоевывать новую публику, надо было зарабатывать деньги, но были и другие, более серьезные причины творческого молчания. О них Р. говорил в 1934 американскому журналисту: «Возможно, беспрестанные занятия на рояле и вечная суета, связанная с жизнью концертирующего артиста, берут у меня слишком много сил... А может быть, истинная причина того, что я в последние годы предпочел жизнь артиста-исполнителя жизни композитора, совсем иная.Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний». Регулярная концертная деятельность за границей оставалась неизменной почти до самой смерти композитора.
Ему пришлось значительно расширить свой репертуар, и, кроме собственных произведений, он играл Листа и Шумана, Бетховена и Шопена. Мировая слава пианиста приносила не только моральное удовлетворение, но и способствовала вполне благополучному материальному положению. В спокойной Швейцарии, на берегу озера было куплено для семьи и уединенной работы поместье, которое назвали Сенар (Сергей и Наталья Рахманиновы). Композитор стал заядлым автомобилистом, любил управлять моторной лодкой и яхтой. С 1926 начался последний период композиторской деятельности. За 14 лет было написано несколько крупных произведений разных жанров, и каждое из них свидетельство высочайшего подъема творческой энергии, возросшего мастерства. Закончив в 1926 работу над Четвертым фортепианным концертом, начатым на родине, Р. в том же году создал «Три русские песни» для хора, солистов и оркестра. В сочинениях 30-х«Вариации на темы Корелли» для фортепиано (1931); «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано и оркестра (1934); Третья симфония (1936): «Симфонические танцы» (1940) усиливается трагическое начало, которое проявлялось и раньше, в некоторых произведениях середины 1910-х. В 30-е трагизм обнаруживает себя в остром конфликте двух образных сфер неумолимого рока, смерти, душевной печали, тоски и высокой поэзии, красоты желанного идеала. Эта романтическая концепция нашла выражение в Третьей симфонии, в «Симфонических танцах», «Рапсодии на тему Паганини». Поздние произведения Р. более экспрессивны, гармонический язык их жестче, ритмика острее и четче, но главное остается неизменным широкое мелодическое дыхание, покоряющая искренность, ярко выраженная национальная природа музыки, ее «повышенная эмоциональная температура». Оставаясь всю жизнь продолжателем высоких традиций русской музыкальной классики, Р. постоянно их развивал и обогащал, он всегда шел в ногу со временем. Свое творческое credo композитор высказал в интервью в декабре 1941, ставшем последним: «Музыка должна быть в конечном счете выражением всей личности композитора... В музыке композитора должны найти отражение родина композитора, его любовь, вера, книги, картины, которые произвели на него впечатление. Музыка должна быть продуктом всей суммы жизненного опыта композитора. Изучите шедевры любого великого музыканта, и вы найдете в них все аспекты его личности и окружающей среды... В моих собственных сочинениях я не делал сознательных усилий быть оригинальным, или романтиком, или национальным, или каким-либо еще. Я просто записывал на бумагу как можно естественнее ту музыку, которую слышал внутри себя. Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мое мировоззрение. Моя музыка детище моего темперамента, поэтому она русская». В последние годы жизни великий композитор, живя в Америке, продолжал много концертировать. Внимательно следил он за ходом Великой Отечественной войны, сопереживая своему народу в его тяжких испытаниях. Сбор от нескольких концертов, крупную сумму денег, он передал русскому консулу в Нью-Йорке с целью покупки медицинского оборудования и медикаментов для посылки на родину. Свой дар он сопроводил письмом: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу! Сергей Рахманинов». Однако дожить до окончания войны ему было не суждено. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое рахманинов сергей васильевич
Значение слова рахманинов сергей васильевич
Что означает рахманинов сергей васильевич
Толкование слова рахманинов сергей васильевич
Определение термина рахманинов сергей васильевич
rahmaninov sergey vasilevich это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):