К началу XVI в. население Северной Америки состояло из большого
числа племён и народностей. По типам хозяйства и историко-этнографической общности они делились на следующие группы: приморские охотники и рыболовы арктической зоны —
эскимосы и
алеуты; рыболовы и охотники северо-западного побережья; охотники северной полосы нынешней Канады; земледельцы восточной и юго-восточной части Северной Америки; охотники на бизонов —
племена прерий; собиратели диких семян, рыболовы и охотники — племена Калифорнии; народы с развитым поливным земледелием юго-запада и юга Северной Америки. Племена арктического побережья Основным видом производственной деятельности эскимосов была
охота на тюленей, моржей, китов, на полярных медведей и песцов, а также рыбная ловля. Оружием служили дротики и гарпуны с подвижными наконечниками из кости. Применялась
копьеметалка. Рыбу ловили удочками с костяными крючками. Морж и тюлень доставляли эскимосу почти всё необходимое:
мясо и жир шли в пищу, жир употреблялся также для отопления и освещения жилища, кожа служила для покрытия
лодки, из неё же делали полог для внутренней части снежной хижины. Мех медведей и песцов, шкуры оленя и мускусного быка шли на изготовление одежды и обуви. Большую
часть пищи эскимосы ели в сыром виде, что предохраняло их от цинги. Наименование эскимосы происходит от индейского слова «эскимантьик», что означает «поедающие сырое мясо».
Индейцы северо-западного побережья Типичными для этой группы были тлинкиты. Главным источником их существования была рыбная ловля;
рыба лососевых пород составляла их основное питание. Недостаток в растительной пище возмещался сбором диких ягод и плодов, а также водорослей. Для каждого вида рыбы
или морских животных существовали особые гарпуны, дротики, копья,
сети. Тлинкиты пользовались костяными и каменными шлифованными орудиями. Из металлов им известна была лишь
медь, которую они находили в самородном виде; её ковали холодным способом. Чеканные медные плитки служили средством обмена. Гончарство не было известно. Пищу варили в деревянных сосудах, бросая в воду раскалённые камни. У этого племени не было ни земледелия, ни животноводства. Единственным прирученным животным была
собака, которая использовалась на охоте. Интересен способ, которым тлинкиты получали шерсть: они загоняли в огороженные
места диких овец и коз, стригли их и снова отпускали на свободу. Из шерсти ткали накидки, позднее из шерстяной ткани стали изготовлять рубашки. Тлинкиты жиличасть года на берегу океана. Здесь они охотились на морского зверя, главным образом на морскую выдру. Дома возводились из оструганных каменным теслом брёвен, без окон, с дымовым отверстием в крыше и маленькой дверцей. Летом тлинкиты поднимались вверх по течению рек для ловли лосося и собирания плодов в лесах. У тлинкитов, как и у других индейцев северо-западного побережья, был развит
обмен. Сухая рыба, истолчённая в порошок, рыбий жир и меха выменивались на изделия из кедра, на наконечники копий и стрел, а также на различные
украшения из кости и камня. Предметом обмена были также рабы-военнопленные.
Основной общественной единицей северо-западных племён был
род. Роды, называвшиеся по именам тотемных животных, объединялись во фратрии. Отдельные племена стояли на разных ступенях перехода от материнского
рода к отцовскому; у тлинкитов при рождении ребёнок получал
имя материнского рода,
но в отрочестве ему давалось второе имя — по отцовскому роду. При заключении брака
жених отрабатывал у родителей невесты
год или
два, затем молодые уходили в род мужа. Особо близкие отношения между дядей с материнской стороны и племянниками, частичное
наследование по материнской линии, сравнительно свободное положение женщины — все эти черты говорят о том, что у племён северо-западного побережья сохранялись значительные
пережитки матриархата. Существовала домашняя
община (барабора), ведшая общее хозяйство. Развитие обмена способствовало накоплению излишков у старейшин и вождей. Частые
войны и захват рабов ещё более увеличивали их
богатство и
власть. Наличие рабства — характерная
черта общественного строя этих племён.
Фольклор тлинкитов, как и некоторых других северо-западных племён, рисует картину зачаточной формы рабовладения: рабы находились во владении всей родовой общины, вернее её подразделения, бараборы. Такие рабы — по нескольку
человек на барабору — выполняли домашние работы и участвовали в рыбной ловле. Это было патриархальное
рабство с коллективным владением рабами-военнопленными; рабский труд не составлял основы производства, а играл подсобную
роль в хозяйстве. Индейцы восточной части Северной Америки Племена восточной части Северной Америки —
ирокезы, мускогские племена и др. — жили оседло, занимались мотыжным земледелием, охотой и собирательством. Они изготовляли орудия из дерева, кости и камня, применяли и самородную медь, которую обрабатывали холодной ковкой.
