Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - сильвестр (священник московского благовещенского собора)

Сильвестр (священник московского благовещенского собора)

Сильвестр священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI века. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нём в Царственной книге относится к 1541 году, когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича ; но это известие не подтверждается показаниями других источников, и появление Сильвестра в Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и 1547 гг.: он или был вызван из Новгорода Митрополитом Макарием , знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При такой постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил появление Сильвестра в Москве князь Курбский : увлечённый библейским образом пророка Нафана, обличающего царя Давида, он рисует эффектную картину исправления молодого царя под влиянием Сильвестра. Еще более усилил краски своим риторизмом Карамзин , изобразив Сильвестра являющимся пред Иоанном в момент московского пожара 1547 года "с поднятым, угрожающим перстом" и с пламенной обличительной речью. В этой речи Сильвестр, по словам Курбского, указывал Иоанну на какие то "чудеса и якобы явления от Бога", причем Курбский замечает об этих чудесах: "не вем, аще истинные ибо так ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его нравов умыслил был себе сие". К подобному "благокознению" Сильвестр прибёг, по объяснению Курбского, с той же целью, с какой отцы иногда стараются подействовать на своих детей "мечтательными страхами". Каковы были чудеса, о которых рассказывал Сильвестр, мы не знаем, но что это педагогическое средство им было действительно применено, нам подтверждает и сам Иоанн, упоминая в письме к Курбскому о "детских страшилах". Д.П. Голохвастов и архиепископ Леонид полагают, что указанными "страшилами" могли быть те примеры из библейской, византийской и русской истории, которые приведены в послании Сильвестра к Иоанну, находящемся в так называемом Сильвестровском сборнике. Как бы то ни было, влияние Сильвестра на молодого царя началось с 1547 года.

Духовником царя Сильвестр не был, так как за время его близости к царю эту должность занимали другие лица; официального участия в церковных и государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна Сильвестр не принимал; воздействие его было неофициальное, через других выдающихся по своему положению людей. Благодаря его связям, оно могло быть сильным: недаром же и для Иоанна, и для Курбского Сильвестр, наряду с Адашевым , являлся передовым вождём "избранной рады". В 1553 году начинается "остуда" царя к Сильвестру, из-за дела о престолонаследии, возникшего во время болезни Иоанна; в 1560 году Сильвестр окончательно удаляется от двора, так как царь уже вполне утвердился в подозрении, что бояре "подобно Ироду, грудного младенца хотели погубить, смертью света сего лишить, и воцарить вместо его чужого". Мотивом к такому окончательному повороту была смерть царицы Анастасии , происшедшая, по мнению царя, также по вине бояр. Когда друзей Сильвестра постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозёрский монастырь, где и постригся с именем Спиридона. Курбский утверждает в своей "Истории", что Сильвестр был сослан в заточение в Соловецкий монастырь, но это известие не подтверждается другими источниками. Год смерти Сильвестра неизвестен: Голохвастов принимает дату 1566 год, но прочных оснований для неё не указывает. Умер Сильвестр в Кирилловом монастыре, а не в Соловках, судя по тому, что его "рухлядь" пошла на помин его души именно в Кириллов монастырь. После Сильвестра в этих двух монастырях остались некоторые рукописи, пожертвованные им еще до опалы. Такого рода пожертвования подтверждают известие о любви Сильвестра к просвещению. Из собственных его сочинений известны два послания к князю Александру Борисовичу Шуйскому-Горбатому : одно разъясняющее ему обязанности царского наместника, а другое утешительное после опалы, а также упомянутое выше послание к царю, отличающееся яркостью образов и энергией увещания. Важнейшим трудом Сильвестра следует признать редакцию "Домостроя". В этом замечательном памятнике литературы XVI века, несомненно, Сильвестру принадлежит 64-я глава "Послание и наказание от отца к сыну", называемая "Малым Домостроем" и отличающаяся преимущественно практическим характером.

Сильвестр старается внушить своему сыну житейскую мудрость, доходя в этом отношении иногда до крайности. Это было причиной весьма сурового отзыва Соловьёва, указавшего, что все христианские добродетели понимаются Сильвестром с точки зрения материальной пользы и в его советах сквозит человекоугодничество, которое не может быть осуществлено без сделок с совестью.

