Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - ремизов алексей михайлович

Ремизов алексей михайлович

(24.6.1877, Москва 26.11.1957, Париж) писатель. Потомственный почетный гражданин, сын владельца галантерейного магазина и нескольких лавок: мать Р. из известного купеческого рода Найденовых. Учился в 4-й московской гимназии, затем в Александровском коммерческом училище, закончив которое, поступил в 1895 вольнослушателем на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. С 15 июня по 15 августа 1896 был за границей (Австрия, Швейцария, Германия), откуда привез нелегальную социал-демократическую литературу; 18 ноября арестован за активное участие (агитация и подстрекательство к беспорядкам) в студенческой демонстрации в память о «Ходынке» и сослан на 2 года в Пензу. В феврале 1898 был там вторично арестован и сослан в Усть-Сысольск Вологодской губернии. В 1901-2 жил под гласным надзором полиции в Вологде, где решил посвятить себя литературной деятельности. Познакомился в ссылке с палеографом Серафимой Павловной Довгелло, на которой женился в 1903. После окончания ссылки, ввиду запрещения проживать в столицах, Р. жил на юге России (Херсон, Одесса, Киев). В Херсоне работал помощником режиссера у В,Мейерхольда (с которым сблизился еще в Пензе) в организованном им «Товариществе Новой Драмы», перевел для его театра несколько пьес европейских модернистов, Здесь же познакомился с будущим «отцом русского футуризма» Д.Бурлюком (одно время снимал у его родственников квартиру). В 1904 в Киеве встретился с философом Л.Шестовым, близкая дружба связала их на всю жизнь. В январе 1905 переехал в Петербург; работал заведующим конторой в журнале «Вопросы жизни», позже жил почти исключительно на литературные заработки. Первое самостоятельное произведение Р. стихотворение в прозе «Плач девушки перед замужеством» было опубликовано 8.9.1902 по рекомендации Л.Андреева в московской газете «Курьер» под псевдонимом Н.Молдованов. В том же году вышел его (совм. с В.Мейерхольдом) перевод с немецкого книги А.Роде «Гауптман и Ницше». В Петербурге Р. поддерживал дружеские отношения с В.Розановым, А.Блоком, Вяч.Ивановым, Л.Шестовым, З.Гиппиус, К.Сомовым, Г.Чулковым и мн. др. писателями, философами и художниками, оставаясь при этом верным собственной, оригинальной и рано сформировавшейся мировоззренческой и художественной позиции. Печатался в альманахах «Северные цветы» и «Шиповник», журнале «Вопросы жизни» и др. периодических изданиях. В 1907 журнал «Золотое руно» издал первую книгу Р. цикл сказок «Посолонь», положительно оцененный в рецензиях А.Белого и М.Волошина: в том же году вышла книга апокрифических легенд «Лимонарь», в следующем романы «Пруд» и «Часы», написанные еще в ссылке и в скитаниях по югу. В 1912 в издательстве «Сирин» (часть тиража в изд-ве «Шиповник» в 1910-12) издавалось 8-томное собрание сочинений Р. Примыкая к модернистскому крылу русской литературы, Р. никогда не манифестировал свою близость к какой-либо конкретной литературной школе или группировке. Постоянный посетитель петербургских литературных салонов (З.Гиппиус, Вяч.Иванова, В.Розанова, Ф.Сологуба и др.), один из инициаторов создания издательства «Сирин» (совм. с меценатом М.Терещенко, А.Блоком и Ивановым-Разумником), он печатался одновременно в «Биржевых ведомостях» и в эсеровском журнале «Заветы». Связи с эсеровскими кругами со времени вологодской ссылки, дружба с Б.Савинковым, И.Каляевым и др. эсерами в некоторой степени определили творческую биографию Р.: в 1917-18 он сотрудничал в проэсеровской «Простой газете», в сборниках «Скифы».

