Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - санин (наст. фам. шёнберг) александр акимович

Санин (наст. фам. шёнберг) александр акимович

(1869, Москва 8.5.1956, Рим) режиссер, актер. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1887 встретился с К.Станиславским: играл в любительских спектаклях Общества искусства и литературы под псевдонимами Бежин и Санин, ставил массовые сцены в «Уриэле Акосте» КТуцкова, «Горькой судьбине» и «Самоуправцах» А.Писемского. С момента основания Художественного театра (1898) входил в его труппу. Сорежиссер Станиславского в первых спектаклях театра: «Царь Федор Иоаннович» (автор народных сцен, в том числе сцены на мосту через Яузу, исполнитель роли боярина Луп-Клешнина) и «Смерть Иоанна Грозного» А.К.Толстого, «Венецианский купец» Шекспира, «Потонувший колокол» Г.Гауптмана (сыграл Водяного), «Самоуправцы», «Снегурочка» А.0стровского. Самостоятельно осуществил постановку «Антигоны» Софокла (1899). Женился в марте 1902 на Л.Мизиновой, ставшей постоянной помощницей С. в осуществлении его режиссерских замыслов.

В 1902-7 режиссер, актер и преподаватель сценического искусства в Александрийском театре. Поставил в первом сезоне «Дмитрия Самозванца и Василия Шуйского» Островского; Ю.Юрьев вспоминал, как на репетиции сцены народного бунта С. «сбросил с себя пиджак, забрался на стул и, не щадя голоса, в азарте поднимал настроение, воодушевлял участвующих, доводил исполнителей до такой стихийной силы, что положительно жутко становилось сидеть в зрительном зале...»: отмечал Юрьев и пристрастие С. к «натуральным ужасам» крови, выстрелам, трупам. Другие постановки С. в этом театре: «Не в свои сани не садись» (1903) и «Горячее сердце» (1904) Островского. В дальнейшем был режиссером петербургского Старинного театра (1907-9, мистерии «Три волхва» и «Действо о Теофиле» Н.Евреанова), театра на Офицерской (1909-10), Свободного театра КМарджанова (1913-14, «Сорочинская ярмарка» М.Мусоргского «образец театрального реализма в опере», по словам одного из зрителей), Московского драматического театра Суходольских (1914-15), Большого и Мариинского театров, Театра музыкальной драмы. Называл себя «театральным скитальцем», что было отчасти следствием склонности С. к интригам (против Вл.Немировича-Данченко, П.Гнедича). В воспоминаниях современников немало свидетельств его неискренности, «фиглярства», самолюбования и самовосхваления, «демагогических приемов» в общении с актерами, но также исключительной неутомимости и самоотдачи. Для одних он «яркая, красочная фигура», для других носивший маску «чудака-энтузиаста, человека не от мира сего, живущего только во имя «святого искусства» (В.Шверубович). Участник организованных С.

Дягилевым Русских сезонов в Париже и Лондоне. После постановки в 1908 на сцене «Grand-Орбга» «Бориса Годунова» Мусоргского с Ф.Шаляпиным в главной роли французская газета писала о С,: «Этого нового человека надо оставить у нас ценою золота». В театре Шатле С. поставил «Хованщину» Мусоргского и «Псковитянку» Римского-Корсакова (1909), «Елену Спартанскую» Э.

Верхарна и «Саломею» О.Уайльда (1911), в Театре Елисейских полей и в лондонском «Drury Lane» «Бориса Годунова», «Псковитянку», «Соловья» И.Стравинского. Сблизился с А.Южиным, который считал С. «гениальным по стихийному чувству театра», фактически стал главным режиссером Малого театра. В 1917 самая значительная работа С. постановка в Малом театре «Посадника» А.

К.Толстого (А.Луначарский утверждал, что этот спектакль явился «предвестником большевизма» на театральной сцене). Там же С. поставил «Лес» и «Бешеные деньги» Островского, «Электру» Г.Гофмансталя, «Собаку садовника» Лопе де Беги, «Ричарда III» Шекспира, «Горе от ума» А.Грибоедова, «Оливера Кромвеля» Луначарского. В 1922 выпустил несколько спектаклей в бывшем театре Корша: «Лукреция Борджиа» В.

