Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - рёрих (рерих) николай константинович

Рёрих (рерих) николай константинович

(27.9.1874, Петербург13.12.1947, Наггар, шт. Пенджаб, Индия) художник, философ, историк, общественный деятель. Сын нотариуса К.Ф.Рериха; мать М.В.Калашникова из купеческой семьи. Окончив в 1893 частную петербургскую гимназию К.Мая, поступил на юридический факультет Петербургского университета (где прослушал также полный курс исторических дисциплин) и одновременно в Академию художеств, (рвоим «учителем жизни» считал А.Куинджи, испытал влияние В.Стасова и Л.Толстого. В 1900 учился в Париже у Ф.Кормона и Пюви де Шаванна. В 1901 женился на Е.Шапошниковой, которая стала, по словам Р., его «другиней, спутницей, вдохновительницей». Известность принесла Р. удостоенная большой золотой медали Академии и приобретенная П.Третьяковым картина «Гонец. Восстал род на род» (1897) первая в серии «Начало Руси. Славяне» (последующие: «Идолы», «Заморские гости», «Город строят», «Строят ладьи» и др.). Интерес Р. к русской старине отразили также этюды, созданные во время поездки по древним городам (1903-4). Изображал северную природу («Седая Финляндия», «За морями земли великие»): образ природы, в которой растворены люди, доминировал и в исторических картинах Р., проникнутых мистическим пантеизмом. Проводил археологические раскопки на Северо-Западе страны, изучал фольклор и древнерусскую религиозную литературу (жития, апокрифы), откуда черпал материал для своих произведений; осваивал в духе модерна традиции иконописи и фрески. Декоративный дар и стремление к театрализации истории сблизили Р. с художниками «Мира искусства», однако он призывал не только «любить прошлое», но и «жить будущим». Особенно занимали Р. взаимосвязи национальных культур; образы его произведений несли символику общечеловеческих понятий. Самобытность его творчества заставила говорить о «державе» Р. {Л.Андреев), о «целом космосе», «одушевленном мудростью» (Э.Голлербах). Участвовал во многих русских ис 1905-в зарубежных выставках (Прага, Париж, Лондон, Берлин, Вена, Брюссель, Рим, Венеция, Мальмё). Фантазия Р., обогащенная знанием истории, ярко проявилась в его работах для театра, в частности, для Русских сезонов С.Дятчлево в Париже и Лондоне: «Псковитянка» Н.Римского-Корсакова (1909), «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А.Бородина (1908, 1914), Оригинальным постижением духа языческой Руси явились эскизы Р. к пьесе А.Островского «Снегурочка» (постановки 1908, 1912, 1922) и либретто, костюмы, декорации к балету И.Стравинского «Весна священная» (1912, 1930). Среди других театральных работ эскизы к спектаклям М.Метерлинка «Сестра Беатриса» и «Принцесса Малэн» (1912-14), к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда». Музыкой подсказаны и многие станковые работы Р., например, картина «Небесный бой» (1912), навеянная «Полетом валькирий» Вагнера, на тему борьбы света и тьмы, проходящую через все творчество Р. С 1906 Р.директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств, в 1909 избран членом Академии художеств, в 1910 возглавил возрожденный «Мир искусства». «Великий интуитивист», по определению М.Горького, Р. символически выразил накануне 1-й мировой войны свои тревожные предчувствия: «Пречистый град врагам озлобление» (1911), «Град обреченный» (1914). Постепенно интересы Р. смещались в сторону культур Востока, все более влиявших на его мировоззрение и искусство. Статья Р. «Индийский путь» (1913) обозначила главное направление его художественно-философских исканий. Из-за болезни легких Р. жил с конца 1916 с семьей в Сердоболе (Сортавала); в 1917 этот город отошел к Финляндии. Здесь были написаны лирические пейзажи, пьесы (сохранилась одна «Милосердие»), стихи, повесть «Пламя», картина «Карелия. Вечное ожидание». Работы этого периода Р.

выставил в ноябре 1918 в Стокгольме (дополнив их картинами, оставшимися там от Балтийской выставки русских художников 1914), затем в других скандинавских странах и осенью 1919в Лондоне, где также оформил оперу «Князь Игорь» у Дягилева и несколько русских опер в «Covent Garden». В 1920 встретился с Р.Тагором, который приветствовал давнее намерение Р.

