Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - романов борис георгиевич

Романов борис георгиевич

(10.3.1891, Петербург 30.1.1957, Нью-Йорк) танцовщик, балетмейстер, педагог. Сын гардеробмейстера Мариинского театра. Окончил Петербургское театральное училище в 1909 (педагоги М.Обухов, С. и Н.Легат, А.Ширяев). Невысокий, пропорционально сложенный, с лицом монгольского типа, Р. привлек к себе внимание уже на выпуске темпераментом и смелостью виртуозного танца, исполнив пляску шута из балета «Млада». Он был принят в труппу Мариинского театра на гротесково-характерные роли. Прослужив лишь год в кордебалете, стал получать сольные партии: Шут в «Щелкунчике», Король шутов в «Павильоне Армиды», Пьеро в «Карнавале» и «Бабочках», Лучник в «Половецких плясках» и др. В 1914 получил звание первого танцовщика. Его репертуар расширялся также за счет пантомимных и характерных ролей: Ротмистр («Привал кавалерии»), флорестан («Карнавал»), Невольник («Корсар»), Солист («Арагонская хота»), Эухенио («Андалузиана» на муз.Ж.Бизе), характерные партии в операх и балетах. Участвовал в дягилевской антрепризе. Сцена сулила ему прочное будущее танцовщика. Но Р. решил не замыкаться в исполнительстве.

Интерес к балетмейстерской деятельности возник у него рано, обнаружился в первый же месяц его службы в театре. В спектакле Красносельского театра он вместе с одноклассником Ф.Шерером исполнил в июне 1909 пляску шута из «Млады», изменив ее хореографию, введя второго исполнителя. Балетмейстерский опыт Р. приобрел, ставя поначалу вне академической сцены.

Интенсивная художественная жизнь в Петербурге тому способствовала: танец и пластика в самых разных видах считались неотъемлемой частью многих зрелищ. Став «заведующим хореографической частью» в Литейном театре, Р. увлеченно занялся постановочной деятельностью. Условия работы были весьма специфическими и требовали изощренной фантазии балетмейстера: ставить приходилось на драматических актеров, балетной подготовки обычно не имевших. Откровенно развлекательный характер репертуара в небольшом театре, тяготевшем к малым эстрадным формам, заставлял считаться со вкусами публики. Зрители ждали разнообразия, и Р. с готовностью предлагал им одноактные балеты, пантомимы, танцевальные фантазии, сценки, интермедии. Комедийность, склонная к шаржу, пикантность рискованных ситуаций преобладали. В одноактной мимодраме «Рука», например, образ плотских вожделений создавался приемами свободной пластики (191 1). Скандальная известность хореографа началась с постановки «Козлоногих» на ультрамодернистскую для обывательского слуха музыку И.Саца (1912). Танец складывался из весьма изобретательных позировок и переходов, выражавших экстатическое похотливое беснование, которое уводило в глубины подсознания, в первоосновы жизни, в ту животную природу человека, что была сокрыта покровами цивилизации. Художественные интересы здесь парадоксальным образом смыкались с той сферой эмоций, которая будет присуща новым формам пластики, родившимся на рубеже веков и вполне утвердившимся в первые десятилетия XX в. Спектакль шел ежедневно с 12 октября по 1 ноября 1912 и вызывал противоположные отзывы. Публика на спектакль валом валила, но неожиданным зрелищем была шокирована.Р. не только потрафлял вкусам обывателя, но и охотно эпатировал эту публику, разжигая тем еще более любопытство и интерес. Первозданная, почти языческая чувственность выступила на первый план и в следующей постановке Р. пантомиме «Ноктюрн слепого Пьеро», шедшей в Литейном театре следом за «Козлоногими» с 1 по 17.11.1912. Коломбина, увлекшись на карнавале плясками веселого Арлекина, обманывала мужа, слепого Пьеро. Чувственность обретала здесь формы то откровенно грубоватые, то смягченные флером манерности. В итоге оргиастический экстаз был центром действия и его высшей целью, а буйство эротики объявлялось единственной ценностью, не изменяющей человеку. Знакомство с дягилевской антрепризой и стилем ее работы произошло на 2-й год службы Р.

