Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - шлёцер борис федорович

Шлёцер борис федорович

(8.12.188 1, Витебск 7.10.1969, Париж) журналист, философ, музыкальный критик.Ш. вырос в музыкальной семье. Мать, Мария Александровна Ш. (бельгийского происхождения), училась у Т.Лешетицкого (фортепиано); дядя, Павел Юльевич (Августович) Ш. пианист, композитор, профессор Московской консерватории, в классе которого занимались Е.Гнесина, В.Исакович (первая жена А.Скрябина), Л.Сабанеев, Ю.Померанцев, Г.Беклемешев, Д.Корнилов.Ш. учился в Московском университете, затем продолжил обучение на философском отделении университета Брюсселя (социология). В 1901 защитил докторскую диссертацию на тему «Эгоизм». Теорию музыки Ш. изучал в Париже. В начале 900-х возвратился в Россию в качестве политического корреспондента одного из брюссельских журналов, жил в Петербурге и Москве. Посвятил себя глубокому изучению философии, эстетики и теории музыки; выступал как лектор и публицист. В 1902 произошла первая встреча Ш. с А.Скрябиным, творчеством которого он беспредельно восхищался. В том же году Ш. переехал в Москву вместе с сестрой Татьяной, ставшей впоследствии второй женой Скрябина. Ш. вошел в число близких друзей Скрябина, был искренним поклонником эстетических и философских концепций композитора, на становление и развитие которых сам оказал сильнейшее влияние.Ш. пропагандировал музыку Скрябина, стараясь в своих статьях и докладах дать интерпретацию ее философского содержания: утверждал, что ряд произведений Скрябина (Поэма экстаза, Третья симфония) знаменуют собою «начало новой эпохи культуры». Во время революции 1917 Ш. занялся организацией музея музыкальных инструментов в Петрограде. В 1918 переехал в Киев, где пытался создать музей урбанизма. Затем некоторое время жил в Крыму. В 1920, покинув Россию, Ш. обосновался сначала в Константинополе, позже в Брюсселе, где закончил 1-й том начатой еще в Крыму (1919) первой монографии о Скрябине (А.Н.Скрябин, T.I: Личность. Мистерия. Берлин, 1923): 2-й том сочинения так и не был завершен.

С 1921 Ш. поселился в Париже. Здесь при посредстве и по рекомендации С.Прокофьева он стал секретарем редакции журнала «La Revue Musicale». В журнале периодически печатались его статьи. В то же году началось постоянное сотрудничество Ш. с «Nouvelle revue frangaise», где он регулярно, с 1921 по 1957, за исключением 1940-47, публиковал свои хроники.Ш. печатался и в др.

европейских журналах. За долгие годы деятельности как хроникера и остроумного наблюдателя музыкальной жизни Ш. накопил обширные познания, которые служили материалом его книг, бесчисленных статей, этюдов, докладов, новелл (повестей). В 1929 была опубликована работа Ш. об И.Стравинском, с которым автор сблизился после приезда в Париж («lgor Stravinsky»). В статье «Продолжение записок Гринкевича» Ш. дал оценку деятельности русского дирижера С.Кусевицкого как одного из лучших исполнителей симфонических произведений Скрябина. Знакомство с воззрениями Нищие, Гегеля и др. философов оказало на Ш. немалое влияние. Он пересмотрел многие философские понятия, развил, скорректировал и создал свою музыкальную философскую систему.

Музыкальный язык, эмоции и структуры музыкальной выразительности, взаимооношения формы и содержания, их коммуникации, связи между произведением и слушателем, творческое сознание все эти проблемы оказались в центре его философских изысканий. В 1947 вышла книга Ш. «Введение в И.С.Баха», в которой автор доказывает, что классические воззрения на вопросы музыкальной теории и музыкальной эстетики устарели. Это фундаментальное исследование положило начало общему «вторжению» в основы теории и эстетики музыки. Анализу элементов произведения он противопоставляет глобальное понимание динамических его структур, пассивному изучению восстановление того, «что было задумано композитором», наконец, «прямолинейной» идее о том, что музыка это всего лишь экспрессия чувств концепцию творца, созидающего себя в процессе творчества.

Позднее книга была переиздана на испанском и немецком языках. Ее логическим продолжением и углубленным рассмотрением намеченных проблем явилась работа «Проблемы современной музыки» (Париж, 1959), которую Ш. написал в соавторстве со своей племянницей Мариной Скрябиной (дочерью композитора). В 1953 Ш. примкнул к основанной П.Булезом музыкальной группе «Domaine musical», которая организовывала концерты из произведений современных композиторов.

Одним из первых во Франции Ш. сумел распознать исторический и эстетический смысл и значение Новой венской школы и поставил задачу объяснить принципы додекафонной и сериальной музыки. Критические статьи Ш. на музыкальные темы пронизывают тонкие аналогии с русским литературным творчеством, пропагандистом которого во Франции выступал Ш. Он работал над проблемой перевода с русского языка литературных произведений и познакомил Францию с творчеством А.Чехова. Он создал глубокую и оригинальную биографию Н.Гоголя, переводил на французский язык сочинения ФДостоевского.Ш. был известен как поэт. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шлёцер борис федорович
Значение слова шлёцер борис федорович
Что означает шлёцер борис федорович
Толкование слова шлёцер борис федорович
Определение термина шлёцер борис федорович
shlecer boris fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):