Железо им не было известно. Оружием служили
лук со стрелами, дубинки с каменным навершием и
томагавк. Алгонкинским словом «томагавк» тогда называлась изогнутая деревянная
палица с шарообразным утолщением на боевом конце, иногда с костяным наконечником. Жилищем прибрежных алгонкинских племён служил
вигвам — шалаш из стволов молодых деревьев, кроны которых соединялись вместе. Образованный таким путём куполообразный остов покрывался кусками древесной коры. У племён восточной части Северной Америки в начале XVI в. господствовал первобытно-общинный
строй. Наиболее типичными для всей группы восточных племён были ирокезы.
Образ жизни и общественное устройство ирокезов были описаны во второй половине XIX в. известным американским учёным Льюисом Морганом, реконструировавшим основные черты их строя до колонизации. Ирокезы жили вокруг озёр Эри и Онтарио и на реке Ниагара. Центральную часть территории нынешнего штата Нью-Йорк занимали
пять племён ирокезов: сенека, кайюга, онондага, онейда и могавки. У каждого племени был особый диалект. Основным источником существования ирокезов было мотыжное
земледелие подсечно-огневого типа. Ирокезы выращивали кукурузу (маис),
бобы, горох, подсолнечник, арбузы, кабачки, табак. Они собирали дикорастущие ягоды,
орехи, каштаны, жёлуди, съедобные корни и клубни, грибы. Любимым лакомством их был кленовый сок, его вываривали и употребляли в виде патоки или затвердевшего сахара. В области Великих Озёр индейцы собирали дикорастущий рис, образовывавший густые заросли у илистых берегов. Для сбора урожая выезжали на лодках, передвигаясь при помощи длинных шестов. Сидевшие в челноке женщины захватывали пучки стеблей риса, нагибали их колосьями вниз и, ударяя по ним палочками, обивали зёрна, падавшие на дно лодки. Большую роль играла охота на оленя, лося, бобра, выдру, куницу и других лесных зверей. Особенно много добычи получали от загонной охоты. Весной и летом ловили рыбу. Орудиями ирокезов служили мотыги и
топоры из шлифованного камня. Ножи и наконечники стрел и копий изготовлялись из самородной меди. Было развито гончарство, хотя и без гончарного круга. Для изготовления одежды ирокезы обрабатывали шкуры, в особенности оленьи, выделывая замшу. Жилищем ирокезов были так называемые длинные дома. Основу этих домов составляли вбитые в землю деревянные стойки, к которым при помощи лыковых верёвок привязывали пластины древесной коры. Внутри дома имелся центральный
проход около 2 м в ширину; здесь на расстоянии примерно 6 м
один от другого были расположены очаги. Над очагами в крыше имелись отверстия для выхода дыма. Вдоль стен шли широкие помосты, отгороженные с обеих сторон простенками. У каждой супружеской пары было отдельное спальное помещение длиной около 4 м, открытое только к очагу. На каждые
четыре помещения, расположенные
друг против друга попарно, устраивался один
очаг, на котором в общем котле варили пищу. Обычно в одном таком доме бывало 5—7 очагов. К дому прилегали также общие кладовые. «Длинный дом» наглядно показывает
характер наиболее мелкой общественной единицы ирокезов — овачиры. Овачира состояла из группы кровных родственников, потомков одной прародительницы. Это была матриархально-родовая община, в которой
производство и потребление было коллективным.
Земля — основное средство производства — принадлежала роду в целом, овачиры пользовались отведёнными им участками.
Мужчина, вступавший в
брак, переходил жить в
дом овачиры жены и участвовал в хозяйственных работах этой общины.
Он продолжал в то же
время сохранять принадлежность к своей родовой общине, выполняя общественные, религиозные и другие обязанности со своими родичами.
Дети принадлежали к овачире и роду матери. Мужчины сообща охотились и ловили рыбу, вырубали лес и расчищали почву, строили дома и ограждали
селения от врагов. Женщины овачиры совместно обрабатывали землю, сеяли и сажали
растения, собирали урожай и складывали запасы в общие кладовые. Сельскохозяйственными и домашними работами распоряжалась старейшая
женщина, она же распределяла съестные припасы. У ирокезов было широко распространено гостеприимство. В ирокезском селении не могло быть голодных до тех пор, пока хоть в одном доме оставались запасы. Вся власть внутри овачиры принадлежала женщинам. Главой овачиры была правительница, выбиравшаяся женщинами-матерями. Кроме правительницы, женщины-матери выбирали военного вождя и «старшину для мирного времени». Последнего европейские авторы называли сахемом, хотя «сахем» —
слово алгонкинское и ирокезы его не употребляли. Правительницы, сахемы и военные вожди составляли
совет племени. Уже после
начала колонизации Америки, но до соприкосновения ирокезов с европейцами, около 1570 г., пять племён ирокезов образовали
союз: Лигу ирокезов.
