Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - степун федор августович

Степун федор августович

(6.2.1884, Москва 23.2.1965, Мюнхен) религиозный философ, историософ, культуролог, социолог, теоретик искусства, писатель и публицист. Родился в расположенном в Москве доме «Человеколюбивого общества», что, как иронично замечал сам С. ко многому обязывало. Предки С. по отцу владели земельными угодьями между Тильзитом и Мемелем. Кроме литовской и немецкой крови, у С. были примеси французской и шведско-финской крови по линии матери, в роду которой (Аргеландер) встречаются уважаемые имена протестантских пасторов. Спустя три года после рождения Федора семья переехала в имение недалеко от Калуги, где отец получил место директора известной на всю страну кондровской писчебумажной мануфактуры. Природа средней полосы, провинциальная жизнь и связанные с ней воспоминания способствовали глубокому вживанию в образ России, ставший впоследствии одной из ведущих тем его творчества. По настоянию отца в 1894 С. поступил в московское реальное училище Св.Михаила, которое окончил в 1900. В выборе дальнейшего пути колебался между желанием изучать философию и тягой к художественному творчеству. Так и не приняв окончательного решения, С. отправился для отбытия воинской повинности на год (1901) в мортирный дивизион, стоявший в Коломне. Затем по совету матери и доцента Московского университета Б.Вышеславцева С. в 1902 выехал для продолжения образования в Гейдельберг. Там в университете он изучал философию, историю, политическую экономию, государственное право, историю искусства и литературы, стал учеником В.Виндельбанда. Пройдя курс обучения в Гейдельбергском университете, С. защитил докторскую диссертацию по историографии Вл.Соловьева, после чего отправился путешествовать по Франции и Италии. " Формирование философских взглядов С. проходило под влиянием неокантианства, Вл.Соловьева, символизма, немецкого романтизма (особенно Шлегеля и Новалиса) и мистицизма (Плотина, Мейстера Экхарта, Шеллинга, Рильке) и вполне завершилось в 1910, когда в сборнике «О мессии. Очерки по философии культуры» (Лейпциг, 1910) появилась его статья «Трагедия творчества (Фр.Шлегель)». В ней С. предпринял первый набросок своей философии культуры, стержнем которой стала формулировка противоречия между душевнодуховным планом личности (жизнью) и объективированными в процессе творчества ценностями (культурой). С возвращением в Россию в 1910 С.

принял самое деятельное участие в издании международного ежегодника по философии культуры «Логос» (1910-14, 1925), постоянными участниками и редакторами русского издания которого стали, кроме него, адепты «научной метафизики» С.Гессен, Э.Метнер, Б.Яковенко. «Задачей русского «Логоса», писал С,, было подведение методологического фундамента под научно ...малоозабоченную русскую философию, как религиозно-интуитивного, так и марксистско-догматического характера».

Свое направление авторы «Логоса» противопоставляли деятельности православно-славянофильского издательства «Путь», вокруг которого были объединены такие известные философы и богословы как Г.Рачинский, Е.Трубецкой, В.Эрн, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Флоренский, Позднее, однако, некоторые авторы «Логоса», среди которых был и С., перешли на религиозные позиции и даже стали деятельными членами православной церкви.

1910-14 период напряженной творческой деятельности С. Он являлся членом «Бюро провинциальных лекторов», в качестве которого объездил почти всю Россию, особенно часто посещая волжские города; выступал на заседаниях Религиозно-Философского общества им. Вл.Соловьева: входил в кружок И.

Астрова; участвовал в семинарах в издательстве «Мусагет», читал лекции в Московском народном университете. В журналах «Труды и дни», «Русская мысль», «Северные записки» был напечатан ряд ярких статей С. В «Логосе» (кн. 3-4, 1913) опубликована во многом программная для С. философская работа «Жизнь и творчество», в которой он пытался «на почве кантовского критицизма научно защитить и оправдать явно навеянный романтиками и славянофилами религиозный идеал».