Что касается предшествующих глав "Домостроя", то они, вероятно, не были собственным произведением Сильвестра, а явились результатом постепенного накопления правил, касавшихся обязанностей религиозных и семейно-общественных, а также домашнего хозяйства. По мнению профессора Некрасова , "Домострой" сложился в Новгороде и изображает жизнь богатого человека. Это мнение встретило довольно веские возражения со стороны графа Михайлова, который указал в "Домострое" много черт чисто московских, а те особенности, которые признавались г. Некрасовым исключительно новгородскими, наметил в сильной степени и в московском быту.

Такое же разногласие существует и относительно редакций "Домостроя": г. Некрасов признаёт древнейшей редакцией список общества истории и древностей, а список Коншинский считает московской (принадлежащей Сильвестру) переделкой памятника; г. Михайлов считает первоначальной (принадлежащей Сильвестру) редакцией Коншинский список, как представляющий большую стройность и внешнюю, и внутреннюю, чем список общества, который является в некоторых частях не совсем умелой компиляцией.

Во всяком случае участие Сильвестра в составлении "Домостроя" не отвергается исследователями, но вопрос о степени этого участия ещё нельзя считать окончательно решённым; указания г. Михайлова на сравнительную древность редакций памятника более обоснованы, чем заключения г. Некрасова, но требуют ещё дальнейшей разработки. Не решён также вопрос, как понимать "Домострой": есть ли это идеал, к которому стремилась русская жизнь XVI века, или прямое отражение действительности? Из источников "Домостроя" многие указаны г. Некрасовым: это Священное писание, творения отцов церкви, "Стослов" Геннадия и других.

Г. Некрасовым рассмотрены также и аналогичные "Домострою" произведения литератур западных и восточных: но в сущности такие сравнения, указывая на сходство или различие отдельных черт, ничего не дают для объяснения происхождения самого памятника. Тоже надо сказать и о попытке г. Бракенгеймера провести параллель между нашим "Домостроем" и одним византийским литературным произведением.

По содержанию "Домострой" делится на три части: 1) "о строении духовном"; здесь излагаются правила религиозного характера, рисуется аскетический идеал "праведного жития"; наставления регламентируют малейшие подробности духовной жизни, так что указывается даже, как содержать иконы в чистоте; 2) "о строении мирском" ряд правил о том, как обращаться с женой, детьми, домочадцами; в этих правилах отражается грубость нравов, развившаяся у нас под влиянием татар, хотя не следует забывать, что в эту эпоху плетка по отношению к жене и сокрушение ребер младенцев как воспитательное средство совсем не были чужды и западноевропейским нравам; 3) "о строении домовном" множество мелочных наставлений по части домашней экономии.

См. Голохвастов и архиепископ Леонид "Благовещенский иерей Сильвестр и его писания" (Москва, 1874); епископ Сергий (Соколов) "Московский благовещенский священник Сильвестр как государственный деятель" (Москва, 1891); "Сборник государственных знаний", том II (статья Замысловского, Санкт-Петербург, 1875); Некрасов "Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского "Домостроя" (Москва, 1873); "Журнал Министерства Народного Просвещения", том 261, 262, 263 и 270 (статьи г. Михайлова и ответ г. Некрасова); Бракенгеймер "´Aleksiu Komnenu poiema parainetikon (греч.) в сравнении с русским Домостроем" (Одесса, 1893); Ключевский "Два воспитания" ("Русская Мысль", 1893). Издания Домостроя 1849 г. в "Временнике" Московского Общества Истории и Древностей (Голохвастова), 1867 г. (Яковлева, Санкт-Петербург) и 1887 г. (Одесса). Послания Сильвестра изданы Н.И. Барсовым в "Христианском Чтении", 1871 год. Важна также статья И.Н. Жданова "Материалы для истории Стоглавого собора" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876). А. Бороздин. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сильвестр (священник московского благовещенского собора)
Значение слова сильвестр (священник московского благовещенского собора)
Что означает сильвестр (священник московского благовещенского собора)
Толкование слова сильвестр (священник московского благовещенского собора)
Определение термина сильвестр (священник московского благовещенского собора)
silvestr (svyaschennik moskovskogo blagoveschenskogo sobora) это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):