Русская православная
церковь отличается от всех других поместных православных и вероисповедных христианских церквей, за исключением римско-католической, многомиллионным составом своих членов, обширностью занимаемого ею пространства, разнообразием народностей, к которым принадлежат ее члены, множеством установлений, входящих в ее устройство, многосторонней самостоятельной деятельностью и отношениями к различным поместным церквам. Русская церковь основана в 988 г. Получив первоначальное иерархическое устройство от Константинопольской церкви, она, в
течение более чем 9 веков своего существования, постепенно увеличивалась в своем составе, развивалась в своем строе, приобретала самостоятельность и независимость от константинопольской иерархии, и в XV веке стала автокефальной. С 988 по 1589 г. она имела устройство митрополитанское, с 1589 по 1720 г. патриаршее, а с 1721 г. имеет синодальное. Во главе устройства русской церкви стоит в Санкт-Петербурге Святейший Правительствующий
Синод (см. Синод).
Он состоит из присутствия и учреждений, при нем находящихся. Присутствию Святейшего Синода, составляющемуся из иерархов высшей степени, принадлежат все виды власти самостоятельной, автокефальной православной церкви во всех пределах Российской Империи и областей, в ее состав входящих, по всем предметам, сторонам, делам и отношениям православного церковного устройства, управления и
суда. Через Святейший Синод действует в управлении православной русской церковью самодержавная верховная
власть, учредившая его по каноническом сношении с патриархами восточных православных церквей. В определенных правилами Вселенской церкви, государственными законами страны, целями и назначением православной веры пределах, Святейший Синод обладает властью законодательной, распорядительной, административной, надзирающей и судебной и сносится с управлениями поместных православных церквей. Действуя под надзором представителя верховной государственной власти Синодального обер-прокурора, он сносится с правительствующим Сенатом ведениями непосредственно, а с верховной властью и высшими государственные и центральными установлениями через посредство обер-прокурора. Для осуществления разных видов власти по различным предметам и сторонам церковной жизни (относительно
учения, богослужения, суда, управления и заведования должностями и учреждениями, учебными заведениями, имуществом и прочим) при Святейшем Синоде в Санкт-Петербурге существуют: Синодальная
канцелярия, духовно-учебный
комитет, духовно-училищный
советы, хозяйственное
управление, контроль и управления Синодальных типографий,
обер-прокурор и канцелярия его,
два отделения в Москве и Тифлисе, под названием Московской и Грузино-имеретинской Синодальных контор. Состоя под высшей властью Святейшего Синода и его учреждений, как главного
или центрального духовного правительства, русская православная церковь разделяется на епархии, которые имеют значение церковных административно-судебных областей. Епархии в России учреждены и учреждаются вновь по соглашению церковной и государственной власти. Пределы епархий, по общему правилу, совпадают с пределами губерний и областей.
Число епархий увеличивалось постепенно. Ныне
оно простирается до 66; из них 64 в пределах России, одна (Алеутская) в Америке и одна, под названием японской православной церкви, в Японии. Все епархии, как части церкви, взаимно одна от другой независимы и самостоятельны в административно-судебных отправлениях, и состоят непосредственно в ведении Святейшего Синода, за исключением епархий Закавказского края (их 4), которыми заведует Грузино-имеретинская Синодальная контора. Каждая
епархия находится под непосредственной властью епархиального архиерея и имеет, определенное правилами церкви и законами государства, устройство. Епархиальный
архиерей назначается, при соучастии Святейшего Синода, властью Государя.
