Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - шухаев василий иванович

Шухаев василий иванович

(12.1,1887, Москва 14.4.1973, Тбилиси) живописец, график, сценограф, педагог. В 1897 поступил в московское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, которое окончил в 1906 (педагоги К.Коровин, Д.Щербиновский, И.Нивинский, Н.Андреев, С.Ноаковский, И.Жолтовский). В том же году переехал в Петербург, готовился к поступлению в Академию художеств в частной студии. Был принят в класс рисования Академии (мастерская ДКардовского), которую окончил в 1912. Конкурсная картина «Вакханалия» (подражание Рубенсу) дала Ш.

возможность стажировки в Италии (предоставлена Обществом поощрения молодых художников). Зиму 1913 и весну 1914 провел в поездке по городам Италии с другом, художником А.Яковлевым, сделав многочисленные зарисовки прежде всего сангиной, в излюбленной технике Ш.; создал картины «Сусанна и старцы», «Карусель», «Арлекин и Пьеро» (двойной автопортрет совм.

с Яковлевым, находится в Русском музее). В 1914-17 писал стилизованные в духе итальянского Возрождения портреты С.Андрониковой, Е.Шухаевой, Л.Рейснер, исполнил сангиной несколько десятков портретов офицеров 4-го гусарского лейб-гвардии Мариупольского полка для (незаконченного) полотна «Полк на позициях».

В 1915 вместе с Яковлевым выполнил роспись плафона «Девять муз» в особняке Фирсановой на Пречистенке в Москве. Разрабатывал (также с Яковлевым) проекты росписей церкви Николая Мирликийского (в итальянском городе Вари) и зала ожидания Казанского вокзала. В 1914 состоялась первая персональная выставка картин LLL в пользу лазарета деятелей искусств в Петрограде.

В 1915первая выставка работ Ш. в Москве «в пользу пострадавших от войны бельгийцев». В том же году на 9-й выставке Нового общества художников в Петрограде показывал рисунки к монументальному полотну «Поклонение волхвов» (не завершено). Преподавал в 1915 в Новой художественной мастерской, в 1916-17 -на архитектурных курсах Багаевой в Петрограде и в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, в 1917-19 в Академии художеств (профессор-руководитель, вел две мастерские). Сблизился с художниками, членами объединения «Мир искусства» ив 1918 на их выставке в Академии художеств показал 70 своих работ. В 1-ю годовщину Октябрьской революции создал проект оформления Николаевского моста. В том же 1918 вместе с Кардовским и Яковлевым («мастера») организовал недолго просуществовавший союз художников «Цех Святого Луки» («подмастерья» Б.Коварский, В,Мешков, Н.Радлов, Н.Ремизов, М.Фохт). С 1918 занят театральными работами: опера Вагнера «Золото Рейна» в петроградском Народном доме, комедия К.Миклашевского «Четыре сердцееда» в Малом драматическом театре. В 1920 Ш. выехал в Финляндию, жил в Мустамяки, где писал пейзажи, портреты, жанровые картины. В 1921 переехал в Париж. Сразу оказался в среде русской и французской художественной интеллигенции. По свидетельству жены Ш. художницы В.Шухаевой, в Париже «интересных знакомств было достаточно. Одни были близкими друзьями, с которыми мы виделись каждый день, другие менее близкие... Очень близкие художники Александр Яковлев, Иван Пуни, Люсьен Вожель издатель журнала, семья Гальперн. Менее близкие, но достаточно хорошо знакомые дочь Вожеля Мари-Клод (жена писателя Вайяна-Кутюрье), художники Сомов, Добужинский, композиторы Прокофьев и Стравинский, а также Эренбург, Марина Цветаева, Мейерхольд, Шаляпин, Маяковский, князь Дмитрий Святополк-Мирский». В 1920-30-е создал множество работ на библейские темы, жанровые полотна, натюрморты, портреты (в том числе А.Бриана, С.Прокофьева, И .Стравинского, Ф.Шаляпина, Н.Слонимского и др.). Плодовитость Ш.-художника в эти годы была очень высока при также высоком уровне его работ.Ш. становился модным портретистом, поэтому большая часть написанного в эмиграции находится в частных собраниях: выставлялся на международных выставках в Риме (1924), в Нью-Йорке (1925, здесь был выставлен один из лучших портретов балерины Анны Павловой), в Питсбурге (ежегодно с 1924 по 1928), в Дрездене (1926), Мюнхене (1926), Белграде (1930), Праге (1935), в парижских салонах (ежегодно), в Москве (1928, на выставке «Современного французского искусства»). Персональные выставки Ш. прошли в Париже (в 1924, совм. с Яковлевым ив 1929).