Легенда приписывает её организацию мифическому Гайавате. Во главе Лиги стоял совет, который составляли сахемы племён. На совет сходились не только сахемы, но и рядовые члены племени. Если предстояло решить важный вопрос, то собирались полностью племена Лиги.
Старейшины рассаживались у костра, остальные размещались вокруг. В обсуждении могли участвовать все, но окончательное решение принимал совет Лиги;
оно должно было быть единогласным. Голосование проходило по племенам; каждое
племя, таким образом, имело
право вето. Обсуждение проходило в строгом порядке, с большой торжественностью.
Лига ирокезов достигла своего расцвета в 70-х годах XVII в. Лесные охотничьи племена Канады В лесах современной Канады жили племена нескольких языковых
семей: атапаскской (кучины, чайпеваи), алгонкинской (часть оджибве-чиппева, монтанье-наскапи, часть кри) и некоторых других. Главным занятием этих племён была охота на оленя-карибу, на лося, медведя, диких баранов и др. Подсобное значение имели
рыболовство и сбор дикорастущих семян. Основным оружием лесных племён были лук и
стрелы, дубины, палицы, копья и ножи с каменными наконечниками. Лесные индейцы имели собак, которых впрягали в деревянные бесполезные сани —
тобогган; на них перевозили кладь во время перекочёвок. Летом пользовались челноками из бересты. Индейцы лесов Севера жили и охотились группами, представлявшими родовые коллективы. В
течение зимы отдельные группы охотников передвигались по лесу, иочти не встречаясь одна с другой. Летом группы собирались в традиционных местах летних стойбищ, располагавшихся по берегам рек. Здесь происходил обмен продуктами охоты, орудиями и оружием, устраивались празднества. Таким образом поддерживались межплеменные связи, развивалась меновая
торговля. Индейцы прерий В прериях жили многочисленные индейские племена. Наиболее типичными их представителями были дакота,
команчи, арапахи и чеиены. оти племена оказали особенно упорное сопротивление европейским колонизаторам. Несмотря на принадлежность к разным языковым семьям, индейцев
прерии объединяли общие черты хозяйственной деятельности и культуры. Основным источником их существования была охота на бизона. Бизон давал мясо и жир для питания, мех и кожу для одежды и обуви, а также для покрытия шалашей. Индейцы прерий охотились пешими, ( Только во второй половине XVIII в. индейцы приручили
лошадь. Завезённые некогда первыми колонистами из Европы, эти
животные, частично одичавшие, образовали стада так называемых мустангов. Индейцы ловили и объезжали их.) с собаками, применяя лук и стрелы. Охота была коллективной. Индивидуальная охота запрещалась. Нарушившего запрет жестоко наказывали. Индейцы прерий не знали металла, они употребляли каменные топоры и молоты, кремнёвые ножи, скребки и наконечники стрел. Боевым оружием были лук, копья и палицы с каменным навершием. Пользовались круглыми и овальными щитами из кожи бизона. Жилищем большинства племён прерий служила коническая палатка из бизоньих шкур. В лагере, представлявшем собой временное
поселение, палатки расставлялись по кругу — так удобнее было отражать внезапные нападения врагов. В центре воздвигалась палатка племенного совета. Индейцы прерий жили племенами, делившимися на роды. У части племён ко времени прихода европейцев существовала ещё матриархальная
организация. У других уже совершился переход к отцовскому роду. Калифорнийские индейцы Индейцы Калифорнии представляли собой одну из наиболее отсталых групп коренного населения Северной Америки. Характерной особенностью этой группы была крайняя этническая и языковая дробность; племена Калифорнии принадлежали к нескольким десяткам мелких языковых групп. Индейцы Калифорнии не знали ни оседлости, ни земледелия. Они жили охотой, рыболовством и собирательством. Калифорнийцы изобрели способ удалять из муки желудей танин и пекли из неё лепёшки; они научились также удалять
яд из клубней так называемого мыльного корня. Охотились с луком и стрелами на оленей и мелкую дичь. Применялась охота загоном. Жилище у калифорнийцев было двух типов. Летом жили главным образом под навесами из ветвей, крытых листьями, или в конических шалашах из жердей, покрытых корой или ветвями.
Зимой сооружали полуподземные куполообразные жилища. Калифорнийцы плели из молодых древесных побегов или корней водонепроницаемые корзины, в которых варили мясо и рыбу: налитую в корзину воду доводили до кипения, погружая в неё раскалённые камни. У калифорнийцев господствовал первобытно-общинный строй. Племена делились на экзогамные фратрии и роды.
