Римский-Корсаков (Николай Андреевич) известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине;
образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р.-Корсакова на композиторском
поприще наиболее видное место принадлежит М.А. Балакиреву . Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого
путешествия, Р.-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале
Думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической музыки, последовали "Садко" симфоническая музыкальная картина, и "Сербская фантазия"; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенности оркестровкой, в которой Р.-Корсаков проявил большой
талант колориста.
Опера Р.-Корсакова "Псковитянка", на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 году
он присоединил к ней
пролог, под названием "Боярыня
Вера Шелога". Получив в 1871 году место профессора специального теоретического класса композиции в Санкт-Петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883
год инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 год, и занимая с 1883 по 1893 год место помощника управляющего придворной певческой капеллой Р.-Корсаков находил
время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. На сцене Мариинского театра в 1880 году появилась опера Р.-Корсакова "Майская ночь", а в 1882 году "Снегурочка", в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий (интересно, например, превращение известной "Дубинушки" в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом. Оперы "Млада" (1892) и "Ночь
перед Рождеством" (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 году Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу "Садко", в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене, опера "Садко" имела несомненный успех, в 1898 году повторившийся и в Петербурге.
Небольшая опера "Моцарт и Сальери", на текст Пушкина , поставлена Московской частной оперной труппой в 1898 году в Москве, в 1899 году в Санкт-Петербурге. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: "Царская невеста". Не менее обширна и замечательна деятельность Р.-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются "Антар", "Шехерезада", "Испанское каприччио", "Воскресная увертюра".
Кроме того, он написал струнные
квартет и
септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на
русские темы, много романсов и хоров a capella,
сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Он переработал и переоркестровал оперу "Борис Годунов" Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы "Князь Игорь" Бородина и в оркестровке "Каменного гостя" Даргомыжского . Ему же принадлежит "Практический
учебник гармонии" (1886).
Новые его произведения оперы "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-лебеди", по Пушкину (1900); "Сервилия", по Мею (1902); "Кощей Бессмертный" (1902) осенняя сказочка; "Пан воевода" в 4 действиях; "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Долголетняя педагогическая деятельность Р.
-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность; таковы Бернгардт (в настоящее время директор Петербургской консерватории), Лядов , Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями
или профессорами в консерватории. Из частных учеников Р.-Корсакова особенно выделился А.К. Глазунов . Н. С. .