в Мариинском театре. Молодой танцовщик, испросив у дирекции отпуск, принял участие в Русских сезонах. Лихорадочная спешка, недюжинный размах дела покорили юношу, жаждущего найти применение своим силам. С.Дягилев обратил внимание на новичка, отличавшегося пытливостью и настойчивостью. А когда после разрыва с М. Фокиным пришлось искать исполнителей уже задуманного, Дягилев вспомнил о Р.

и поручил ему в сентябре 1912 постановку «Трагедии Саломеи». Музыка Флорана Шмитта была написана на сюжет мимодрамы Робера дЮмьера, предназначавшейся еще для Лой Фуллер. Декорации принадлежали С.Судейкшу. Премьера состоялась 12.6.1913 в Театре Елисейских полей и успеха не имела. Спектакль был насыщен элементами гиньоля и призван был ужасать: отрубленная голова Иоанна Крестителя, выброшенная героиней в море, вдруг, кровоточа и поражая гигантскими размерами, появлялась на небе, укоряюще взирая на грешницу. Экстатическая экспрессивность была чужда Т.Карсавиной, исполнявшей главную роль. Равнодушие зрителей объясняли запутанностью сценария и невыразительностью оформления. Хореография плохой не объявлялась. Контракт с Дягилевым был продолжен. Ситуация складывалась весьма благоприятно и в родном театре. Отсутствие Фокина вынуждало дирекцию императорских театров искать новых претендентов на пост руководителя балетной труппы. В декабре 1913 было решено попробовать Р. как постановщика. На следующий сезон его уже пригласили на должность балетмейстера Мариинского театра, правда, на деле деятельность Р. в Мариинском театре ограничивалась в основном постановкой танцев в операх. Иногда ему поручали сочинять дивертисментные номера в балетных спектаклях. Сфера интересов Р. была достаточно широка. Он не избегал обращения к фольклору, в том числе русскому. Еще в декабре 1912 для Литейного театра он поставил сюиту характерных танцев «Праздничный день», явившуюся фантазией на русские народные темы и выдержавшую всего три представления.

В октябре 1914 был создан «Лубок XVIII века» для танцовщицы и трех партнеров. Камерность состава исполнителей возмещалась взвинченным эмоциональным строем. Много значащей для формирования творческой личности Р.-хореографа стала встреча с поэтомакмеистом М.Кузминым в совместных постановках Литейного театра, в названии которого появилось уточнение «интимный».

В октябре-декабре 1913 Р. поставил несколько балетных миниатюр: автором либретто и музыки был Кузмин. Пикантность ситуации любовного треугольника соседствовала со стилизацией и временной, и этнографической. То были балеты-пантомимы «Свидание» с сюжетом, восходившим к поэме Мюссе, и «Одержимая принцесса» здесь смаковалась экзотика придуманного Китая. Рафинированность искусства Кузмина была близка Р. 1914 был для Р. многообещающим. 29 января в Мариинском театре состоялась премьера оперы «Измена» М.Ипполитова-Иванова: там Р. ставил грузинские пляски. Затем последовали цыганские в «Алеко» С.Рахманинова, испанские в «Кармен» Ж.Бизе, японские в «Мегае» А.Тадеуша. Творческий багаж Р. расширялся за счет благотворительных спектаклей. В них принимали участие самые интересные исполнители. Например, карнавал Аэроклуба в Дворянском собрании ознаменовался балетом-пантомимой «Пьеро и маски» с музыкой Б.