Родовая община, как хозяйственный коллектив, владела общей охотничьей территорией и рыболовными угодьями. У калифорнийцев сохранялись значительные элементы материнского рода: большая роль женщины в производстве, материнский счёт родства и
т. п. Индейцы юго-запада Северной Америки Наиболее типичными для этой группы были племена
пуэбло. Данные археологии позволяют проследить историю индейцев пуэбло до первых веков нашей эры. В VIII в. индейцы пуэбло уже занимались земледелием и создали систему искусственного орошения. Они сажали кукурузу, бобы, тыкву и хлопок. У них было развито гончарное
дело, но без гончарного круга.
Керамика отличалась красотой формы и богатством орнамента. Они употребляли ткацкий станок и изготовляли ткани из хлопкового волокна. Испанское слово «пуэбло» значит селение, община. Испанские завоеватели назвали так группу индейских племён по поразившим их селениям, представлявшим собой одно общее жилище. Жилище пуэбло состояло из одного строения из сырцового кирпича, внешняя стена которого замыкала всё селение, делая его недоступным для нападения извне. Жилые помещения спускались уступами внутрь огороженного двора, образуя террасы, так что крыша нижнего ряда служила дворовой площадкой для верхнего. Другой
тип жилищ пуэбло — вырытые в скалах
пещеры, также спускающиеся уступами. В каждом из таких селений жило до тысячи человек. В середине XVI в., в
период вторжения испанских завоевателей, селения пуэбло представляли собой общины, каждая из которых имела свою территорию с орошаемыми землями и охотничьими угодьями. Обрабатываемая земля распределялась между родами. В XVI—XVII вв. все ещё преобладал материнский род. Во главе рода стояла «старейшая мать», которая наряду с военным вождём-мужчиной регулировала внутриродовые взаимоотношения.
Домохозяйство велось кровнородственной группой, состоявшей из женщины — главы группы, её холостых и вдовых братьев, её дочерей, а также мужа этой женщины и мужей её дочерей. Домохозяйство пользовалось отведённым ему участком родовой земли, а также зернохранилищем.
Духовная культура индейцев Северной Америки Господство родовых отношений отразилось и в религии индейцев — в их тотемистических верованиях.
Слово «тотем» на языке алгонкинов буквально означало «его род». Тотемом считались животные или растения, по названиям которых именовались роды. Тотемы считались как бы сородичами членов данного рода, имеющими с ними общее происхождение от мифических предков. Верования индейцев были пронизаны анимистическими представлениями.
У более развитых племён существовала богатая
мифология; из сонма духов природы были выделены верховные духи, которым приписывалось
управление миром и судьбами людей. В культовой практике господствовал шаманизм. Индейцы хорошо знали звёздное
небо, расположение планет и ориентировались по ним в своих путешествиях. Изучив окружающую флору, индейцы не только употребляли дикие растения и плоды в пищу, но и использовали их в качестве лекарств. Современная американская фармакопея многое заимствовала из народной индейской медицины. Очень богатым было художественное
творчество североамериканских индейцев, в частности их фольклор. В сказках и песнях поэтически изображались природа и
жизнь индейцев. Хотя героями этих сказаний часто являлись животные и
силы природы, но их жизнь рисовалась по аналогии с человеческим обществом.
Кроме поэтических произведений, у индейцев существовали и исторические предания, которые рассказывались старейшинами на собраниях. У ирокезов, например, при утверждении нового сахема один из старейшин рассказывал собравшимся о событиях прошлого. Во время рассказа он перебирал снизки белых и лиловых бус, выточенных из раковин, скреплённые в виде широких полос или нашитые в виде узора на полосы ткани.
Эти полосы, известные европейцам под алгонкинским названием
вампум, обычно употреблялись как украшения. Их носили в виде поясов или перевязей через плечо. Но вампум играл также роль мнемонического средства: рассказывая,
оратор водил рукой по узору, образуемому бусами, и как бы вспоминал далёкие события. Вампум передавался также через гонцов и послов соседним племенам как знак полномочия, служил своего рода символом доверия и обязательства не нарушать обещания. Индейцы разработали систему условных знаков, при помощи которых передавали сообщения. Знаками, вырезанными на
коре деревьев или составленными из ветвей и камней, индейцы сообщали нужные сведения. На дальнее расстояние сообщения передавали при помощи костров, днём — дымящихся, ночью — горящих ярким пламенем. Вершиной духовной культуры индейцев Северной Америки была их зачаточная
письменность —
пиктография, картинное
письмо. Дакота составляли
летописи или календари, нарисованные на коже; рисунки передавали в хронологическом порядке события, происшедшие в данном году. .