Исторический словарь - сапельников василий львович
Сапельников василий львович
Иогансена. Фортепианную игру он изучал под руководством Л.Брассена (с 1882 по 1884) и знаменитой ученицы Листа С.Ментер. По ее классу С. окончил в 1887 консерваторию. Дебютировал в Гамбурге 20.1.1888 с Первым фортепианным концертом П.Чайковского. За дирижерским пультом стоял сам автор. Это выступление, а также последующие концерты в Лейпциге, Берлине, Париже, Лондоне принесли С.
международное признание. На первой же репетиции стало ясно, что на эстраду пришел исключительный талант. Чайковский так вспоминал об этом: «На репетиции, по мере того, как В.Л.Сапельников превозмогал одно за другим невероятные трудности моего концерта и постепенно разоблачал всю силу и все свойства своего громадного дарования, мой восторг возрастал. И что всего было приятнее, этот восторг разделяли все артисты оркестра, восторженно приветствовавшие его при каждой остановке и.;а особенности в конце. Необычайная сила, 1фасота и блеск тона: изумительная техника, вдохновенная горячность исполнения и вместе с тем поразительное умение владеть собой и не давать увлечению переходить за должные пределы, музыкальность, законченность, полная уверенность в себе вот отличительные качества игры г.Сапельникова. «Великолепно! невероятно! колоссально!» слышалось из уст музыкантов после сделанной ему овации. Можно себе представить, до чего для меня было радостно такое искреннее, неподдельное увлечение немецких артистов игрой нашего будущего знаменитого пианиста!» Чайковский посвятил С. свою фортепианную пьесу «Приглашение к трепаку» op.
72. Чайковский ввел С. в художественные круги крупнейших музыкальных центров Европы. Повсюду искусство пианиста находило восторженный прием. Так, Э.Григ считал его гением, а известный музыкальный критик и теоретик пианизма В. Ниман назвал С., наряду с А. Зилоти, «крупнейшим русским пианистом после А.Рубинштейна». Начиная с конца 80-х музыкант активно гастролировал в европейских музыкальных столицах. В промежутках между поездками он подолгу жил в замке Иттар в Баварии, принадлежавшем С.Ментер.С. был постоянным пропагандистом музыки русских композиторов. Особенно часто в его программах стояли произведения Чайковского и С.
Рахманинова, Второй фортепианный концерт которого впервые прозвучал в Берлине в исполнении С. Известно, что сам Рахманинов высоко ценил искусство пианиста. В 1897-98 по приглашению В.Сафонова С, занял пост профессора Московской консерватории (среди его учеников Н.Метнер), однако вскоре оставил его и возобновил зарубежные гастрольные турне, время от времени выступая и в России. Жил он, главным образом, в Германии близ Мюнхена. В 1916 пианист вернулся на родину и поселился в Одессе, спустя же 7 лет окончательно покинул Россию, ночью перебравшись вброд через пограничную реку. Вплоть до 2-й половины 30-х С. продолжал концертировать, по большей части в Германии и Италии. Нередко выступал он и в качестве дирижера. В своем исполнительстве С. развивал традиции виртуозного романтического пианизма. Игру его отличали яркость, мужественность и пылкий темперамент. Так, Бернард Шоу под впечатлением от исполнения С. шопеновского As-durHoro полонеза писал, что тот «низвергался как обвал под мощными руками пианиста». Однако искусству артиста присуща была и тонкость звуковых красок. Как свидетельствовал тот же Шоу, музыкант «развил до невероятных высот чисто звуковые и тактильные качества своей игры. По деликатности туше, независимости и быстроте движений его левая рука была чудом и ни в чем не уступала правой». «Легкое эфирное туше» отмечал музыкальный критик Э.Розенов в трактовке С. Четвертого концерта Бетховена. Репертуар артиста составляла, главным образом, романтическая музыка: наряду с Чайковским и Рахманиновым Лист, Григ, Брамс. Немногое сохранилось в грамзаписи, в том числе Первый концерт Чайковского, записанный в начале 20-х. С. заявил о себе и как композитор. Он является автором оперы «Хан и его сын», небольших пьес для фортепиано, в том числе весьма популярного в свое время этюда «Танец эльфов». Фортепианная музыка С. по стилю приближается к сочинениям петербургских композиторов беляевского кружка, с их тяготением к тонкому фортепианному письму, созерцательному характеру музыки. .