Русские епархиальные архиереи носят
титул митрополитов (их 4), архиепископов (неопределенное число) и епископов,
но в пределах своих епархий обладают, независимо от титула, равной властью. Епархиальный архиерей главный в епархии
учитель веры и нравственности, главный священнослужитель и правитель по всем видам власти, администратор,
судья, надзиратель и руководитель в проповедании слова Божия, богослужения, управления всеми предметами, учреждениями и должностными лицами. Он имеет
право входить в Святейший Синод с представлениями о необходимости изменений в действующих законах и правилах по церковным предметам, издавать и утверждать, в согласии с общими правилами и законами, и в развитие их, руководящие правила и инструкции для епархиальных учреждений и должностных лиц, утверждать
уставы церковно-приходских попечительств, братств и обществ для духовно-просветительных целей в пределах епархии. В состав общего строя русской епархии входят: епископ-викарий (в немногих епархиях по 2 и даже по 3), как помощник епархиального архиерея, кафедральный
собор для священнослужения архиерея,
духовная консистория (их 60) для управления и суда, епархиальный училищный
совет для заведования церковно-приходскими училищами и школами грамотности,
попечительство о бедных духовного звания для призрения заштатных священноцерковнослужителей, их вдов и сирот, и для опеки над сиротами-детьми духовенства, духовная
академия (в 4 епархиях, с 900 студентами), духовная
семинария (58, с 19 000 учащихся), духовные училища (183, с 32 000 учащихся), епархиальные женские училища (49, с 13 300 учащимися) и женские училища духовного ведомства (13, с 2100 ученицами), архиерейский
дом (их 66) и временные съезды епархиального духовенства. В епархиях Закавказского края нет консисторий и семинарий: епархиальные архиереи действуют здесь посредством состоящих при них канцеляриях и переносят важные дела для окончательного разрешения и утверждения в Грузино-имеретинскую Синодальную контору, которая имеет значение общей для всех 4 епархий консистории. В трех епархиях существуют духовные правления (холмское, великоустюжское и сарапульское), отчасти имеющие значение консисторий. Епархии подразделяются на благочиннические округа. Разделение епархии на округа и изменение их пределов зависит от епархиального
начальства. В каждом округе должно состоять от 15 до 35 приходских церквей. В благочинническом округе существуют должности благочинного, депутата духовенства и духовника духовенства, в большей части епархий, по распоряжениям епархиального архиерея благочиннические советы, а в некоторых и съезды духовенства. Вне епархиального строя русской церкви стоят церкви и
духовенство ведомства придворного и военного, а также монастыри-лавры (4) и ставропигиальные
монастыри (6). Церкви и духовенство придворного ведомства находятся в ведении духовника Их Величеств, военного в заведовании протопресвитера военного и морского духовенства,
лавры и ставропигиальные монастыри в непосредственном ведении Святейшего Синода. Церкви военного ведомства бывают переносные и постоянные; на военные суда назначаются временно иеромонахи. Число православного населения в пределах Российской Империи простирается до 80 миллионов обоего
пола. Оно распределяется по церквам приходским, соборным, общественных и государственных учреждений (учебных и благотворительных установлений, полков, тюрем и
т. п.) и монастырским. Приходов во всех епархиях ныне числится
около 37 000; соборных церквей, с прихожанами и без них 720; церквей при общественных и государственных учреждениях около 2000. Монастырей, штатных и заштатных, мужских 440, с 8000 монахов и 7500 послушников, женских 250, с 7000 монахинь и около 17 000 послушниц. К церквам принадлежат
миряне и лица белого духовенства; монашествующие состоят в монастырях и отчасти при архиерейских домах и духовно-учебных заведениях.
