Исторический словарь - шестов лев исаакович
Шестов лев исаакович
(наст. фам. и имя Шварцман Иегуда Лейб) (31.1.1866, Киев 20.11.1938, Париж) философ-экзистенциалист и литератор. Родился в традиционной еврейской семье. Отец, Исаак Моисеевич Шварцман, был крупным коммерсантом, купцом 1-й гильдии. Выходец из небогатой среды, он создал собственное большое дело мануфактурную торговлю «Мануфактурные склады Исаака Шварцмана». Отличался незаурядным знанием древнееврейской письменности и пользовался авторитетом в еврейской общине. Интересовался зарождавшимся сионистским движением, общался с его учредителями и помогал им. Сын, однако, остался чужд всем этим интересам отца. Свое обучение Ш. начал в Киеве, но заканчивал гимназию в Москве. В 1884 поступил на физико-математический факультет Московского университета, затем перешел на юридический факультет, один семестр учился в Берлине, окончил университет уже в Киеве в 1889. Диссертация его была посвящена рабочему движению и отвергнута цензурой. По окончании университета, в 1890-91, проходил военную службу как вольноопределяющийся, короткое время был помощником присяжного поверенного в Москве. В 1891 вернулся в Киев, чтобы помочь отцу. Опубликовал ряд статей по финансовым и экономическим вопросам. Это был период интенсивных литературных и философских занятий, первых литературных опытов, углубленного изучения В.Шекспира, оказавшего на Ш. большое влияние. В 27 лет опубликовал книгу «Шекспир и его критик Брандес». Участвовал в торговом деле отца до конца 1895, когда заболел острым нервным расстройством, вызванным, вероятно, гнетущей атмосферой предприятия. В 1896 отправился за границу для лечения, побывал в Вене, Карлсбаде, Берлине, Мюнхене, Париже и др. В начале 1897 переехал из Берлина в Рим, здесь познакомился, а в феврале 1897 женился на православной русской девушке Анне Елизаровне (Елеазаровне) Березовской, студентке-медичке. Религиозная нетерпимость отца заставила Ш. долгие годы хранить этот брак в тайне и препятствовала возвращению семьи 1В. в Россию. В течение 10 лет Шестовы жили врозь, в разных городах, чтобы скрыть брак от родителей. Отец Ш., видимо, так и не узнал о нем, а матери он признался после смерти отца. По русским законам брак этот был недействительным, а дети, рожденные в нем, незаконнорожденными. В 1897 у Ш. родилась дочь Татьяна, в 1900дочь Наталья. С согласия Ш. дети были крещены. С осени 1908 Ш. воссоединился с семьей. В 1898-1902 Ш. жил в Берлине, Италии, Швейцарии, наезжая на время в Петербург и Киев. К этому времени относится его знакомство и дружба с С.Дягилевым, сотрудничество в журнале «Мир искусства». В Лозанне закончил книгу о Толстом и Ницше, начал работу о Достоевском и Ницше. В ноябре 1903 из-за болезни отца вернулся в Киев и до осени 1908 работал в семейном деле. Осенью 1908 поселился с семьей во Фрейбурге (Германия), с марта 1910 жил с семьей, главным образом, в Швейцарии, в маленьком городке Коппе на берегу Женевского озера, занимаясь классической европейской философией и богословием. Здесь он открыл для себя нового героя М.Лютера; изучал труды средневековых мистиков и схоластов, многотомные немецкие истории догматических учений, средневековой церкви, лютеранства: в этот период (1910-13) практически не писал. В 1913 начал работу над новой книгой «Sola fide», однако, не успев ее закончить, в 1914в связи с началом 1 -и мировой войны вынужден был вернуться в Россию (начатая рукопись осталась за границей; в 1920, уже находясь в эмиграции, Ш. удалось ее вернуть: частично главы из этой рукописи и высказанные в ней идеи вошли в другие его книги или были опубликованы отдельно, а целиком рукопись «Sola fide» была издана уже после смерти Ш. в Париже в 1966). В Москве Ш. поселился на Плющихе, общался с Вяч.Ивановым, С.Булгаковым, Н.Бердяевым, Г.Шпетом, М.Гершензоном и др. Революцию встретил в Москве, отнесся к ней без энтузиазма. После гибели на фронте единственного сына в 1918 переехал с семьей в Киев. Здесь читал в Народном университете курс лекций «История древней философии», выступал с докладами и публичными лекциями. В октябре 1919 семья из Киева перебралось в Ялту в надежде выехать оттуда за границу. По ходатайству Булгакова и профессора Киевской духовной академии И.