Асафьева (10.2.1914). Хореографию Р, исполнили Карсавина (Коломбина), В.Мейерхольд (Пьеро) и он сам (Арлекин). Р. сближал с Мейерхольдом интерес к традиционализму. Тем не менее единомышленниками они не были: балетмейстер по-прежнему тяготел к чуждой режиссеру поэтике ужасного. Новая встреча с экзотическим Китаем ждала Р. у Дягилева. Премьера «Соловья» оперы с балетом И.

Стравинского состоялась 26.5.1914 на сцене Парижской оперы, Постановку осуществили А.Бенуа и А.Санин: оформление принадлежало Бенуа. Зрелищность выступала здесь на первый план, Центральной сценой спектакля стал Китайский марш чрезвычайно помпезная процессия, постепенно разворачивавшаяся в роскошную, живописно оформленную картину.Р. мастерски сочинял пластику каждой группы, свободно играя пространством сцены и компануя живую картину из красочных, подобных диковинным цветам, фигур. Авторы спектакля и Стравинский, и Бенуа остались довольны результатом. Публика встретила премьеру сдержанно. Сотрудничество Р. с дягилевской антрепризой больше дало, пожалуй, самому хореографу: бесценный опыт совместной работы с интереснейшими мастерам; но продолжения оно не имело. К 1915 Р. стал наиболее активно действующим хореографом в Петербурге. Режиссер И.Лапицкий, организовавший в 1912 Театр музыкальной драмы (ТМД) в здании консерватории, пригласил в свою труппу Р.

и как хореографа, и как учителя танцев. В 1915 Р. здесь поставил одноактный балет по сказке Х.Андерсена «Принц-свинопас» на музыку А.Давидова, позднее показанный на благотворительном спектакле в Мариинском театре. Кроме того, хореограф сочинял танцевальные сцены в других постановках ТМД. И все-таки именно благотворительные вечера предоставляли наибольшую творческую свободу хореографу.

Запомнившимся событием стал вечер в Мариинском театре 31.10.1915. Были показаны три балета-миниатюры: уже известный «Принц-свинопас» и два новых «Что случилось с балериной, китайцами и прыгунами» на музыку В.Ребикова к опере «Елка» и «Андалузиана» на музыку «Арлезианки» Ж.Бизе. Последняя миниатюра имела наибольший успех, свидетельствовала и о зрелости хореографа, и об оригинальности его сложившегося самостоятельного художественного мышления. Либретто принадлежало поэту-сатириконцу П.Потемкину, декорации были созданы Судейкиным. В испанском кабачке развивалось соперничество матадора (Р.) и бродяги (Монахов) за обладание гитаной (Е.Смирнова). Та раззадоривала обоих, упиваясь своей властью над ними, делала неизбежной и схватку, и кровавый исход. Истекающие кровью, свившиеся в клубок, связанные веревкой воедино, соперники продолжали размахивать навахами, нанося смертельные раны. Жизнь покидала их а вокруг разгоралась стихия темпераментного танца, подчиняя себе все и всех, даже чинного аббата, пускавшегося в общий плясовой разгул, финальная вакханалия толпы, потряхивающей руками в такт музыке, убеждала мощью и экспрессией. Эмоциональный строй был взвинчен и обострен, утверждался как новое эстетическое качество и был по сути предчувствием новых тенденций в искусстве танца тенденций экспрессионизма. «Андалузиана» повторялась и в других благотворительных спектаклях например, 8.2.1917 на сцене петроградского Палас-театра с О.Федоровой, Монаховым, В.Пономаревым. Революция Р. поначалу не испугала скорее поманила новыми возможностями проявить талант и инициативу. Весной 1918 он вошел в состав «трудового товарищества» Театра трагедии, созданного Ю.Юрьевым и объединившего видных деятелей русской культуры, в их числе М.

Горького, Ф.Шаляпина, С.Прокофьева.Р. помогал режиссеру АТрановскому ставить массовые сцены в «Макбете» Шекспира с музыкой Асафьева и Юрьевым в главной роли. В Театре художественной драмы (на сцене быв. Литейного) Р. ставил танцевальные эпизоды в «Севильском обольстителе» Тирсо де Молино. После объединения обоих театров в Большой драматический Р.

