Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - рубинштейн ида львовна

Рубинштейн ида львовна

(1885, Петербург 20.9.1960, Ване, Франция) танцовщица и актриса. Из любителей. В 1907 художник Л. Бакст познакомил ее с М. Фокиным, согласившимся давать девушке из очень богатой семьи частные уроки танца. Ученица оказалась настойчивой. Намерившись сыграть Саломею и появиться в «Танце семи покрывал», она прилежно занималась и даже ездила летом вслед за педагогом в Швейцарию ради ежедневных уроков.

По свидетельству самого Фокина, успехи ее в танце были невелики. Однако совместная работа дала воможность понять неординарность ее внешних и актерских данных, чтобы использовать их в предстоящих постановках. В 1908 Фокин почти одновременно сочинял балет «Египетские ночи» и танцы к трагедии О.Уайльда «Пляска царевны». Предполагалось, что Р.

будет участвовать в обеих постановках, исполняя роли Клеопатры и Саломеи. Роль Клеопатры хореограф задумывал и воплощал специально в расчете на пластические возможности непрофессиональной танцовщицы. Однако Р. получила роль позднее, в спектакле дягилевской антрепризы. В Петербурге же она реализовала свое желание выйти на сцену в «Танце семи покрывал».

Музыку к нему в спектакле В. Мейерхольда для Михайловского театра написал А. Глазунов. Оформление и костюмы принадлежали Баксту. Спектакль из-за запрета Синода не был доведен до конца: публике был показан только «Танец семи покрывал» 3.11.1908 в Михайловском театре (благотворительный спектакль) и 21 декабря в Большом зале Петербургской консерватории.

Впечатление от него было меньшим, чем от аналогичного номера в фокинской «Эвнике», исполненного двумя годами раньше А.Павловой. Реванш Р. взяла в «Египетских ночах» А,Аренского с оформлением Бакста, шедших в парижских Русских сезонах под названием «Клеопатра» (2.6.1909, театр Шатле). Новое название отражало происшедшие в спектакле перемены, иные акценты, замену благополучного финала трагическим. В итоге в центре балета оказалась Клеопатра-Р., заслонив Таор-Павлову. Высокая, неправдоподобно тонкая фигура, красивое бесстрастное лицо все в облике этой хрупкой, похожей на натянутую струну женщины было необычно, влекло обещанием упоительных контрастов, пугало леденящей отрешенностью. Клеопатра появлялась на носилках, ее медленно вынимали из них и осторожно ставили на высокие котурны. Тело, скрытое покровами, едва угадывалось. Рабыни неторопливо разматывали драгоценные шали, оставляя последнюю прозрачную дымку голубой ткани. Неподвижная фигура царицы в голубом парике наконец оживала: Клеопатра мановением руки отбрасывала это последнее покрывало, представая полуобнаженной, во всеоружии жестокой красоты, царственного великолепия и роскоши. Струящиеся ткани облегали фигуру, каждый шаг открывал ногу утонченной красоты по словам А.Левинсона, «более длинную и стройную, чем у сказочных образов прерафаэлитов». Изобразительность преобладала. Жесты были редки и каждый выверен. Величественная красота подавляла и завораживала.Р. на этой парижской премьере имела большой успех и по сути впервые в полный голос заявила о своем необычном таланте. Эротический образ дивы, торжество красоты женщины-вамп отныне сопутствовали исполнительнице. В «Шехеразаде» Н.Римского-Корсакова, также поставленной Фокиным (4.6.1910, «Grand-Орбга», Париж), Р. исполнила роль Зобеиды, любимой жены шаха Шахриара, Декорации Бакста контрастом изумрудных стен и алых ковров создавали удушливо-чувственную атмосферу гарема, освещенного висящими на цепях фонарями. Выразительным был костюм Зобеиды длинные шаровары, по словам критика, символизировали «жестокое, как жало пчелы, сладострастие». Скупая пластика героини приковывала внимание к малейшему жесту, выглядевшему чрезвычайно значительным, контрастно оттенялась подвижностью раба-любовника {В.Нажинского) и разгулом оргии. Фокин свидетельствовал в мемуарах, что Р. достигала большого впечатления «самыми экономными, минимальными средствами. Все выражалось одной позой, одним жестом, одним поворотом головы. Зато все было точно вычерчено, нарисовано. Каждая линия продумана и прочувствована». Этот спектакль был последним в сотрудничестве Р. с С.Дягилевым. Успех подогрел ее честолюбивые желания, и она организовала свою труппу, заняв в ней ведущее положение. В парижских Русских сезонах Р. выступила еще лишь однажды в 1920 в благотворительном спектакле. Шла та же «Шехеразада», но былого впечатления актриса уже не произвела. Р. начала самостоятельную деятельность с постановки пятиактной мистерии «Мученичество Святого Себастьяна» с текстом Г. ДАннунцио и музыкой К.Дебюсси (22.5.1911, театр Шатле, Париж). Она сама сочиняла хореографию и исполняла заглавную роль. Оформление снова принадлежало Баксту, Спектакль представлял собой подобие кантаты с оперными и балетными сценами. В нем была сделана попытка соединить элементы культа Адониса с христианством.