Разразившаяся 1-я мировая война отвлекла С. от научной и литературной работы. В начале октября 1914 он в составе 12-ой Сибирской стрелковой артбригады отправился на Галицийский фронт, в 1915-на Рижский фронт, где был тяжело ранен. Спустя 10 месяцев, проведенных в армейских лазаретах, в 1916 возвратился в Галицию. Свои переживания, связанные с участием в военных действиях, описал в философско-автобиографическом романе «Записки прапорщика-артиллериста» (М..1918), признанном критиками одной из лучших книг о 1-й мировой войне. С началом Февральской революции С. попал во главе армейской делегации Юго-Западного фронта в Петроград, где остался в качестве фронтового представителя во Всероссийском Совете рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Не удовлетворенный своей деятельностью, С. возвратился на фронт как правительственный комиссар и принял участие в съезде Юго-Западного фронта в Каменец-Подольском. Вскоре С. вновь был вызван в Петроград, где возглавил культурно-просветительскую часть при политическом отделе военного министерства, редактировал одновременно журнал «Инвалид»; некоторое время исполнял обязанности начальника политического управления при военном министерстве. После ухода в отставку работал редактором журнала «Армия и флот Свободной России» (быв. «Инвалид»). Утром 24.10.1917 арестован в Мариинском дворце солдатами Кексгольмского полка, но вскоре освобожден. После октябрьского переворота С. перебрался в Москву, где весной 1918 сотрудничал в оппозиционной прессе, заведовал культурнофилософским отделом в правоэсеровском «Возрождении». С началом гражданской войны был призван в Красную армию и лишь благодаря вмешательству А.Луначарского оставлен в Москве, назначен на должность заведующего репертуаром при «Показательном театре революции». После постановок «Царя Эдипа» Софокла и «Меры за меру» Шекспира С. был уволен из театра за «явное непонимание сущности пролетарской культуры». Однако, по его мнению, специфически пролетарской культуры «и быть не может: культура требует языка, а у пролетариата, как и у каждого класса, есть только терминология». Покинув театр, С. остался в Москве, читал лекции в ряде театральных студий, преподавал в Вольной Академии духовной культуры, делал доклады в аудиториях Политехнического музея, вел интенсивную литературную работу. В 1919 С. вместе с женой решил обосноваться в деревне, где они вместе с другими родственниками организовали небольшую коммуну, работавшую с разрешения местного исполкома на 14 десятинах земли, оставшихся от имения тестя С. В 1922 С. был составлен сборник «Освальд Шпенглер и закат Европы» и выпущен под его редакцией литературно-художественный сборник «Шиповник», куда вошли, кроме статьи самого С,, работы Н.Бердяева, П.Муратова, Л.Леонова, Б.Пастернака. Осенью 1922 С. вместе с другими известными деятелями русской культуры был выслан из Советской России. С. нашел пристанище в Германии и первоначально поселился в Берлине; стал одной из самых заметных фигур культурной жизни эмиграции. При его непосредственном участии выходили журналы «Современные записки» (зав. лит.-худ. отделом) и «Новый Град» (соред. вместе с Г.Федотовым и И.Фондаминским). Формируя программу «Нового Града», С.

отмечал отсутствие жестких партийных рамок в направлении журнала. Главным для «новоградцев» был вопрос духовности, а не конечных целей движения. Возможность выхода из глубокого духовного, социального и экономического кризиса, поразившего мир, они связывали «с христианской культурой средневековья, со свободолюбивым гуманизмом Возрождения и с либеральным социализмом, требовавшим такой хозяйственной системы, которая гарантировала бы каждому человеку возможность полного развития своей личности». С. убежденный христианский демократ. Его политические взгляды эволюционировали от правого крыла партии социалистов-революционеров к позиции религиозных социалистов типа П.Тиллиха во времена Веймарской республики. В 1923 вышли в Берлине книга С. «Жизнь и творчество», составленная из статей, уже опубликованных в России, и работа «Основные проблемы театра», в которой философ продолжал разработку ключевой для него темы противоречия жизни и творчества: «Каждый человек, осознающий себя на достаточной глубине, неизбежно осознает себя в раздвоении, каждый дан себе как бы двояко, дан себе как несовершенство, как то, что он есть, и как совершенство, как то, чем он должен стать, дан себе как факт и задан себе как идеал; дан себе как хаос и задан себе как космос... Жизнь, изживаемая нами изо дня в день, не жизнь вовсе. В ней господствует слепой случай, в ней царит обман... подлинная жизнь «это жизнь как содержание трагедии». Та же мысль о высокой культурной миссии театрального искусства, соединяющего и возвышающего актеров и зрителей, проводилась С. в работе «Театр и кино» (Берлин, 1932). В 20-30-е С.