Гюго, «Сирано де Бержерак» Э.Ростана, «Король и цирюльник» Луначарского. В Большом театре поставил сцену веча в «Псковитянке», «Князя Игоря» А.Бородина (1917) и «Кармен» Ж.Бизе (1922). Всегда тяготевший к монументальности, С. прославился прежде всего как мастер выразительных, живописно и объемно завершенных «диагональных» мизансцен, служивших источником динамической энергии спектакля.

По словам Е.Полевицкой, «он терпеть не мог горизонтальной, спокойной, как равнина, линии массы; он всегда старался сломать ее, эту горизонтальную плоскость толпы, делал ее неровной, со сломанными, неспокойными очертаниями массивов..,»: он умел превратить равнодушных статистов «в целеустремленный, бурлящий, наэлектризованный, темпераментный организм, рвущийся к действию».

К этому же времени относится работа С. в кино: первый неудачный опыт «Девичьи Горы» и получивший европейскую известность фильм «Поликушка» по Л.Толстому, где снялся И.Москвин. В конце 1922 С. выехал с больной женой в Берлин. Впоследствии не раз говорил, что не хотел навсегда покидать Россию, сетовал (в одном из писем): «Разметала нас всех сейчас судьбина, как каких-то калик перехожих, по всему миру».

За границей продолжал вести жизнь «странника» и почти целиком посвятил себя опере, соединив в своих постановках оперное начало с мистически-религиозным. Вместе с певицей М.Куэнецовой-Бенуа проводил в 20-е сезоны «Русской оперы» в театрах «Liceo» (Барселона) и «La Scala» (Милан).

Работал также в театрах «Grand-Opera», «Real» (Мадрид), «Colon» (Буэнос-Айрес), «Metropolitan Opera» (Нью-Йорк), «Театро Реале» (Рим), в театрах Генуи и Палермо; иностранные антрепренеры и артисты высоко ценили его эрудицию, культуру и вкус. С неизменным успехом шли поставленные С. на разных сценах «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, которого он открыл итальянской и испанской публике.

Особенно любил Испанию, напоминавшую ему Россию. В письме из Барселоны (1928) он сообщал театральному критику А.Плещееву: «Сезон вышел глупый, убийственный по совокупности условий для труда и творчества, но все тяготы забыты перед триумфом русского имени, дела, чести, культуры». По свидетельству певицы М.Давыдовой, итальянские актеры спустя много лет не позволяли изменить мизансцены «гран Санин». А.Бенуа писал, что сцена у С. «жила так, как нигде, ни в каком театре, и даже у Рейнхардта она не жила... Этот удивительный человек сочетал в себе бешеный темперамент с самой образцовой методичностью, с самой упорной поддержкой дисциплины». Дирижера Н.Молько восхищало, что С. не «покушался» на оперу и не боялся «признать ее тем, что она есть, музыкальным произведением». Своим «духовным отцом» называл С. директор постановочной части «La Scala» (с 1936) Н.

Бенуа. Тонкий стилизатор русской истории, С. ставил также оперы Р.Вагнера и Дж.Верди, проявив способность проникнуть в исторические судьбы, в духовный мир и других народов. Как писала Полевицкая, он попрежнему занимал среди режиссеров всего мира «свое неоспоримо первое место режиссера народных масс». За всю свою творческую жизнь С. поставил свыше 15 0 спектаклей. После смерти в 1939 Л.Мизиновой-Саниной женился на Лауре Бенвенутто. В 1945 встречался с представителями советской военной миссии в Италии, которые уговаривали его вернуться на родину; готов был принять это предложение, но оно не было подтверждено. Оставил незаконченные мемуары. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое санин (наст. фам. шёнберг) александр акимович
Значение слова санин (наст. фам. шёнберг) александр акимович
Что означает санин (наст. фам. шёнберг) александр акимович
Толкование слова санин (наст. фам. шёнберг) александр акимович
Определение термина санин (наст. фам. шёнберг) александр акимович
sanin (nast. fam. shenberg) aleksandr akimovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):