В 1919 подвергался кратковременному аресту по делу левых эсеров. Однако все это не означало идейной близости к эсерам, скепсис Р. в отношении эстетических школ распространялся и на политические группировки: «До чего все эти партии зверски: у каждой только своя правда, а в других партиях никакой, везде ложь. И сколько партий, столько и правд, и сколько правд, столько и лжей». Октябрьскую революцию Р. воспринял как трагический слом тысячелетней российской государственности и культуры («Слово о погибели Русской земли», ноябрь 1917). Некоторое время служил в театральном отделе Наркомпроса. Был одним из литературных мэтров для молодых писателей, влияние его ощутимо в ранней прозе Л.Леонова, К.федина, Вяч.Шишкова, М.Зощенко, Б.Пильняка. В начале августа 1921 эмигрировал. Жил в Берлине, с 5.11.1923 и до самой смерти в Париже. Оценку революционной эпохи дал в лирической эпопее «Взвихренная Русь» (1927; по мнению А.Белого одной из лучших художественных хроник России смутного времени), но не допускал лобовых антисоветских инвектив, Надеялся вернуться на родину; в Советской России у родственников оставалась его дочь Наташа. В эмиграции печатался в различных по своей политической ориентации периодических изданиях. В 20-е у Р. сложилась определенная близость (через В.Никитина и П.Сувчинского) к евразийству: публиковался в евразийском журнале «Версты» (1925-28). С 1931 по 1949 не смог издать ни одной книги, но его парижская квартира являлась одним из притягательнейших центров для литературной эмигрантской молодежи, здесь бывали Б.Поплавскай, В.Яновский, И.Шкотт, З.Шаховская, В.Набоков и др. Продолжались дружеские контакты Р. с Б.Зайцевым, И.Шмелевым, И.Буниным, М.Цветаевой, Н.Евреиновым, А.Тырковой-Вильямс, С.Лифарем. В период немецкой оккупации, в 1943, умерла С.Ремизова-Довгелло; ее жизненный путь Р. любовно восстановил в книге «В розовом блеске (1954). Творчество Р. привлекало внимание деятелей французской интеллектуальной элиты 4050-х (славистов Поля Буайе и Пьера Паскаля, литераторов и сотрудников престижного издательства «Галлимар» М.Арляна, Ж.Поляна, писателей М.Бриона и Ж.Шюзевиля). Р. много переводили на французский язык, он выступал по радио с чтением своих произведений, был вхож в литературные салоны, о его творчестве писали крупнейшие французские газеты. Русские литераторы молодого поколения В.Мамченко, В.Сосинский, С.Прегель, В.Андреев, Н.Резникова, Н.Кодрянская опекали больного и старого писателя в последние годы его жизни. В 1946 под влиянием охватившего после войны часть эмиграции движения за возвращение в Россию Р. получил советский паспорт. Вступил в переписку с рядом сотрудников Института русской литературы (Пушкинский дом) в Ленинграде, присылал в институт свои книги и рукописи. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Уже в самых первых книгах Р. современники почувствовали уникальное художественное видение, тесно связанное вместе с тем с магистральными мировоззренческими и эстетическими исканиями XX в. Преодоление индивидуалистического, декадансного начала в искусстве задача, весьма актуальная для «младших символистов» (Блок, Белый, Вяч.Иванов), видилась писателю в вовлечении индивидуального творчества в фольклорную традицию, в приближении к творчеству средневекового типа, анонимному и практически не признававшему литературную собственность. В письме Р. в редакцию «Русских ведомостей» (6.

9.1909) по поводу обвинений писателя в плагиате он выдвинул целую программу для авторов-»неомифологов», близкую к концепции соборности искусства Вяч.Иванова. Судьбы современников, живущих на рубеже двух веков (и на сломе двух культур), нерасторжимо связаны для Р. с самыми глубинными пластами российской истории. По словам А.Грачевой, «самого себя Р.

воспринимал как носителя коллективного народного сознания, писателя, синтезирующего в своем творчестве различные срезы единой русской культуры, развивавшейся от фольклора до современной индивидуально-авторской литературы как единое целое». В книгах «Посолонь» и «К Морю-Океану» реставрируется древнее мифологическое мировиденье, дана своеобразная утопия гармоничного единства человека и природы, «доличностного» восприятия мира: основной моделью для сюжетов и образов сказок становятся детские игры («выродившиеся у взрослых обряды») и игрушки. Осознание себя личностью, «повзросление» оказывается в этой историософской модели трагическим рубежом человеческой истории, совпадающим с христианизацией мира. Но для средневекового русского сознания еще характерно одновременное обращение и к новым, и к старым истокам. Описывающая этот этап «духовной эволюции» книга «Лимонарь» проникнута двоеверием и богомильством ересью, возникшей внутри христианства в XII в. и признающей управляющее миром равновесие между силами добра и зла, между дьявольским и божеским (аналог в декадентской и отчасти символистской литературе и искусстве манихейские этические тенденции).

Неоднозначность, «расколотость» национального сознания Р. видел и в современном ему фольклоре, переложением которого явилась книга сказок «Докука и балагурье» (1914), Опираясь на изыскания русской фольклористики, медиевистики и этнографии 2-й половины XIX начала XX в., Р. экстраполировал исторически локальные наблюдения и концепции А.