сосредоточился на проблеме исторической судьбы России и осмыслении феноменов революции и большевизма. В «Новом Граде» (1934, № 8) появилась его программная статья «Идея России и формы ее раскрытия», в которой он, в частности, отмечал, что «русскость есть качество духовности, а не историософский политический и идеологический монтаж», и потому раскрытие русской идеи «требует не формул, а тщательной живописи исторического пути и лица России».

Большевизм С. трактовал как результат «ложного направления религиозной энергии русского народа, псевдоморфоза русской потребности верить» и потому большевизм «не может быть преодолен ничем иным как возрождением веры в Распятого». Эти идеи развивались С. в работе «Das Antlitz RuBlands und das Gesicht der Revolution» (Leipzig, 1934), а феноменология революции исследовалась им в серии очерков «Мысли о России», печатавшихся в «Современных записках» (1923-28). Опираясь в своих философских интуициях на учения о положительном всеединстве и цельном знании Вл.Соловьева и славянофилов, С. придерживался стратегии синтеза всех человеческих познавательных способностей. Отсюда своеобразие его писаний, часто шокирующих парадоксами и похожих одновременно и на научные изыски, и на философские рассуждения, и на глубоко личную лирическую прозу. Наиболее ярко этот синтез нашел свое выражение в религиозно-философском романе в письмах «Николай Переслегин» (Париж, 1929) и мемуарах «Бывшее и несбывшееся» (тт. 1-2, Нью-Йорк, 1956). Органичность и наблюдательность С., умение, как писал литературный критик Ю.Иваск, «охватить целое, а не части (форму, стиль, настроение)», позволяла ему глубоко проникать в тайну художественного творчества и творческой личности. Это в полной мере проявилось в работе «Встречи: Достоевский Лев Толстой Бунин В.Иванов Белый Леонов» (Мюнхен, 1962), а одна из последних книг С. «Mystische Weltschau. Fiinf Gestalten des russischen Symbolismus» (Munchen, 1964), по свидетельству долголетнего собеседника, личного секретаря, друга и ученика философа, А.Штаммлера, «не только самое глубокое, проникновенное толкование символизма, которое ныне существует на каком бы то ни было языке, но также подведение итогов богатейшей жизни и творчества самого С.». В статье, посвященной памяти С., Штаммлер нарисовал портрет философа: «С. меня поразил: в нем было что-то львиное, при этом благосклонное, приветливое, открытое; глубокая серьезность соседствовала с милой шутливостью, глаз иногда прищуривался, лукаво подмигивал. Это был с головы до пят русский барин, но вместе с тем несомненно и ученый, одновременно и человек с некоторыми чертами театральности, светский человек, офицер и хороший наездник». Черты аристократизма отмечал у С. и один из редакторов «Современных записок» М.Вишняк: «Элемент игры и театра, импровизации, вдохновения или выдумки чувствовались во всем, о чем бы он ни говорил или писал». Именно неподражаемый артистизм вкупе с незаурядным ораторским талантом принесли С.

славу одного из лучших ораторов Германии. В 1926 С. был приглашен на кафедру социологии в дрезденское Высшее техническое училище, откуда в 1937 он был уволен нацистским правительством без права печатного и устного выступления по причине, как иногда иронично выражался С., «неисправимой русскости, жидофильства и склонности к религиозному мракобесию».

Чудом избежав гибели во время бомбардировки Дрездена в 1945, но потеряв все свое имущество, С. перебрался сначала в небольшой городок Тагернзее, а оттуда в Мюнхен. В 1947 С. пригласили возглавить созданную специально для него кафедру истории русской культуры в Мюнхенском университете Людвига Максимилиана, где он вплоть до 1960 читал курсы по русской литературе (в основном символизму) и социологии русской революции.

По словам Штаммлера, «он был одним из самых блестящих лекторов, когда-либо читавших в Мюнхенском университете». В послевоенные годы С. активно сотрудничал в периодических изданиях эмиграции (альманахе «Мосты», журналах «Опыты», «Новом журнале» и др.), одновременно являлся одним из учредителей и постоянных представителей Товарищества зарубежных писателей.

К 80-летию С. правительство ФРГ наградило его высшим знаком отличия.С. скоропостижно скончался, возвращаясь с одной из своих публичных лекций. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое степун федор августович
Значение слова степун федор августович
Что означает степун федор августович
Толкование слова степун федор августович
Определение термина степун федор августович
stepun fedor avgustovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):