посетить Индию. К тому времени Р. был знаком с индийской философской мыслью, с работами русских индологов, старший сын Р,, Юрий, изучал индо-иранские языки в Кембридже, Гарварде и Сорбонне, но английские власти не дали разрешения на поездку, ввиду близости Р. к индийским оппозиционным кругам, С 1920 Р. в США; выставки его работ прошли в 28 городах, читал лекции о русском искусстве и литературе, организовал в Нью-Йорке Институт объединенных искусств, в Чикаго союз художников «Пылающее сердце» и международный культурный центр «Венец мира». Они подготовили учреждение в Нью-Йорке музея Р. (открыт в марте 1924), в котором было собрано свыше 1000 его работ, а также произведения искусства Востока и русские иконы; все это Р. передал в дар американскому народу. В США были написаны серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана» и «Санкта» («Подвижники»). В мае 1923 Р. направился в Индию и в декабре прибыл в Бомбей. Предпринял экспедиции в Сикким и Бутан (1924), посетил Индонезию и Цейлон (1925), приступил к созданию цикла картин «Знамена Востока» («Учителя Востока»), воссоздававших образы основоположников и проповедников различных религий Конфуция, Будды, Магомета, Сергия, Моисея и др. Совершил с женой и сыновьями Юрием и Сергеем грандиозное путешествие через Гималаи в Центральную Азию, преодолев 25 тысяч км (1925-28; описал его в книгах-дневниках «Сердце Азии», «Алтай-Гималаи» и «Шамбала Сияющая»). В труднейших условиях были собраны ценные ботанические, археологические, геологические коллекции, приобретены произведения искусства, редкие рукописи и книги. Созданные под впечатлением увиденного картины, написанные темперой, снискали Р. славу «мастера гор», открыли посетителям музеев Гималаи и архитектуру древних горных монастырей, выразив высокий нравственный порыв художника («чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, восходит к этим вершинам», писал Р.). В пути получил разрешение на въезд из Китая на территорию Советского Союза и в 1926 приехал в Москву: заверил Г.Чичерина (который характеризовал Р. как «полукоммуниста, полубуддиста») и А.Луначарского, что вернется в СССР.

Поселившись в 1928 с семьей в окрестностях Наггара (долина Кулу), основал здесь Международный институт гималайских исследований «Урусвати» («Свет утренней звезды»), названный так в честь Е.Рерих. Был избран членом научных учреждений Азии, Европы и Америки. С 1929 в США и в Западной Европе началась реализация выдвинутой Р. (впервые еще в 1914) идеи пакта об охране культурных ценностей во время войны «пакта Рериха». Р. предложил символ такой охраны «Знамя Мира», которое он назвал «Красным крестом культуры», но подчеркивал, что и «без грома пушек часто совершаются ...непоправимые ошибки против Культуры»; посвятил теме пакта картину «Орифламма» (1931). В 1929 выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию мира. В развернувшихся в 30-е спорах среди русских эмигрантов об отношении к Советскому Союзу в случае войны выступал за его поддержку. В 1934 снова приезжал в США, в 1934-35 совершил последнюю большую экспедицию в Манчжурию и Северо-Западный Китай. В годы 2-й мировой войны написал картины, в которых, используя образы русской истории и мифологии, предрекал России победу над фашизмом. Всего им было создано около 5 тысяч художественных произведений. Среди большого числа литературно-философских трудов Р. «Пути благословения» (1924), «Держава света», «Твердыня пламенная» (1932), «Врата в будущее» (1936), «Нерушимое» (1936) и др. Умер Р. вскоре после того, как были оформлены документы для возвращения на родину. Согласно его завещанию, Ю. Рерих привез значительную часть картин Р., созданных в Индии, в СССР. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое рёрих (рерих) николай константинович
Значение слова рёрих (рерих) николай константинович
Что означает рёрих (рерих) николай константинович
Толкование слова рёрих (рерих) николай константинович
Определение термина рёрих (рерих) николай константинович
rerih (rerih) nikolay konstantinovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):