Веселовского, А.Афанасьева, А.Поте6ни и др.: модели средневековой (в фольклористике народной) культуры становятся архетипами национального сознания в целом, Поэтому ремизовская метафизика истории включает и современный этап и даже способна прогнозировать развитие грядущих трагических катаклизмов (некоторые предостережения писателя оказались пророческими). Драматический мир универсалий, восходящих к древнерусской мифологии, явлен и в произведениях, повествующих о современной России («Часы», «Пруд», «Крестовые сестры», «Пятая язва» и др.). Подобно другим писателям-»неомифологам» Р. расширил этот круг мифологем за счет образов и мотивов из позднейшей литературы. Реальность и надреальность оказываются в его произведениях взаимопроницаемыми в духе принципов символистской литературы (с которой Р. постоянно соприкасался, не разделяя, впрочем, мистико-метафизической концепции двоемирия и скептически относясь к жизнестроительским ее устремлениям), Этот скепсис определяется ремизовской концепцией человека, близкой к экзистенциалистской «философии трагедии» Шестова. Трагедия конечности человеческого существования усугубляется у Р. убежденностью в раздвоенности человеческой природы (имеющей истоки в средневековых представлениях и почерпнутой у Гоголя и Достоевского). Крайним выражением этого комплекса идей и настроений раннего Р., который И. Ильин охарактеризовал как «черновиденье», становится формула «Человек человеку бревно» («Крестовые сестры»). Исходя из данных представлений, Р. размышляет о судьбе России, наиболее полно в повести «Пятая язва» (1912). Герой повести следователь Бобров, отчаявшийся в своих попытках восстановить законность и потому отказывающийся «быть русским», пишет «обвинительный акт ...всему русскому народу», но терпит поражение в духовном поединке с носителем иррациональной органики народной жизни старцем Шалаевым.Р. против абсолютизации интеллигенцией хороших, а после революции дурных черт народа, и потому «обвинительный акт» его героя это «плач» о народной судьбе. В драматургии Р. наиболее отчетливо выразилась исповедуемая им «необарочная» поэтика, позволяющая совместить фарс и трагедию, низменно-животное, «обезьянье» и возвышенно-духовное, «серафическое», инвективы к вечности и злободневные намеки («Бесовское действо над неким мужем», 1907; «Трагедия о Иуде, принце Искариотском», 1908: «Действо о Георгии Храбром», 1910; «Царь Максимилиан», 1919). Апеллируя к средневековым формам театральности, Р. стремился создать представление-мистерию, погружающую зрителя в фантастическую, «сновидную» атмосферу и непосредственно вовлекающую его в соборное, одновременно и сакральное, и площадное действо. В 20-е экспериментальное начало ремизовского творчества особенно ярко выступило в книгах «Кукха», «Россия в письменах» и «Взвихренная Русь». По отзыву А.Синявского, «ремизовская «Кукха» замечательна тем, что содержит не просто портрет Розанова, каким он был, но портрет стилистики Розанова, которая пародийно и вместе с тем зеркально отражается в стилистике Ремизова». Сам Р. писал о «России в письменах», что это «не историческое ученое сочинение, а новая форма повести, где действующим лицом является не отдельный человек, а целая страна, время же действия века». Мозаичная картина событий в «Взвихренной Руси», перемешанная со сном, лирическим плачем, молитвой, анекдотом, композиционно и графически передает картину драматического слома эпохи. Автобиографическая проза Р. во многом отличается от привычных форм этого жанра: реальные факты переплетены с авторской фантазией, композиция, как правило, не линейнохронологична, а мозаично-непоследовательна, подчинена лирическому импульсу. Последние книги Р. переосмысление в свете истории XX в. памятников русской и мировой культуры («Тристан и Изольда», «Савва Грудцын», «Круг счастья» и др.). В подготовленном в последние годы жизни, но неизданном сборнике сказок «Павлиньим пером» Р. обратился к фольклору мусульманского Востока, включая религиозно-мистические суфийские предания, известные писателю благодаря творческим беседам с востоковедом В.Никитиным. Своеобразное эстетическое завещание Р. книга «Огонь вещей» явилась уникальным «гипнологическим» исследованием русской литературы (тема снов в творчестве Гоголя, Пушкина, Достоевского, Тургенева и др.) и как бы замыкает литературно-философскую эссеистику Серебряного века, посвященную русской классике. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ремизов алексей михайлович
Значение слова ремизов алексей михайлович
Что означает ремизов алексей михайлович
Толкование слова ремизов алексей михайлович
Определение термина ремизов алексей михайлович
remizov aleksey mihaylovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):