Четверикова, а также благодаря широкой известности своих трудов Ш. с декабря 1919 был зачислен приват-доцентом Таврического университета. Однако уже в начале 1920 Ш. с семьей из Ялты выехал в Севастополь, оттуда в Константинополь, а затем через Италию в Париж. Во Франции Ш. прожил до конца жизни. До 1930 жил в Париже, в 1930-38 в парижском предместье, где вел очень замкнутую жизнь. С июня 1921 Ш. член Русской академической группы. В феврале 1922 он был назначен преподавателем (1 час в неделю) историко-филологического факультета Русского отдела Института славяноведения при Парижском университете. Здесь Ш. почти 16 лет читал свободные курсы по философии («свободные» потому что всегда читал и говорил только о тех проблемах философии, которые занимали его в данный момент): «Русская философия XIX столетия», «Философские идеи Достоевского и Паскаля», «Основные идеи древней философии», «Русская и европейская философская мысль», «Владимир Соловьев и религиозная философия», «Достоевский и Кьеркегор», «Религиозно-философские идеи Толстого и Достоевского». В эти годы произведения Ш. публиковались в переводах на европейские языки; он выступал с публичными лекциями и докладами в Германии и Франции; в 1936 по приглашению культурного отдела рабочей федерации посетил Палестину, читал лекции в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе. Репутация Ш. в среде французских интеллектуалов была очень высока; он находился в тесном творческом общении с Э.Гуссерлем, М.Хайдеггером, Л,Леви-Брюлем, Б.Фонданом и др. С 1925 член президиума Ницшевского общества, член Кантовского общества. В декабре 1937 тяжело заболел (кишечное кровотечение), после выздоровления силы восстановить полностью не смог ив 1938 прекратил чтение лекций. В октябре 1938 заболел бронхитом, который перешел в туберкулез. Умер в клинике Буало, похоронен на Новом кладбище в Булони, предместье Парижа, в фамильном склепе. Ш. один из самых своеобразных мыслителей начала XX в. предвосхитивший основные идеи позднейшего экзистенциализма. По свидетельству людей, близко знавших Ш., писать он не любил: вынашивал свои мысли в уединенных прогулках и только после этого заставлял себя «закрепить» их на бумаге; язык его произведений отличается классической простотой, точностью и эмоциональностью. Творчество Ш. насыщено темами великой русской литературы, анализом наследия ряда крупнейших писателей и мыслителей Ницше, Достоевского, Толстого, Шекспира, Паскаля, Лютера, Кьеркегора. После появления первых публикаций Ш. приняли за литературного критика, и он сам отчасти так считал. Главная тема философии Ш. трагизм индивидуального человеческого существования, переживание безнадежности, Ш. отвергает возможность рационального достоверного суждения о смысле мироздания, не верит логике как единственному способу познания окружающего и пытается найти другие формы проникновения в тайны мира. Знание рассматривается им как источник грехопадения человеческого рода, подпавшего под власть «бездушных и необходимых истин» и утратившего свободу. Человек жертва законов разума и морали, жертва универсального и общеобязательного.Ш. восстает против диктата разума над сферой жизненных переживаний, борется за личность против власти общего, за индивидуально-неповторимое. Освобождения от оков необходимости, от законов логики и морали Ш. ищет в Боге, он хочет вернуться в рай, к подлинной жизни, которая находится по ту сторону познанного добра и зла. По существу основная тема размышления Ш. конфликт библейского откровения и греческой философии. Вера дает ему возможность прорыва к тайнам мира и их постижению. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое шестов лев исаакович
Значение слова шестов лев исаакович
Что означает шестов лев исаакович
Толкование слова шестов лев исаакович
Определение термина шестов лев исаакович
shestov lev isaakovich это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):