Исторический словарь - россия разд. социология
Россия разд. социология
Главной задачей русской социологии в семидесятых годах было, с одной стороны, применение к изучению общественных явлений принципов эволюционизма, потребовавшее критики основных положений Спенсера и дарвинистических взглядов в социологии, а с другой разработка сравнительным методом данных этнографии, фольклора, доисторической археологии и истории культуры, в целях социологического знания.
Из отдельных важных вопросов русские социологи этого периода занимались в особенности ролью личности в истории и определением того законного субъективизма, который неизбежен в социологии. К этому времени относятся первые социологические работы П.Л. Лаврова (под псевдонимом Миртова) и Н.К. Михайловского , а также и "Социологические этюды" С.Н. Южакова . Несколько позднее приняли участие в разработке социологических вопросов представители университетской науки. Уже в 1870 г. в диссертации В.П. Сергеевича: "Задача и метода государственных наук" Конту и его социологическому методу было отведено почетное место. В восьмидесятых годах Н.
И. Кареев сделал предметом своей докторской диссертации ("Основные вопросы философии истории") применение новых социологических взглядов к старой проблеме философии истории, а с начала девяностых годов читал в Санкт-Петербургском университете и небольшие социологические курсы (из них образовалась книга: "Введение в изучение социологии"). Социологическое мышление сильно сказалось на общих теориях права С.А. Муромцева и Н.М. Коркунова . Другое направление социологии на университетской кафедре в Москве было представлено юристом М.М. Ковалевским , который изложил свои основные взгляды в брошюре: "Историко-сравнительный метод в социологии и приемы изучения права" и написал ряд работ по эволюции социальных форм. То же направление представлял собой и экономист Н.И. Зибер ("Очерки первобытной экономической культуры"). Оба направления социологии только дополнялись одно другим и даже в тех случаях, когда расходились между собой по отдельным пунктам, не вступали во враждебные отношения. В девяностых годах в русской социологии произошел раскол. Именно в это десятилетие выступили в литературе представители экономического материализма, напавшие на "субъективную школу", как на школу, с их точки зрения, ненаучную и отсталую (П.Б. Струве , Н. Бельтов и другие). Господствовавшее до тех пор в русской социологии направление, стремившееся к синтезу позитивизма Конта, эволюционизма Дарвина и Спенсера, экономических формул Маркса, сравнительно-исторического изучения культурных и социальных фактов и современных этических и социальных идей, ближайшую основу социологии полагало в психологии, понимая это слово в самом широком смысле. Новое направление, опирающееся главнейшим образом на Маркса и Энгельса, основу всего общественного развития усматривает в экономических отношениях. В полемике, вызванной появлением этого нового направления, особенно важное место (кроме, конечно, вопроса о взаимных отношениях между экономикой и другими сторонами общественной жизни) принадлежит вопросам о роли личности в истории и о субъективизме в социологии. Субъективную школу экономические материалисты отожествляют с "народничеством", но их противники протестуют против этого. Сочинения по социологии (в алфавитном порядке): Арнольди, "Задачи понимания истории"; Бельтов, "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю"; Глинка , "Наука о человеческом обществе"; Де-Роберти , "Социология"; Зверев , "Основания классификации государств в связи с общим учением о классификации"; Зибер, "Очерки первобытной экономической культуры"; Каблиц , "Основы народничества"; Кареев, "Основные вопросы философии истории", "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", "Историко-философские и социологические этюды", "Старые и новые этюды об экономическом материализме", "Введение в изучение социологии"; М. Ковалевский, "Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права", "Современный обычай и древний закон", "Первобытное право", "Очерк происхождения семьи и собственности"; Коркунов, "Лекции по общей теории права"; Лесевич , "Опыт критического исследования основоначал позитивной философии"; Лилиенфельд , "Мысли о социальной науке будущего"; Миртов (Лавров), "Задачи позитивизма и их решение", "Исторические письма", "Опыт истории мысли", "Цивилизация и дикие племена", "Формула прогресса господина Михайловского", "До человека"; Милюков , "Очерки по истории русской культуры" (введение); Михайловский, "Аналогический метод в общественной науке", "Что такое прогресс?", "Борьба за индивидуальность", "Герои и толпа", "Орган, неделимое, общество", "Теория Дарвина и общественная наука", "Идеалы человечества и естественный ход вещей", "Политическая экономия и общественная наука" и многое другое; Муромцев, "Очерки общей теории гражданского права", "Определение и основное разделение права"; Николаев , "Активный прогресс и экономический материализм"; Оболенский , "Организм и органическая теория", "Личность и прогресс", "Субъективный и объективный методы в социологии", "Что такое прогресс?", "Самосознание классов в общественном прогрессе", "Новый раскол в нашей интеллигенции", "Народники и марксисты"; Писарев , "Исторические идеи Огюста Конта"; Сергеевич, "Задача и метода государственных наук"; Слонимский , "Основные вопросы политики"; Смоликовский, "Учение О.Конта об обществе", "Изложение начал позитивной философии и социологии Конта"; Стронин , "История и метод", "Политика, как наука", "История общественности"; Струве, "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии Р."; Чичерин , "Социология"; Южаков, "Социологические этюды", "Общежитие и обществоведение"; Юзов (Каблиц), "Социологические этюды".
Весьма обширна переводная литература по социологии (сочинения Милля, Спенсера, Тарда, Фулье, Гиддингса и других); в скором времени будет издан и русский перевод Конта. Более подробные указания на оригинальную и переводную литературы см. в "Введении в изучение социологии", Кареева. Н. К. .