Исторический словарь - рябушинский владимир павлович
Рябушинский владимир павлович
(29.6.1873, Москва 7.10.1955, Париж) промышленник и банкир. Из семьи хлопчатобумажных фабрикантов, брат Д.и П.Рябушинских. Образование получил в Московской Практической академии коммерческих наук (1891), стажировался в Гейдельбергском университете в области истории философии, литературы и искусства. В 1894 вступил в семейное дело «Товарищество мануфактур П.М.Рябушинского с сыновьями» (основано в 1887, основной капитал к 1914-5 млн. руб., владело хлопчатобумажным комбинатом близ Вышнего Волочка Тверской губ.). Директор правления Харьковского Земельного банка (1901), совладелец банкирского дома «Братья Рябушинские» (1902), председатель правления созданного на его основе Московского акционерного коммерческого банка (1912). Активно участвовал в общественно-политической жизни России начала XX в. Конституционный монархист по убеждениям, в 1905 вместе с братом Павлом вошел в ЦК «Союза 17 октября», один из инициаторов создания в конце 1905 Торгово-промышленной партии (вскоре распалась). В 1912 избран в состав Московского отдела ЦК Прогрессистской партии. В 1911-12 на средства Р. был издан сборник «Великая Россия» (KH.I-IL М.,1911-12: под общей ред.П.Струве), лейтмотивом которого являлся призыв к восстановлению нарушенного русско-японской войной статуса России как великой военной державы. «Подъем военной мощи России, писал Р. во вступительной статье к изданию, неразрывно связан и с будущим культурным процветанием». В период 1-й мировой войны добровольцем отправился на фронт, организовав подвижной автоотряд. Был ранен, за участие в боевых действиях награжден орденом Св.Георгия 4-й степени и произведен в офицерский чин. Находился в армии вплоть до окончания военных действий. В октябре 1918 участвовал в Ясском совещании представителей небольшевистской России и держав Антанты, на котором обсуждались перспективы борьбы с большевизмом ввиду близившегося окончания войны. Осенью 1920 приглашен в качестве эксперта на организованное генералом Врангелем в Севастополе экономическое совещание. После «крымской катастрофы» эвакуировался в Константинополь, затем осел во Франции. Вошел в Совет организованного в 1921 в Париже Российского Торгово-промышленного и Финансового союза, но активной роли в политической жизни российского зарубежья не играл. Старообрядец Рогожского прихода по семейному вероисповеданию, он посвятил себя сохранению русского духовного наследия в эмиграции. В 1925 в Париже по инициативе Р. и при содействии лучших художественных (Д.Стеллецкий, И.Билабин, А.А.Бенуа и др.) и общественных сил (П.Муратов, кн.Г.Трубецкой, кн.С.Щербатов и др.) было основано общество «Икона», которое Р. возглавлял до конца жизни. Общество, поставившее своей целью сберечь и развить традиции русского иконописания, организовало более 30 художественных выставок во многих странах мира.Р. вместе с братом Сергеем руководил богословско-литургическим отделением Общества. Силами членов Общества проектировались и расписывались храмы русской диаспоры во Франции (Сергиевское подворье в Париже, церковь на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа), Бельгии (храм-памятник на русском военном кладбище в Мурмелон-леГра), Финляндии (собор в Хельсинки) и др. В эмиграции Р. опубликовал ряд статей по истории русской иконы, книгу «Старообрядчество и русское религиозное чувство» (Жуанвиль-ле-Пон, 1936), ценные воспоминания о московском купечестве. Говоря о причинах интереса к русской иконе на Западе, в качестве главной называл «болыпевицкую революцию»; «Она выбросила в мир массу русских людей с их иконным религиозным и бытовым обиходом и с тем иконным энтузиазмом, который уже с чисто художественной, не религиозной только точки зрения, стал разгораться в России в кругах, любящих искусство». «Эмиграция, писал он в другой статье, принесла с собой или, вернее, в самой себе идею и веру христианского православия и приняла, поняв его значение, возрождение иконописания». Решающее значение в деле сохранения народной души в «подъяремной России» он придавал старообрядческому религиозному чувству, призванному противостоять «сатанинской прелести»: «В России идет сейчас отчаянная борьба за душу, борьба еще более грозная, чем та, которая шла при Петре: тогда удалось только частично искалечить душу русского народа теперь хотят добить ее окончательно... Одолеет ли в этой борьбе, отстоит ли свою душу русский народ лишь тогда, если во всем нем возродится и разгорится старообрядческий дух». Оставаясь непримиримым противником большевизма, в 1930 опубликовал в прессе статью «Необходимая война» (Возрождение, 1930, 7 июня), в которой призывал правительства европейских стран к военной интервенции в Россию, поскольку крестьянство вследствие проводимой коллективизации полностью отошло от советской власти. В связи с этой публикацией имя Р. фигурировало на процессе по т.н. делу «Промпартии» в конце 1930. Главный обвиняемый профессор Л.Рамзин под давлением обвинения (прокурор Н.Крыленко) заявил, что в 1 927 в Париже встречался с Р.
, якобы обещавшим финансовую помощь организации от «Торгпрома». Р. выступил с официальным опровержением в эмигрантской прессе (Возрождение, 1930, 22 нояб.), подчеркнув, что никаких контактов с Рамзиным не имел. В дальнейшем отверг идею военной интервенции против Советской России; в период гитлеровской оккупации Франции, находясь в Париже, отказывался от предложений сотрудничества с фашистским режимом.
В последние годы жизни, почти потеряв зрение, работал над книгой о русских иконах, оставшейся неопубликованной. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое рябушинский владимир павлович
Значение слова рябушинский владимир павлович
Что означает рябушинский владимир павлович
Толкование слова рябушинский владимир павлович
Определение термина рябушинский владимир павлович
ryabushinskiy vladimir pavlovich это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):