Прихожане церквей приходских и соборных составляют из себя общества, для участия в заведовании имуществами и хозяйством церквей и для благотворительной и духовнопросветительной деятельности. Духовенство белое и монашествующее есть особое состояние в государстве. К православному вероисповеданию в России принадлежит, главным образом, русское население (великороссы,
малороссы и белорусы), занимающее по преимуществу внутренние губернии империи, но рассеянное по всем областям и окраинам обширного неизменного пространства государства. Русское население Империи в огромном большинстве своего состава твердо сохраняет исконную преданность православной вере, закону Божию и церкви,
любовь к храмам и богослужению. В этих свойствах русского православного народа заключается неистощимый
источник стремлений его и русского правительства к "миру всего мира" и "к благосостоянию и соединению всех церквей", о чем ежедневно молится православная церковь. Приверженцы образовавшегося в русской церкви в конце XVII века раскола, называющие себя староверами или старообрядцами, разделяются на несколько, неодинаковых по числу приверженцев, групп. Эти группы
поповцы,
беглопоповцы и
беспоповцы. Общее их число, по отчету обер-прокурора Святейшего Синода за 1894 и 95 годы, простирается до 13 миллионов. Особенно сильна числом приверженцев, материальным богатством, множеством моленных и организацией, сходной с устройством православной церкви, категория старообрядцев, "приемлющих австрийское или белокриницкое священство". В этой категории принадлежит до 2/3 всех русских староверов, официально называемых раскольниками. Центром приверженцев "австрийской иерархии" служит Рогожское
кладбище в Москве; во главе их стоит уроженец Тагильского завода, Пермской губернии, именующий себя "Савватием, архиепископом московским и всея России"; под его ведением находится несколько лиц, называемых среди приверженцев их епископами (см. Раскол). Беспоповцы дробятся на множество разного названия толков и согласий. Между ними есть такие, которые образовались в XVII и XVIII веках
федосеевцы,
филипповцы, даниловцы, спасовцы,
перекрещенцы, нетовцы, немоляки, бегуны, неплательщики и прочие; есть и новые, явившиеся в недавнее
время чистяковщина,
пасхальники, отрицатели водного крещения и т. п. От "староверческих" вероисповедных "толков" отличаются, по своему положению в государстве, секты, признаваемые наиболее вредными в общественном отношении
молокане, духоборцы,
хлысты,
субботники и
жидовствующие,
мормоны, штундисты, "чтецы", "адвентисты 7-го дня" (хилиасты), еленушкина, или серафимовская,
секта (в Псковской губернии). Таким образом, в среде довольно значительной части русского народа существует религиозное, не соответствующее началам православия брожение, к умиротворению которого направлена миссионерская деятельность православной церкви и учреждены единоверческие церкви и приходы, с разрешением обрядов и богослужения по старопечатным книгам. Русская православная церковь стоит лицом к лицу не только с "расколом", но и к различным и многочисленным вероисповеданиям, христианским и нехристианским, покровительствуемым или дозволенным по государственному законодательству. Кроме православных, раскольников и сектантов, в России живут
христиане различных вероисповеданий (римско-католического, евангелическо-лютеранского, евангелическо-аугсбургского, реформатского разных видов, армяно-грегорианского, армяно-католического) и нехристиане, вероисповеданий еврейского (талмудисты и караимы), магометанского (сунниты и шииты), буддийского (ламаиты и шаманисты), Конфуциева учения и др. языческих. Среди инородцев и иноверцев живут и православные. В Финляндской епархии их около 50 тысяч, в Рижской епархии около 255 000, в Холмско-варшавской епархии около 410 000, в западнорусских епархиях около 4 000 000, в Грузинском экзархате около 1 300 000 душ. Среди инородцев, живущих в приволжских, приуральских и сибирских епархиях, православная
вера постепенно распространяется и утверждается посредством введения православного богослужения на инородческих языках и наречиях, распространения проповеди слова Божия и книг священных, богослужебных, учебных и духовно-нравственного содержания на тех же языках, а также посредством учреждения инородческих училищ под ведением церкви и через священнои церковнослужителей, и учителей, приготовленных церковью из среды инородцев.
Положение православной церкви в России до некоторой степени определяется числом населения империи, принадлежащего к другим вероисповеданиям: католическому 10 725 000 душ, лютеранскому около 4 1/2 миллиона, реформатскому около 22 000, армянскому около 800 000, еврейскому около 4 миллионов, магометанскому около 11 700 000, к языческим около 700 000 душ.
Православная русская церковь в отношении к иноверцам и русским раскольникам и сектантам действует посредством благовестнических миссий. Для поддержания ее миссионерской деятельности существует миссионерское
общество, с советом в Москве и с комитетами в епархиях. Миссии разделяются на внутренние, действующие в России, и заграничные.
В епархиях противораскольнические и противосектантские миссионеры состоят под руководством и управлением епархиальных архиереев. Миссии по отношению к инородцам-иноверцам имеют особую организацию, примененную к условиям инородческого быта: таковы миссии Астраханская, Киргизская, Алтайская, Чукотская, Камчатская и прочие.
