Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - рустамиды

Рустамиды

Династия имамов Тахарта (Алжир), правившая в 777-909 гг. История Рустамидов это история небольшого хариджитского государства, существовавшего на протяжении 130 лет на территории современного Алжира. Секта хариджитов, как известно, возникла в Аравии, еще в середине VII столетия в разгар борьбы между четвертым правоверным халифом Али и родоначальником династии Омейядов Муавиййей I. Поводом к тому послужило согласие халифа Али на третейское разбирательство. Часть его сторонников, разочарованная нерешительностью своего вождя, покинула тогда его войско. Они и стали называться хариджитами (буквально переводится как "выходящие"), и в дальнейшем образовавшие самостоятельное течение в исламе. Согласно учению хариджитов, власть халифа не могла считаться наследственной. Община имела полномочия назначать халифом любого правоверного, который этого достоин, независимо от расовых привилегий "даже если он черный раб". Хариджиты придерживались крайних требований морали и считали, что вера ничего не значит, если не сопровождается делами, поэтому всякий, кто совершил смертный грех, должен рассматриваться как вероотступник. Основателем династии Рустамидов был знатный перс Абд ар-Рахман ибн Рустам сподвижник хариджитского имама Абу-л-Хаттаба, которому в середине VIII века удалось на короткое время объединить под своей властью земли от Триполитании (Ливии) до Ифрикии (Тунис). В 758 г. Абу-л-Хаттаб назначил Абд ар-Рахмана своим наместником в Кайруане. Но в 761 г. Кайруан, завоеванный наместником Египта Ибн ал-Ашасом, вернулся под власть омейядского халифа. Абд ар-Рахман вместе с частью хариджитов бежал на запад и основал на склоне Джебель-Джоззуля город Тахарт (в настоящее время Тагдемт). В 777 г. последователи возвели Абд ар-Рахмана в сан имама, положив тем самым начало государству Рустамидов. В следующие годы Тахарт стал быстро заселяться. Причем переселенцы прибывали сюда из самых отдаленных областей халифата, привлеченные как изобилием плодородных земель, так и слухами о справедливом государственном устройстве хариджитского имамата. Вскоре все окрестные земли были орошены и стали обрабатываться, а сам город превратился в важный центр африканской торговли. (В конце жизни Абд ар-Рахмана делегация иранских хариджитов отмечала в своем донесении, что Тахарт изменился во всех отношениях здесь появились дворцы, плодовые сады, мельницы, хорошо экипированная конница, большое количество рабов и слуг.) Во главе местной хариджитской общины стоял имам, который управлял государством, толковал законы, отправлял правосудие, возглавлял молитвенные собрания и взимал десятину, вносившуюся как милостыня. Правил он согласно Корану и должен был вести аскетический образ жизни. Сохранилось предание, что сам Абд ар-Рахман (который позже считался идеальным хариджидским имамом) своими руками заделывал щели на террасе и белил потолок. Из обстановки в его комнате была только подушка, на которой он спал, его сабля и пика, а в другой части дома стоял привязанным его конь. Абд ар-Рахману наследовал его сын Абд ал-Ваххаб. Его утверждение на престоле (противоречащее одному из главных принципов хариджизма о выборности имамов) прошло не без борьбы. Целый месяц длился спор по поводу двух кандидатов: Абд ал-Ваххаба и Масуда ал-Андалуси. В конце концов предпочтение было отдано первому. Но сильная оппозиция сохранялась. Дело дошло до вооруженного столкновения с кочевыми племенами, которые хотели прорваться в город и силой низложить неугодного им имама. Однако кочевники были отражены с большим уроном, и Абд ал-Ваххаб утвердился у власти. В 812 г. он попытался овладеть Триполи, некоторое время осаждал город, но не смог его взять. Только после смерти Ибрахима I основателя тунисской династии Аглабидов вся Триполитания без боя перешла под власть Тахарта. Это послужило укреплению авторитета Рустамидов в областях между Тахартом и Триполи, особенно в Джериде и части Заба. Чтобы закрепить престол за своими потомками, Абд ал-Ваххаб еще при жизни передал многие государственные дела в ведение сына Афлаха, который и наследовал ему в 823 г. Переход власти на этот раз произошел без всяких конфликтов. Зато имаму пришлось подавлять сепаратистские выступления в Триполи, где тамошние хариджиты провозгласили имамом своего ставленника Халафа. В 836 г. дело дошло до открытой войны, в которой триполитанцы потерпели поражение. После смерти имама Афлаха у власти, при поддержке влиятельного племени нафуса, утвердился его сын Абу Бакр. По свидетельству хроник, этот имам не отличался никакими личными достоинствами, открыто предавался наслаждениям, любил поэзию и историю. Всеми делами вместо него распоряжался его фаворит Мухаммад ибн Арфа. Брат имама Абу-л-Йакзан Мухаммад, получивший должность градоправителя, своей скромностью и усердием вскоре заслужил любовь населения. Тогда он стал вести осторожную интригу в свою пользу и прежде всего оговорил Мухаммада ибн Афра. Имам стал подозревать своего бывшего любимца и приказал тайно убить его. Весть об этом злодеянии вызвала возмущение в городе. Началась война между сторонниками имама (прежде всего это было племя нафуса) и их противниками, продолжавшаяся семь лет. В конце концов Абу Бакр вынужден был бежать из столицы. Власть перешла к Абу-л-Йакзану. Междоусобия оказались губительными для государства. Богатый Тахарт был сильно разорен, владения его сократились. Триполитания вновь попала под власть Аглабидов, своя наследственная династия эмиров утвердилась в области Джебель-Нфуса.

В 894 г. Абу-л-Йакзану наследовал его сын Абу Хатим. При нем в 896 г. нафуса потерпели сокрушительное поражение от аглабидского эмира Ибрахима II. Это подорвало господствующее положение племени, бывшего на протяжении долгого времени опорой имамов. Противники Абу Хатима выступили против него с оружием в руках. Имам бежал из города и стал собирать войско среди кочевых племен.

Чтобы расколоть единство Рустамидов, горожане провозгласили имамом младшего сына Афлаха, Йакуба. После этого начались переговоры о мире. Оба имама были вынуждены отречься от власти. Следующие четыре года делами в городе управляли попеременно шейхи племен хуввара и мазата. Только в 901 г., подкупив многих горожан, Абу Хатим смог вернуть себе власть. Как можно заключить из хроник, к этому времени хариджиты были уже далеко не единственными жителями Тахарта. Абу Хатим лояльно относился ко всем течениям ислама и не давал своим единоверцам никаких льгот. Он вынашивал планы превращения своего имамата в обычное светское государство, но этому замыслу не суждено было осуществиться. В 907 г. имам был убит своими племянниками, которые передали власть их отцу Йакзану, младшему брату Абу Хатима. Дочь убитого обратилась за помощью к командующему войском магрибинских шиитов. Вскоре те явились под стенами Тахарта. В 909 г. город сдался без боя. Имам Йакзан был казнен вместе со своими родичами. Правлению Рустамидов пришел конец. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое рустамиды
Значение слова рустамиды
Что означает рустамиды
Толкование слова рустамиды
Определение термина рустамиды
rustamidy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):