В 1929-30 путешествовал по югу Франции и Корсике, в 1930-по Испании и Марокко, сделав сотни зарисовок, которые легли в основу больших жанровых картин (часть из них создана по этим рисункам на родине через 30 лет). С 1924 оформлял спектакли театра-кабаре «Летучая мышь» Н.Балиева (хореографические миниатюры «Степан Разин», «Король приказал барабанить», «Тай Пу», балет «Пастораль»), для труппы Иды Рубинштейн создал декорации к балету «Семирамида» (1934). В 1926 исполнил эскизы декораций и костюмов для кинофильмов «Кармен» и «Песнь торжествующей любви». В 1922-30 много занимался книжной графикой: для парижского издательства «Плеяды» оформил книги: «Флорентийские ночи» Г.Гейне (1925) и «Две любовницы» А.де Мюссе (1928), иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Тургенева, Чехова. Иллюстрации к «Пиковой даме» вошли в золотой фонд графической пушкинианы. В 1932-33 для американского журнала «Vanity Fair» сделал серию карикатур на известных политических деятелей и писателей. Европейская критика поставила Ш. в один ряд с выдающимися русскими и французскими художниками-современниками, причем подчеркивалась его верность русской теме в книжной графике и сценографии; ею проникнуты и фрески внутренних росписей концертного зала частного дома на улице Перголез в Париже (1925; совм. с Яковлевым использована тема «Сказки Пушкина в музыке»). «Ш. коренной русский и, несмотря на долголетнюю работу в Париже, он остается таковым. Он, возможно, единственный из работающих в Париже иностранных художников, кто абсолютно ничего не перенял от французских живописных школ, направлений и традиций. Он убежденный русский, не подчеркивая этого... Работы Ш. монументальны в истинном и лучшем смысле слова», писал немецкий критик П.

Бархан. В Париже Ш. преподавал в своей студии на Монпарнасе и в Русской академии Т.Сухотиной-Толстой, В 1935 Ш. вернулся в Ленинград. Создал эскизы декораций к спектаклям ленинградских театров, эскизы росписей для нового здания Библиотеки им. Ленина в Москве и санатория Наркомтяжпрома в Сочи, совершил поездку в Кабардино-Балкарию, сделав серию этюдов для неосуществленной картины из жизни горцев.

В 19 36 в Ленинграде и Москве состоялась большая ретроспективная выставка работ III, на которой были выставлены работы эмигрантского периода и написанные по возвращении. С 1935 Ш. преподавал в персональной мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (у него начинали учиться С.Петров, В.

Суворов, П.Ивановский и др.). В 1937 Ш. вместе с женой был арестован и выслан в Магадан. Находясь в заключении, оформлял спектакли и концерты магаданского Музыкальнодраматического театра (часть эскизов находится сейчас в местном художественном музее). В 1947 был освобожден и вынужденно поселился в Тбилиси, где вернулся к станковой живописи (портреты грузинских и русских деятелей культуры, пейзажи, жанровые картины), оформил несколько спектаклей в тбилисских театрах, преподавал в тбилисской Академии художеств.

В 1962 заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Персональные выставки Ш. состоялись в Тбилиси (1954, 1962, 1971), Москве (1958), Ленинграде (1962, 1968, 1988). Выставка работ Ш. из частных собраний прошла в выставочном зале журнала «Наше наследие» (1994), Работы Ш. представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, в Бруклинском музее в Нью-Йорке, в Люксембургском музее в Париже, в музеях Великобритании, Бельгии, Чехии, Франции, Австралии, в музеях городов России.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шухаев василий иванович
Значение слова шухаев василий иванович
Что означает шухаев василий иванович
Толкование слова шухаев василий иванович
Определение термина шухаев василий иванович
shuhaev vasiliy ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):