Из заграничных миссий одни имеют целью благовестие православной веры среди иностранных подданных, исповедующих
язычество (Японская и Пекинская), а другие удовлетворению религиозных потребностей православных русских и иностранных подданных и поддержание единения русской церкви с иными поместными (Иерусалимская, Элладская, Константинопольская и те церкви, которые состоят при дипломатических миссиях).
В среде членов православной церкви учение веры и нравственности утверждается и укрепляется проповедованием слова Божия в церквах при богослужении и при исполнении треб, беседами внебогослужебных, преподаванием Закона Божия во всех учебных заведениях, воспитанием и образованием детей и юношества в многочисленных подведомственных церкви учебных заведениях школах грамотности и церковно-приходских, духовных училищах, семинариях и академиях руководительной пастырской деятельностью в среде взрослых, деятельностью духовно просветительных братств и обществ и богословской литературой.
Православная богословская и церковно-историческая
литература во всех отраслях и видах развивается в России в новейшее время в такой степени и объеме, как ни в одной из поместных православных церквей, и по своим достоинствам не уступает литературе заграничных инославных христианских вероисповеданий. Учебная литературная деятельность сосредоточивается по преимуществу около духовных академий и семинарий, а общепросветительская развивается, главным образом, трудами пастырей церкви. Для поощрения ученой и учебной литературы учреждены ученые степени с отличительными знаками и денежные премии. Для предупреждения уклонений ее от начал православия существует духовная
цензура. Право цензуры принадлежит, под главным ведением Святейшего Синода, санкт-петербургскому и московскому духовным цензурным комитетам, духовным академиям и епархиальным преосвященным или уполномоченным от них лицам. Русская церковь поддерживает общение, сношения и отношения с заграничными православными церквами, в особенности: с Константинопольской, Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской, Элладской, Сербской, Черногорской, Болгарской и Румынской, а временно и случайно и с прочими.
Отношения эти выражаются в обмене по разным случаям посланиями между Святейшим Синодом и представителями высших властей других поместных церквей, в содержании и пределах поместных церквей церковных учреждений (миссий, подворьев, храмов с притчами), в оказании пособий и пожертвований деньгами, утварью, книгами и т. п., в доставлении богословского образования присылаемым из-за границы лицам и прочим.
Содержание церкви и духовенства получается из различных источников. Приходское духовенство, сельское и городское, содержится на добровольное вознаграждение за требоисправления, обработкой церковных земель или доходами с них и, в некоторых местах, процентами с капиталов, если они пожертвованы на содержание причтов. "Причты более бедных приходов получают (весьма ограниченное) содержание от казны, но, к сожалению, еще далеко не все" (отчет обер-прокурора за 1894 и 1895 г.
, стр. 427). Святейший Синод располагает специальными средствами, годовой итог которых достигает 7 000 000 рублей. Эти средства процентный сбор с доходов всех церквей Империи, проценты с типографского и духовно-учебного капиталов, составившихся также от церквей, и
пособие от казны на духовно-учебные заведения.
Эти доходы и расходуются на духовно-учебные заведения и на типографии. Из государственного казначейства, по государственной росписи, в последние годы ассигнуется на содержание центральных учреждений при Святейшем Синоде, архиерейских домов, кафедральных соборов, викарных епископов, духовных консисторий, монастырей, городского и сельского духовенства, миссионеров, духовно-учебных заведений, церковно-приходских школ и духовных учреждений за границей до 18 миллионов рублей.
См. "Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 1890 1895 г." (Санкт-Петербург, 1891 98);
Иван Преображенский, "Отечественная церковь по статистическим данным, 1840 1891" (Санкт-Петербург, 1897); И. Покровский , "Русские епархии в XVI XIX веках" (Казань, 1897); А. Доброклонский, "Руководство по истории русской церкви" (выпуск 4, синодальный
период, 1700 1890 годы,
Москва, 1893 г.: статьи и ежегодные обозрения состояния церкви в духовных журналах "Церковных Ведомостях", "Церковном Вестнике" и прочих. М. Горчаков. .