продолжал в нем работу балетмейстера. На его сцене 22.4.1919 состоялся концерт Р. и Е.Смирновой, включавший его номера. Особый успех имел «Танец Саломеи» в исполнении Смирновой. В мае 1918 с постановками Р. познакомились москвичи во время гастролей группы петроградских танцовщиков во главе с Р. и Смирновой. Попыткой поделиться своими мыслями о танце и искусстве сочинять хореографию стала статья Р. «Заметки танцовщика» (Бирюч петроградских гос. театров, 1918, № 7). Опираясь на опыт М.Петипа, изучение его архива, собственные размышления, Р. анализировал соотношение музыки и танца, призывал к балетному симфонизму, 1-я годовщина Октябрьской революции была отмечена постановкой Р. балета «Карманьола» с музыкой Асафьева на тему Великой французской революции. Спектакль шел на сцене одного из петроградских клубов. Оставшись единственным штатным балетмейстером петроградского балета, Р. задумал ставить балет «Сольвейг» на музыку Э.Грига с оформлением А.Головина и работал над сценарием к нему. 7.12.1919 в Мариинском театре был показан дивертисмент «Вечер национальных танцев» в постановке Р" имевший, по признанию рецензентов, наибольший успех в сезоне. Р. покинул Россию весной 1920 (зарубежные источники называют 1921). Странствия начались с Бухареста. Затем последовал Берлин. Здесь совместно с Эльзой Кругер он организовал труппу «Русский романтический балет», в которую вошли также Смирнова, впоследствии ставшая его женой, и А.

0бухов. Основу репертуара составили одноактные балеты «Пир Гудала», «Пастораль» Глюка, «Арлекинада» Дриго, «Картинки боярской свадьбы». Труппа, возглавляемая Р., гастролировала по Центральной и Западной Европе в течение 5 лет. Один из спектаклей «Русского романтического балета» в Лондоне посетила А.Павлова, пригласившая соотечественников войти в ее труппу. Началась совместная гастрольная деятельность.Р. и Обухов выступали партнерами Павловой в «Кокетстве Коломбины» и, кроме того, обогатили дивертисмент своими концертными номерами.

Положение приглашенных «звезд» давало возможность участвовать не во всех гастролях. Одним из следующих было приглашение Р. в труппу Павловой в качестве балетмейстера. Так репертуар труппы пополнился «Русским танцем» на трех исполнителей (мужчина и две женщины). Смирнова возобновила для Павловой Grand Pas из «Пахиты». В 1928-34 Р. исполнял обязанности балетмейстера в театре «Colon» (Буэнос-Айрес).

В том же качестве работал некоторое время в Монте-Карло и Югославии, в Римской опере и миланском «La Scala». Оставшуюся часть жизни Р. жил и работал в Нью-Йорке. В 1938-42 и 1945-50 он был балетмейстером «Metropolitan Opera». В 1944 хореограф нью-йоркской труппы маркиза де Куэваса «Ballet International», в 1956труппы «Ballet Russe de Monte Carlo». Р. ставил свои собственные сочинения в этих труппах и возобновлял чужие балеты старые и новые: «Жизель», «Щелкунчик», «Петрушка», «Пульчинелла». Преподавал также в Школе балетного репертуара. Отдавая должное вкладу Р. в развитие американского балета, авторитетнейшее оксфордское издание энциклопедического словаря «Ballet» (by Horst Koegler, London, New York, Melbourne, 1982) называет его не только русским, но и «американским танцовщиком, хореографом и руководителем». .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое романов борис георгиевич
Значение слова романов борис георгиевич
Что означает романов борис георгиевич
Толкование слова романов борис георгиевич
Определение термина романов борис георгиевич
romanov boris georgievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):