селение на Донце восточнее города Харькова и на
юг от Белгорода. В 1900 г.
учитель местной школы В.А. Бабенко обнаружил
около С. Верхнего и раскопал несколько катакомбных погребений с инвентарем особого типа. Ввиду того, что подобные памятники были обнаружены несколько раньше и на Дону близ устья Тихой Сосны у дер. Маяки, в науке появился
термин "Салтово-маяцкая археологическая культура". Дальнейшие разведки и
раскопки обнаружили: 1) что Салтово-маяцкая материальная
культура зародилась в первые века по р. Хр. на Сев. Кавказе в оседлых центрах Асаланского государства; 2) что она в VI в. проявляется в болгарской Добрудже, т.е. там, где к тому времени обосновалась
часть смешанного населения Асалании, ушедшего с Гуннами в Европу, 3) что здесь она появилась в одном из типов
той же культуры в несколько более развившемся виде (Абоба, Плиск, Нови Пазар), 4) что появление памятников той же культуры на Донце датируется VII! веком и по-видимому совпадает со временем переселения с Дуная на север в Артану 208 тысяч Склавинов, которые со всем данным состояли из б. Кавказских Славян, Черных Болгар и Асов-аланов. По Краткой истории константинопольского патриарха Никифора, это произошло в 764 году и они поселились в Артане, что по-тюркски значит "Задонщина"; 5) что, распространяясь дальше на север и
восток, носители Салтово-маяцкой культуры к началу IX в. появились на Дону и в
Приазовье (И.И. Ляпушкин, Памятники Салтово-маяцкой культуры). Таким образом, они обосновались в западных пределах Казара в самый расцвет его государственной жизни; 6) что предметы этой культуры могли принадлежать и Сев. Кавказским Славянам, никогда не подчинявшихся Киеву. Новые поселенцы принесли с собой некоторые европейские навыки, а между ними неизменный гончарный
круг и кладку стен из правильно обтесанных блоков камня. В 965 г.
Казар пал под ударами войск киевского князя Святослава. От этого времени в районах распространения Салтово-маяцкой культуры на Донце и на Дону остались развалины 12 крепостей и замков, а также пожарища двух сотен укрепленных и неукрепленных селищ с разбросанными повсюду трупами.
Осталось также враждебное отношение по-донского населения к Киеву, нашедшее отражение в разгроме Томаторканцами войск киевского князя Ярослава под Лиственом (1023 г.) и в выступлении Бродников по стороне Татар в 1223 г. (см. Калка). Однако разрушение всех этих поселений не означает, что в них погибло и все население. Без следа исчезли только Чернью Болгары, Ясов же (Асов-аланов) и Подонских Славян (Бродников) источники упоминают и после X века.
Через 16 лет после падения Казара персидская география Гудуд ал Алэм указывает Бродников на Среднем Дону между Хопром и Волгой. Вместе с тем, политические перемены, разрушение прежних центров, появление Русов-киевлян, преобладающее значение киевского рынка, послужили причиной почти полного исчезновения в жизни Подонья предметов Салтово-маяцкой материальной культуры.
Литература: М.И. Артамонов.
История Хазар,
Ленинград, 1962; М.И. Артамонов.
Саркел -Белая
Вежа, Труды Волго-Донской археологической комиссии
т. I, МИА 62; И.И. Ляпушкин. Памятники Салтово-маяцкой культуры, там же; С.А. Плетнева. От кочевий к городам (Салтово-маяцкая культура),
Москва 1967; Г. Губарев. Предки наших предков, "Казак", №№ 66, 68, 71, 74,
Париж. 1962-1963. .