Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - шутов антоний (в миру андрей иларионов)

Шутов антоний (в миру андрей иларионов)

Шутов (Антоний, в миру Андрей Иларионов, 1800 1881) раскольнический архиепископ. Родился в селе Анастасьине, Коломенского уезда, в православной крестьянской семье. Обратясь в федосеевство, был казначеем на Преображенском кладбище. Вследствие строгих мер правительства Шутов задумал уйти в Пруссию и там завести беспоповщинскую обитель. К этому он склонял и настоятеля кладбища, Семена Кузьмина, но безуспешно. Тогда Шутов ушел из Москвы, не сказавшись настоятелю, причем воспользовался процентами с находившихся в кладбищенском сундуке процентных бумаг, но скоро возвратил деньги по почте, а затем возвратился и сам. В 1850 г. Шутов вторично уехал с Преображенского кладбища, снабженный деньгами, книгами и иконами, в беспоповщинскую обитель, устроенную в Пруссии. В Черниговских слободах, в Злынском беспоповщинском монастыре, Шутов принял монашество с именем Антония. В прусской обители настоятель принял Антония недружелюбно, и он удалился в Австрию. В Белой Кринице Шутов был перемазан в поповщину и затем, в 1853 г., там же возведен в архиепископа владимирского. Инок Павел Белокриницкий рассчитывал на то, что за Антонием перейдут в поповщину многие федосеевцы; архиепископство дали Антонию в тех видах, чтобы подчинить ему Софрония. Ни то, ни другое достигнуто не было; вышло лишь усиление беспорядков. Софроний встретил Антония как своего личного врага, составил план особой иерархии, с патриархом во главе, и план этот осуществил. Антоний написал свое послание с изложением законопреступных деяний Софрония и таким образом поповщинский мир сделался свидетелем борьбы двух противников в архиерейских шапках (см. Белокриницкая иерархия, V). Шутов надел архиерейский омофор лишь по честолюбию, и до конца своей жизни не оставлял своих беспоповских убеждений: он строго воспретил попам приносить на литургии просфору за царя, требовал признания Аввакума , Лазаря , Никиты и др. Святыми страстотерпцами, заставлял перекрещивать младенцев, крещенных по какому-нибудь случаю православными священниками. Эти распоряжения производили немалое смущение между поповцами. Еще более неурядиц произвели властолюбивые притязания Антония. В первое время своего архиепископства, Антоний открывал одну за другой епархии: саратовскую (1855), пермскую (1856), казанскую (1856), кавказскую (1857), коломенскую (1858), балтовскую (1859).

Между попами ставленники Антония считались не единицами, а десятками: особый поп поставлялся даже туда, где было не более 30 душ австрийского согласия. К концу жизни Антония поставленных им попов насчитывалось более 200. Чем больше их было, тем более крепким Антоний считал свое положение. В начале 1860 г. он стал именоваться архиепископом московским и всея России.

Это стремление Шутова к преобладанию вызвало сильное неудовольствие в среде раскольнической иерархии; беспорядки осложнились настолько, что для устранения их потребовался приезд в Москву наместника митрополии Онуфрия (1861). Онуфрий более года управлял иерархическими делами в России, но не мог восстановить репутации раскольнических архиереев в глазах поповщинского общества.

Шутов почти 20 лет считался главою окружнической партии, хотя совсем не разделял выраженных в "Окружном послании" мнений (об "Окружном послании" см. Белокриницкая иерархия, V): он всегда готов был отказаться от "Послания" и делал многократные попытки приобрести этой ценою мир с противоокружниками. Это было причиной продолжительной борьбы его с Пафнутием казанским, представителем партии окружников, который в длинных записках подробно исчислял заблуждения и проступки Антония.

Шутов старался оправдываться, но Пафнутий и на его оправдания писал возобличения. О жизни Антония Шутова до возведения его в раскольнические архиереи см. "Воспоминания" архимандрита Павла (напечатаны сначала в "Братском слове" за 1883 г., № 1; вошли в 3-й том его "Полного собрания сочинений", стр. 457 478). Архимандрит Павел находился в близких отношениях к Антонию в те последние 5 лет, которые предшествовали поставлению последнего в архиереи. Есть и другое сказание об Антонии за все время его жизни, от рождения до самой смерти, сочиненное Онисимом Швецовым , бывшим в течение последних 15 лет жизни Антония его ближайшим советником (напечатано, с примечаниями профессора Н. Субботина , в "Братском Слове" за 1883 г., № 1, 3 6). Сказание это написано в прославление Антония, но некоторые фактические данные, не внушающие сомнения, могут быть заимствуемы и из него (см. "Братское слово", 1898, т. II, стр. 73 74, примеч.). "Письма" Антония Шутова напечатаны в III выпуске "Переписки раскольнических деятелей" (М., 1899). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шутов антоний (в миру андрей иларионов)
Значение слова шутов антоний (в миру андрей иларионов)
Что означает шутов антоний (в миру андрей иларионов)
Толкование слова шутов антоний (в миру андрей иларионов)
Определение термина шутов антоний (в миру андрей иларионов)
shutov antoniy (v miru andrey ilarionov) это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):