в традиционных русских семьях взаимоотношения родителей и детей вплоть до XX века строились, как
правило, на православных патриархальных началах уважении и почитании старших. "В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а
дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца
или мать устаревших", писали из Тульской губ. на рубеже XVIII-XIX вв. Уважительное отношение к родителям и к старшему поколению в целом прослеживается по источникам по всей территории расселения русских, хотя уже в XVIII в., а особенно в XIX в., отмечалось некоторое ослабление авторитета стариков.
Но общественное мнение резко осуждало лиц, позволивших себе непочтительное отношение к старшим. "Прошу вас, вселюбезные мои детушки и невестушки, писал в 1797 в частном письме крестьянин Семипалатинского
у. Худяков, почитайте свою родительницу и во всем к ней повиновение и послушание и без благословения ея ничево не начинайте, отчево будете от Бога прославлены и от людей похвалены..." Крестьянская
нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. "Дети обязаны родителей во всем слушаться, покоить и кормить во
время болезни и старости", сообщал о представлениях крестьян житель Орловской губ. в самом конце XIX в. До выделения из отцовской семьи в самостоятельное хозяйство
сын должен был подчиняться родителям во всех делах и хозяйственных, и личных. При этом делами сыновей занимался преимущественно
отец, а дочерей мать. На дочерей безусловная родительская
власть распространялась до выхода замуж. Отец решал вопросы об отдаче сына в ученье, внаем, об отправке на сторону на заработки. Сын, а тем более
дочь не могли оставить отчий
дом произвольно. Браки заключались по воле родителей. Иногда даже по принуждению; но по большей части обоюдное
согласие молодых должно было непременно сопровождаться одобрением родителей.
Свадьба, как правило, не проходила без благословения родителей. В случае их смерти благословляли крестные отец и мать. Считалось, что сын или дочь не имеют права противоречить отцу. Если родители обращались к своей общине или в волостной
суд с жалобой на непокорность сына или дочери,
дело, как правило, решалось однозначно в пользу старших. Так, житель Пошехонья отмечал: "За непочтение детей родители могут обращаться в волостной суд, который без разбирательства, только по жалобе родителей, наказывает непокорных детей". Степень подчинения детей родителям резко менялась с выделением сына или выходом замуж дочери. Отец и мать практически теряли власть над ними, по крестьянским представлениям. Вот тут-то и выступала уже в чистом виде нравственная
основа их отношений уважение,
любовь, забота, стремление поддержать и обеспечить старых и больных родителей. И в этот
период тоже общественное мнение деревни и ее юридические
обычаи были на стороне родителей. "Дети, достигнув совершеннолетия, должны покоить и ухаживать за родителями в их старости, и давать им приличное содержание, и всегда оказывать им почтение и повиновение.
На обязанности детей честно похоронить родителей и поминать их" так это было принято в Ярославской губ. У русских крестьян на Алтае в неписаном, обычном праве этот вопрос решался тоже однозначно: дети обязаны содержать родителей, если они "не способны содержаться собственными трудами". Религиозно-нравственная основа взаимоотношений двух поколений в семье особенно четко проявлялась в крестьянских представлениях о значении родительского благословения и родительского проклятья.
"Родительскому благословению здесь придают громадное значение", решительно утверждал
корреспондент Этнографического
бюро из Ярославской губ. в 1900.
Он рассказывал, в частности, как
один из крестьян с. Пречистого Карашской волости, вернувшись с дальних заработков, не застал своего старика отца в живых не успел получить от него благословения. С тех пор прошло
пять лет, но он продолжал горевать и всякую неудачу, которая его постигала, объяснял тем, что не получил родительского благословения. Родительское
благословение давалось
перед свадьбой (когда начинали собираться в
церковь, родители благословляли иконой), перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью отца или матери (на всю оставшуюся
жизнь детей). Его получали и просто перед каким-либо ответственным или опасным делом.
Наблюдатель из Вельского уезда (Вологодчина) рассказывал, что даже сын, у которого были плохие отношения с матерью, уходя в
бурлаки, просил у нее благословения. "Даром что в ссоре жили, а попросил благословенья: не смел без его уйти", говорила мать. Крестьяне придавали большое значение и молитве отца или матери за детей. "Сила родительской молитвы неотразима", утверждал житель
села Подбушка Жиздринского у. Калужской губ. "Молитва родителей и со дня моря поднимет", вторит ему крестьянин Ф.Е. Кутехов из Егорьевского у. Рязанской губ.
Человек же, получивший проклятье кого-либо из родителей, ожидал для себя тяжелые беды и несчастья. На проклятого родителями все смотрели как на отверженного. Широко ходили в народе рассказы, в которых даже почти случайно, по мелкому поводу, произнесенное матерью
слово "проклятый" или "проклятая" отдавало того, к кому
оно относилось, во власть нечисти, и требовались особенные молитвенные усилия, чтобы вырвать его из этого состояния. Обязанности родителей в отношении детей также четко осознавались в крестьянской среде и были подкреплены положениями обычного права.
Среди этих обязанностей наряду с содержанием детей всегда подразумевалось их религиозно-нравственное и трудовое воспитание (см.). В сообщении из Знаменской волости Волховского у. Орловской губ. обязанности родителей по представлениям местных крестьян перечислены в таком порядке: кормить, содержать, учить страху Божию и грамоте, приучать к домашней и полевой работе, женить и выдавать замуж.
Близкая к этой информация содержится и в документах по другим территориям. М.М. Громыко .