Необычность ситуаций, в которых соседствуют чувственность, страдание, пряная экзотика, помогали достигать зрелищных эффектов. Картинность преобладала, составляя главный интерес. Статуарная пластика выгодно подавала возможности актрисы, как всегда строилась на чрезвычайно эффектной внешности исполнительницы и выверенности ее расчетливых жестов. В том же году для труппы Р. режиссер А.Санин поставил «Елену Спартанскую» Д.Северака и Э.Верхарна (также в театре Шатле), Продолжилось и сотрудничество Р. с Фокиным. Постановка пьесы Г.ДАннунцио «Пизанелла или Душистая смерть» (20.

6.1913, театр Шатле) с музыкой итальянского композитора И.Парма объединила тех, кто встретился в работе над трагедией О.Уайльда в Петербурге. Режиссером был Мейерхольд, художником Бакст, хореографом Фокин.Р. исполняла роль Пизанеллы, В спектакль было включено много танцев. В финальном 7 нубеянок окружали пляшущую героиню и душили ее весьма необычным способом охапками роз.

После 1-й мировой войны Р. появлялась в различных пьесах как драматическая актриса. В 1924 она станцевала в балете «Истар» Л.Стаатса («Grand-Opera», Париж). В 1925 пригласила известных танцовщиков Л.Шоллар и ее мужа, А.Вильтзака, для совместных выступлений, и они ради этого сотрудничества покинули дягилевскую антрепризу. В 1928 организовала новую труппу, просуществовавшую год и снова возрождавшуюся в 1931 и 1934. Исполняла ведущие роли в специально созданных для нее в 1928 постановках («Пиршества Психеи и Амура» на музыку И.С.Баха, «Болеро» М.Равеля, «Поцелуй феи» И.Стравинского все с хореографией Б.Нижинской, «Давид» А,Соге с хореографией Л.Мясина]. И в следующие годы круг хореографов, ставивших для Р., почти не обновлялся. Репертуар актрисы пополнялся спектаклями: «Вальс» Равеля с хореографией Нижинской (1929), «Амфион» А.Онеггера с хореографией Мясина (1931). К.Йосс поставил для Р. мелодраму в трех актах «Персефона» с музыкой Стравинского, оформлением А.Барзака (30.4.1934 «Grand-Opera», Париж). Целый вечер одноактных балетов создал для труппы Р. Фокин: «Семирамида» с музыкой Онеггера, «Диана де Пуатье» с музыкой Ж.Ибера, «Болеро» и «Вальс» Равеля; оформление принадлежало А.

Бенуа (3.5.1934, «Grand-Opera», Париж). Ее партнерами были КЛейстер и А.Вильтзак. Покинула сцену в 1935. Состояние, которым она располагала, позволяло ей заказывать музыку известным современным композиторам и тем вступать в конкуренцию с всесильным Дягилевым, а нередко переманивать к себе его прежних сотрудников, как это случилось со Стравинским.

Сочиненные по ее заказу, но не воплощенные на сцене партитуры Р. передала в «Grand-Opera». Среди них были произведения Мийо, Клоделя, Онеггера, Ибера. Последние единичные выступления состоялись в Базеле в 19 38 и Орлеане в 1939 в спектакле «Жанна дАрк на костре» Онеггера и Клоделя. Снималась также в кино. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое рубинштейн ида львовна
Значение слова рубинштейн ида львовна
Что означает рубинштейн ида львовна
Толкование слова рубинштейн ида львовна
Определение термина рубинштейн ида львовна
rubinshteyn ida lvovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):